Часы

Дмитрий Воблин
В большом и новом, пестрящем вывесками и светом от реклам торговом центре был разгар рабочего дня. День будничный. Покупателей мало. Продавцы явно скучали. За огромным прилавком с наручными часами стоял немолодой уже продавец-мужчина и ждал покупателя.

Наконец покупатель пришел. Им оказался юноша - на вид около двадцати лет, коротко стриженый, в джинсах и пузырчатой куртке-пуховике.

-Здравствуйте, - поздоровался с продавцом покупатель, - я хотел бы у вас часы приобрести.
-Пожалуйста, - был приветлив продавец. -  У нас хороший выбор. Вам, молодой человек, в какой ценовой категории предложить часики?
-Да, так… и не дешево и не дорого сильно. В средней ценовой категории.
-Хорошо, посмотрите вот эти, вот эти, и на том прилавке. А на нижней полке еще больший выбор, но там более ходовые часы, подешевле.
-Да, впечатляющий выбор. О, а вот это никак швейцарские?!
-Да, это Швейцария, элитные часы, вы правы, - продавец приосанился и щелкнул ногтем по стеклу витрины-столбика с самым дорогим товаром. - Хронографы в основном, а вот эти с турбийоном и корпус из белого золота. Стекло сапфировое, а ремешок из кожи ската. Очень престижная марка.

 Покупатель минуты две изучал часы самой дорогой ценовой категории, после чего тяжело вздохнул и признался:

-Нет, спасибо, я не рассчитываю на такую сумму.
-Да, - понимающе кивнул продавец. - В таком случае я бы вам рекомендовал вот эти часы. Полупремиальный сегмент, высокопрочный сплав, спортивные секундомеры, дополнительное электронное табло, разные часовые пояса. Водонепроницаемость – ныряйте с аквалангом до ста метров! Кроме того - автоподзавод, стекло не царапается. Подчеркнуто молодежный стиль и стоимость до ста пятидесяти долларов – это даром!
-Хорошие часы, - согласился покупатель. - Но мне же не только в океане нырять нужно, я ведь и на работу хожу и еще, между прочим, институт не закончил. Да, и вот главное, смотрите – джинсы у меня новые – коричневые, так что мне надо что-то под этот цвет подыскать.
-Тогда, тогда… Вот эти – медненый обод, черный циферблат, стрелки и цифры  - люминесцентные, зеленые. Ремешок каучуковый. Очень элегантно. Подойдет для всех ситуаций и под любую обувь.
-А что за марка? Чье производство? Мне что попало не надо…
-Ну, что вы… Мы «чем попало», молодой человек, не торгуем, – обиделся продавец. - У нас прямые контракты с поставщиками, между прочим. Это очень уважаемая марка. Фирма швейцарская, механизм японский, ремешок бразильский, собираются в Юго-Восточной Азии. Поэтому и стоят не так дорого, но качество, скажу я вам, отменное. Гарантия год. Показать поближе?
-Нет… Пожалуй, нет.
-Тогда вот эти. Серия «паблик скул», молодежная классика. Циферблат с логарифмической линейкой, будильником, подсветка «иллюминатор». Достойный выбор.
-Нет, что вы! У меня такие часы были лет пять тому назад. Ах, неужели я был тогда так безвкусен? Нет, только не эти…

Продавец недоуменно пожал плечами.

Покупатель продолжил скользить взглядом по стройным рядам хронометрических механизмов. Но сотни стрелок шли и шли по заведенному когда-то, вероятнее всего индусом,  вечному кругу, и не были похожи на то, что искал молодой человек.

-А что - это правда, что сейчас появились часы с фотоаппаратами? Ведь есть же в фотоаппаратах часы, почему бы в часах фотоаппаратам не быть? – видимо, для того чтобы поддержать разговор спросил покупатель.

