Право на ошибку. Глава 1. Итоговые контрольные

Лариса Молчанова
    Поздняя ночь.На столе две стопки проверенных тетрадей для контрольных работ по русскому
 языку и математике.Сидит учительница,обхватив голову руками.Устала? Конечно. Но она плачет! Между прочим,из-за вас,дорогие дети.Вы крепко спите и никогда об этом не узнаете.
В понедельник кое-кто из вас тоже расстроится,кое у кого зачешется попа в горьком предчувствии. А пока вы уверены,что старались изо всех сил и вовсе не хотели обидеть
Валентину Ильиничну.Она и не обижается.Она недоумевает.Почему?! А слезы-это минутная
слабость.Они сами льются.Без разрешения.
    Валентина Ильинична изучала опыт передовых учителей.Что могла,применяла в работе:
опорные схемы С.Лысенковой,развивающие приемы Ш.Амонашвили.И сама кое-что придумывала.
Вот стоит у доски Анечка Сурко,выполняет сложение с переходом через десяток,комментирует:
-  47+8 Восемь состоит из 3 и 5. Значит,47+3=50. Все!
-  Как все? А 5 куда дела?
-  Ой!Опять забыла! 50+5=55.
Чтобы Аня не ошибалась,решили рассуждать так: восемь состоит из 3 и 5,беру 5 и кладу в
карманчик фартука,а 3 прибавляю к 47. 47+3=50.Вынимаю из кармана 5. 50+5=55. Кажется,что тут особенного? Но именно это движение руки-беру 5,кладу в карман,вынимаю-помогло девочке решать такие примеры. И по русскому были находки.Она сама сочиняла тексты для диктантов и
предложения для классных работ,а не брала готовые из методичек.Те были нудные и безликие-
для всех учащихся страны.А она писала о них,о детях ее класса:то о Наде,то о Лене,то о Коле,то о Никите. " Ребята,сегодня диктант о том,как Женя победил на школьных соревнованиях,"-говорила Валентина Ильинична,и детские глаза озорно загорались:ребята
помнили этот смешной случай из Жениной жизни.А то бывает,напишет она на доске предложение:
"Прочитайте и догадайтесь,о ком я его написала и почему." Не только детям,ей самой нравилась такая учеба и игра.
    И вот итоговые контрольные за третью четверть- сплошные "двойки" и "тройки". Только
девять человек написали на "хорошо" и "отлично". "Лутше","тишена".Как говорят,так и пишут.Не как учат правила,не как диктует учитель.Скорей всего они и не вслушиваются.
Говорят "лутше" и пишут "лутше". Она вспомнила,как из-за шума в актовом зале не начинался
концерт,и завуч призвала: "Ребята! Давайте дружно скажем ти-ши-на!" И дети громко закричали:"Ти-ше-на!" А еще.На перемене,играя,мальчики колотили Диму по спине,а он в
восторге орал:" Хватет!" Вот вам и родной язык.
   Теперь придется оправдываться,доказывать,что сделала все,что могла.И вроде бы получалось.Как их учить? Не знаю.Не знаю! Тщательные работы над ошибками ничего или почти ничего не дают,только мучают своим однообразием. Нет сил! Пойду спать: утро вечера
мудрее- завтра что-нибудь придумаю.Уже у засыпающей промелькнуло:"Научи учиться..."