Белые волки в изгнании... Художник К. Попов

Николай Бичехвост
             Попов Константин Васильевич,
             художник, белоэмигрант

    В русских кругах Буэнос-Айреса, столицы Аргентины, знают имя этого талантливого художника.
При жизни Константина Попова блистало более 40 его персональных выставок в столице, городах Росарио, Мендоса, Мар-дель-Плата и других.

     Но вряд ли знают о поразительном творчестве и судьбе художника Попова его земляки из казачьей станицы Михайловской, в которой он родился в 1897 году.
     И не потому, что земляки не желали о нем знать, а потому, что советская власть всякие сведения об успешной жизни белоэмигрантов за границей тщательно скрывала от своих граждан. Тем более о талантливых казаках зарубежья!

      Константин Попов образование получил в казачьей донской столице Новочеркасске. Проявил дарование к рисованию и был принят в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Среди учителей его был художник К.А. Коровин, писавший в Москве декорации по эскизам известных живописцев В.Васнецова, В.Поленова и бывший художником при Императорских театрах.
      Очевидно, он и заложил юному Константину Попову искусство театральной декорации, тонкого колорита пейзажей и интересного портретиста.

      Но в творческую судьбу Попова вмешалась смута революции и в 1918 году он возвращается в свободный от красных частей Новочеркасск. Вместе с отчаянной молодежью Дона встает в шеренги Белого движения.
     Участвует в сражениях гражданской войны.
Но от бессмысленной кровавой бойни стали уставать и красные и белые. Белое движение потерпело явное поражение.

     В 1920 году Попов с остатками армии Врангеля в составе Атаманского военного училища эвакуируется через Черное море  на остров Лемнос в лагеря беженцеы-изгнанников. Но и здесь не проходила у него взбудораженная память о былом:

      Забыть ли, как на снегу сбитом
      В последний раз рубил казак,
      Как под размашистым копытом
      Звенел промерзлый солончак,
      И как минутная победа
      Швырнула нас через окоп,
      И храп коней, и крик соседа,
      И кровью залитый сугроб.
 
    С отрядом офицеров эмигрирует он в Болгарию. Поступает в Академию художеств, которая через два года направляет его в Рим для совершенствования в
искусстве. На жизнь он зарабатывает, расписывая  различные декорации в театре «Констанца». Так прошли три года.

     В 1926 году Константин Попов переезжает во Францию, и работает день-ночь на заводе «Ситроен».
    И тут судьба проявляет к нему благосклонность.
Попов встречает своего бывшего профессора, К.А.Коровина, находящегося в эмиграции. Благодаря его помощи Попов смог возвратиться к желанной  деятельности  художника. Дирекция престижного театра Шан-э-Эпизе приняла его в качестве художника-декоратора - и не разочаровалась!

     Парижская богема в течение пятнадцати лет восторгалась зрелищными театральными декорациями Попова, написанными для парижской группы Московского художественного театра, русской оперы Церетели, хора Аргенева-Славянского, к постановкам балета Анны Павловой и других.

       Обретший славу в Европе, Попов в 1936 году получает персональное приглашение из-за океана -  приехать на солидную работу в Аргентину, в которой проживало до двухсот тысяч эмигрантов из России.
 
     В столичном Буэнос-Айресе, в группе лучших художников мира, Попов участвует в уникальной росписи стен и потолка огромного театра «Бабилония», общей площадью 5 тысяч кв. метров живописи, и панно во «Дворце танца», где среди национальных танцев им запечатлен наш жгучий «Казачок».
     Константин Васильевич писал красочные декорации в театрах Буэнос-Айреса, как «Колон», «Атенео» и других. Публике известен был также колоритными тропическими пейзажами, броскими натюрмортами и портретами.

     Он, неутомимый художник, участвовал в культурной жизни русской колонии, где имелись различные объединения, драматический кружок, ставящий
спектакли русских классиков.
    В Аргентине слышал русскую речь и песни, видел славянские лица. Встречались даже волжские переселенцы-колонисты из Камышинского уезда на Волге.

     «Связующим и осведомленным о русской жизни в Аргентине центром служит местная газета «Русский в Аргентине». Редактором ее является бывший парижанин, инженер Г.М. Киселевский, шесть лет тому назад переселившийся в Буэнос-Айрес, а издателем предприимчивый С. И. Стапран, бывший офицер».
      Эта русская газета с драматическим кружком, и вступившим в работу Пушкинского комитета Константином Поповым, провели в Буэнос-Айресе блистательные мероприятия, посвященные памяти великого Пушкина в связи со столетней годовщиной со дня его смерти.

   …Константин Васильевич Попов  упокоился в стране солнца и цветов Аргентине.
        Он оставил после себя великолепные произведения живописи.
    Интересно, увидим ли мы когда-нибудь хотя бы толику из богатого творческого наследия нашего славного земляка?..