Продавец отрицательно покачал головой:

-Нет, таких часов к нам не поступало. Но если вы поклонник стиля «хай-тек», могу порекомендовать часы с флэш-памятью, вот на этой полке два экземпляра. Есть с подзарядкой от фотоэлемента – таким часам даже батарейка не требуется, представляете?! Молодым людям очень нравится. Показать?
-Нет, спасибо. Я предпочитаю что-то такое… смешанно-консервативный стиль, в общем. Чтобы и в театр пойти, и на деловую встречу. Если что. И чтобы не разбить случайно.

Продавец на миг задумался. Потом поднял указательный палец правой руки вверх, а затем  уверенно ткнул им же на третий ряд в крайне-правой витрине.

-Вот. Отечественное производство, стиль функциональный и прямолинейный: стальной корпус, стальной браслет, застежка с фиксатором, противоударные, надежное стекло. Немного тяжеловаты, конечно, но зато вы можете быть уверены – это натуральные материалы!
-Отечественные часы? Разве еще они продаются? Хм… Да, за такие деньги можно купить почти что японские! Нет, не интересует, - отрицательно покачал головой молодой человек.
-Зря вы так, -  вздохнул продавец. – И у российских часов неплохое качество. Что еще вам могу предложить?
-Вы говорите, вот эти часы - самой низкой ценовой категории? – покупатель показал на нижнюю полку, находящуюся в стеклянном прилавке на уровне пола.

Продавец ответил уклончиво:

-Не совсем так. Просто это часы, пользующиеся наибольшим спросом, необязательно очень дешевые. Часы вполне достойные, есть среди них и  известных марок экземпляры. Гарантию даем в любом случае.

Покупатель присел на корточки, чтобы изучить нижнюю полку. Продавцу осталась видна только макушка парня, торчащая из-за прилавка с другой стороны. Прошло несколько минут.

-Вот они, вот, наконец! – раздался возглас, и перед продавцом возникло довольное лицо молодого человека.

    Найденные часы были извлечены с нижней полки.

-Что вы можете мне сказать про этот экземпляр?- спросил покупатель.
-Ничего выдающегося. Совершенно соответствуют своей цене, - пожал плечами продавец.
-Да, стоят часы недорого, действительно... - согласился покупатель.

Казалось, что молодой человек был обескуражен. Он взял из рук продавца часы, повертел их в руках, посмотрел с обратной стороны,  щелчками открыл и затем закрыл браслет.

-Но ведь это неплохие часы, верно?- с надеждой в голосе спросил юноша. – Знаменитая марка, стальное основание корпуса, механизм с 15 камнями, смотрите – все это написано на часах! Они неплохо выглядят. Наверняка эти часы стоят дороже!

-Даже и не знаю, что сказать... Обычная подделка под раритетную Швейцарию. Штамповка, каких много. Так вы хотите купить эти часы?

-Да…Вернее, нет… Я хотел бы… Впрочем… - молодой человек на секунду осекся. – Так все-таки - эти часы действительно стоят столько и никак не дороже?

Продавец отрицательно покачал головой:

-Если будете брать, гарантия на этот товар – неделя. Потому что цена распродажная.

Тут покупатель задрал рукав своей куртки. На левом запястье молодого человека были точно такие же часы, как и в руке – в серебристой оправе, с белым циферблатом и черными стрелками. Только выглядели они изрядно затертыми, смотрелись безрадостно и тускло. Крепились они на руке не новым, отличающимся от своего собрата по цвету браслетом. Молодой человек расстегнул этот браслет, взял свои часы в одну руку, а часы из магазина в другую. Две минуты покупатель сравнивал два изделия, вертя и поворачивая под разными углами. Продавец косо взирал на этот процесс.

-Черт подери… - наконец вымолвил юноша.- Значит,  меня обманули…
-А в чем собственно дело? -  поинтересовался продавец.
-Я занял в долг своему товарищу несколько тысяч рублей. В залог он оставил мне вот эти часы. Срок вышел, мне нужны деньги, а товарищ пропал. Он - мой бывший сосед по общежитию. Его за неуспеваемость отчислили, вот он денег на дорогу домой у меня и попросил… Обещал переводом долг отправить. Только телефон у него не отвечает.  Уже неделю!

