Белые волки в изгнании... Генерал Усачев

Николай Бичехвост
               
               

Усачев Александр Яковлевич, генерал- майор Российской империи, сподвижник
генерала А. В. Колчака.

            Вряд ли помнят  о нем в станице Михайловской-на-Хопре,  его малой родине. Время потрясений стерло  следы.   Сохранились сведения, что отец его был сотником Войска Донского.
   17 октября 1860 года в этой казачьей семье родился   Александр. Юноша, воспитанный в  воинских традициях, пошел по стопам отца.   В окружной станице Урюпинской  окончил в 1878 году Хоперское училище,  поступил в Новочеркасское юнкерское казачье училище, получая    казенное содержание. Годы образования, насыщенные военными, полевыми и практическими занятиями выработали у него   ответственность, дисциплинированность и стремление к здоровой  карьере. Он стал отличным наездником и рубакой, метким стрелком.
          После окончания училища в 1880 году Александр Яковлевич  напористо проходит  ступени служебного роста. За усердную службу, отличное состояние вверенных ему частей, улучшение  офицерского быта  он неоднократно поощрялся. Так за плечами в погонах незаметно пролетела целая четверть века.
    Усачев, выходец из гущи народной, достиг     звания генерала.  Благодаря   природному уму и способностям, военным знаниям и наработанному опыту. Первую Мировую Войну он прошел, командуя 1-й Сибирской казачьей дивизией. Закончил  ее  генерал-майором. Его имя  значится в капитальном справочнике   российской империи   «Список генералам по старшинству», изданном  в 1916 году в Петрограде.
                С начала Гражданской войны долг и сердце  позвали его    продолжить службу в Донской армии. В   рядах Белого движения.  В то время значительная часть русского офицерства и генералитета, сражалась на стороне антибольшевистских сил.   В начале 1919 года  в донских степях   начинаются ожесточенные кавалерийские сражения между белыми и красными казачьими полками. Усачев, разочаровавшись  в решении вопроса  о власти военными методами, расстается    с Донской армией  и уходит в отставку в звании генерал – лейтенанта.
        Службу   оно продолжил  далече от батюшки - Дона и родных куреней. Судьба забросила его   в Сибирские просторы. Он уже в армии  адмирала А. В. Колчака, учёного, полярного исследователя, участника русско-японской войны, а ныне Верховного правителя.  Усачев в  1919-1920 гг. является представителем штаба Верховного главнокомандующего Колчака по реквизиции грузов  в    Иркутске.
            Какими идеалами и мыслями жил он в то время,        можно только предполагать. Военные дневники или записки Усачева никем  еще не разысканы. Слал ли он весточки родственникам-друзьям в станицу  Михайловскую в то лихолетье, – неведомо.
     Но  судьба ненадолго связала Усачева с движением Колчака. В Иркутске поднялся антиколчаковский мятеж. А  в  феврале 1920 года Колчак был расстрелян возле Иркутской тюрьмы большевиками, согласно шифрованной личной телеграмме Ленина, и тело его спущено под лед.
    Генералу Усачеву     удалось избежать трагической участи  Колчака и его сподвижников.
         С    толпой эмигрантов  он перемещается  в 1920 году в Китай. Пройдя  мытарства и лишения,  сумел  сохранить  достоинство и честь.   Генералы там работали  сторожами, переплетчиками, а то опускались   на самое дно, пьянствовали и гибли.
   В 1922 году наш земляк становится начальником внутренней  охраны  одного из участков Китайско-Восточной железной дороги. Затем перст судьбы направляет его в стены Северо-Маньчжурского университета  на гражданскую должность.
         В   истории русско-китайских отношений не имеется материалов о том, что  он     находился  в рядах профашистских  русских эмигрантских организаций. Ведь многоязычный Харбин, где жил Усачев, был центром эмиграции и подготовки крупных антисоветских диверсий, особенно со стороны японской военной миссии.
             Усачева не постигла судьба  генералов, арестованных в Китае советской контрразведкой «Смерш». Он, в отличие от иных белогвардейцев, не командовал воинскими формированиями русских эмигрантов в китайской армии. Более точных сведений о деятельности Усачева за время проживания в Харбине еще не обнаружено.   
               Учитывая, что здесь активно действовали советские спецслужбы и ее резидентура, агентами которой  становились видные офицеры царской армии, не исключено, что дело профессионального военного Усачева таится  в стальных сейфах архивов российской внешней разведки.
               Александр Яковлевич, немало пережив на своем веку, 1 апреля 1943 года ушел в запредельную даль. В  чужеземном Харбине, на православном  кладбище, покоится прах нашего земляка, генерала Усачева с берегов синего Хопра…
     Пусть имя его напомнит   о   сложной судьбе поколения   казаков, рассеянных до сих пор детьми и внуками   по   зарубежным  континентам.     Тех, которые знают  о донских лазоревых цветах, запахе чабреца, горячих степных скакунах только по отдаленным воспоминаниям да пожелтевшим фотографиям.
   
                Николай Бичехвост