Качели директора

Николай Палубнев
То, другое для нас, время, которое будто бы навсегда кончилось, порою даёт о себе знать. Тогда  все не хотели жить так, что было невыносимо стыдно за свои дела. Но мы выполняли нужную работу, в тот момент этого требовала политическая ситуация. И не вам судить – насколько и в чём мы обманывались, совершая непоправимые ошибки.

Я, директор обычного советского завода, точно знал, что, выполняя гражданский долг на своём участке, каждый вносил лепту в общее дело. Пусть говорят – незаменимых людей нет, но в маховике истории любая личность несёт свой сантиметр нагрузки, без неё всё развалится.

Я всегда с тяжёлым чувством провожал на пенсию пожилых работников. Что я мог им предоставить в обмен на жизнь в коллективе? Конечно, за годы труда они уставали, но что представляет собой этот пресловутый заслуженный отдых? Для меня было удивлением, что в Японии, где высокая продолжительность жизни и узаконенное нравственно уважительное отношение к старшему поколению,  нет и в помине проводов на пенсию, вообще пожилые люди увольняются, когда захотят,  по собственному желанию. И возьмите советский образ жизни! Трезвость – норма, старикам всегда почёт. А на деле получалось наоборот. Сейчас мне тяжело вспоминать, сколько великих, способных ещё на многое, жизнь выбросила на обочину. И было это при провозглашении общечеловеческих принципов добра, справедливости.

Что в оправдание можно возразить? Может привести подобные примеры из истории? Но мы же потомки тех людей, которые уже совершили свои ошибки, но при других, отличных от нынешних, условиях. И отцы оставили нам умения, знания. Мы должны быть лучше них, сохраняя наработанное, привнести новое. И что получается сейчас? Ещё хуже, при тенденции вымирания, повсеместного зла, плохого отношения к людям и к природе.

О молодёжи необходимо ещё сказать. Система воспитания конечно нужна. Но при индивидуальном подходе, например  на Западе, то есть в Европе, плоды и результаты более приемлемы. И не сомневайтесь, коллективный дух не пострадает.  Вырастает при таком деле также полноправный гражданин.

Было ли мне когда-нибудь так тяжело, что…

Ну, вы понимаете.

Да, мои отношения с депрессией качественно отличаются от обычных. Воля, когда борьба  с обстоятельствами сводится к борьбе с самим собой, никогда меня не подводила. Принимать близко к сердцу семейное не получалось. Полностью отдавал себя работе.
Люди. Я им доверял полностью. Тем, кто меня подводил, низкий им поклон. Я в них не ошибся. Они научили быть сильным и просчитывать ситуации на два шага вперёд. Хотелось ли временами бросить должность, не из-за слабости, порыва, а ради мечты, чтобы спокойно уйти, стать, например, дворником. Но любовь к людям, ответственность за то, чтобы у них было всё нормально, останавливали меня.

О личной жизни и том, кем стал я сейчас, говорить не буду. Это не интересно, по-моему, современным людям, но одно необходимо заметить. Если бы довелось встретиться с собой в молодости, как бы с другим человеком. Я бы сказал ему – иди вперёд, не оглядывайся, тебя ждёт всё, что можно прийти в самую беспокойную голову.  Но не забывай записывать выработанные тобой правила жизни. Они помогут потомкам не ошибиться и принимать решения в будущем в обход любой роковой случайности.