Продавец изобразил на лице сочувствие и попросил посмотреть те и другие часы.
Близоруко сощурив глаза, повертел их в руках, посмотрел с обратной стороны.   

-Увы, все идентично. Дорого эти часы не стоят, - вынес свой вердикт продавец, протягивая часы покупателю, и добавил с сарказмом. - Был бы еще браслет с позолотой, но что-то не похоже… Увы, увы… Поверьте опыту  -  занимаюсь часами двадцать лет.
-Черт, черт, черт… - молодой человек чуть не плакал. – Это были почти все мои деньги! Что теперь делать?!
Продавец, попытался изобразить на лице сожаление, натужно протянув: «Бывает…»

Раздосадованный  парень кинул свои часы на прилавок, развернулся и стремительной нервной походкой устремился к выходу из торгового комплекса. Скучающие девушки из парфюмерного и обувного отделов проводили его любопытными взглядами. В небойкий час хоть что-то да и развеет скуку...

«Что же за день такой сегодня?! Я обманут! Я!!! Жестоко обманут!» - пробормотал себе под нос молодой человек,  выбежал из торгового центра и растворился в потоке направляющихся в сторону метро людей.

«Эх, ты, студент… Никакой ты не покупатель. Трепло, каких много. Таких и «обувают» жулики.Поделом», -  подумал продавец и, взяв хронометр с полки средней ценовой категории,  невозмутимо стал натирать стекло циферблата специальной тряпочкой.

Продавец часов  придерживался нехитрого, но заслуживающего уважение, жизненного принципа: «Чужого не надо, своё не отдам». Потому и не стал торопиться поднимать брошенные часы с прилавка. Тем более что наблюдавшим за происшествием с молодым человеком девушкам-продавцам из расположенных напротив отделов необходимо было показать класс настоящего торгового самообладания и выдержки.

В этот момент в торговом ряду появился новый посетитель. Этот человек не был покупателем. Никогда в жизни не стал бы тщедушный глухонемой подросток, лет 13-14 на вид, одетый в серую одежду с аляповатыми лейблами спортивных брендов, покупать что-то в дорогом торговом центре. К тому же он сам был продавцом. Подросток появлялся в торговом центре примерно раз в неделю. Все продавцы его знали и при приближении к ним заранее делали недовольные лица, начиная отрицательно мотать из стороны в сторону головой. Было известно, что, подойдя к прилавку, подросток положит бумажную иконку, грошовый календарик или азбуку глухонемых   и станет пристально смотреть в глаза. Но, увы, очень редко такое коммерческое предложение завершалось продажей. Если бы парень ходил просто с протянутой рукой и жалобным видом, у него, пожалуй, было бы больше шансов на прибыль. Но на прикрепленном к товару подростка листочке было написано «цена 50 рублей», а глубоко посаженные, немного раскосые серые глаза смотрели из-под обветренного морщинистого лба, увенчанного щеткой коротко стриженных медно-рыжих  волос напористо, если ни сказать нахально.

Вот и сейчас, подойдя к часовому отделу глухонемой положил что-то на прилавок рядом с оставленными молодым человеком часами. И сразу же уставился на продавца часов. Продавец покосился на подростка, глубоко втянул ноздрями воздух, стараясь подавить раздражение, после чего ткнул пальцем в часы и махнул от себя ребром ладони, как будто желая смести все с  прилавка… Означал этот жест: «Забирай». Мальчишка не стал рассматривать и прицениваться. Схватил часы и был таков.

  На прилавке остался лежать календарик заявленной стоимостью 50 рублей. Продавец часов поднял его. «Кто мало хочет, в малом и нуждается», - гласила тисненая над календарными столбцами античная мудрость. На обратной стороне календаря были изображены купающиеся в лучах заката развалины Колизея.  «Молодцы были эти философы рассуждать, им то не надо было платить каждый месяц арендную плату»,- подумал продавец, скептически усмехнулся и воткнул календарь в щель между стенками витрины с самым дорогим товаром. Хоть какая-то прибыль в будний неторговый день.