Оказание первой помощи. Семинарское занятие

Ирина Вепринцева
Преподаватель пару минут рассматривал студентов, будущих эскулапов, с которыми ему предстояло провести ближайшие полтора часа в увлекательнейших беседах на тему оказания первой помощи. Студенты сидели и смотрели на своего «препода». Им тоже предстояло полтора часа держать оборону и остаться живыми после боя между желанием посеять знания в головах подопечных и желанием поскорее отделаться от ответственного профессора.

-Итак, господа студенты, сегодня мне бы очень хотелось послушать вас и проверить, как вы усвоили то, что записывали, а может и не записывали, а сразу запоминали все то, что я читал вам на лекциях. А поговорим мы сегодня об оказании первой помощи. Поскольку случаев, когда эта помощь необходима, в нашей трудной жизни предостаточно, я буду  описывать вам ситуации, а вы будете озвучивать свои действия в данных ситуациях. Надеюсь услышать подробные и исчерпывающие ответы. По традиции интересуюсь, есть ли желающие выступить?

В аудитории воздух замер, взгляды студентов плавно переместились с преподавателя в других направлениях. Кто-то принялся изучать потолок, кто-то заинтересованно разглядывал стены, кто-то небо за окном.
-Понятно,- сказал преподаватель. Тогда послушаем тех, кто не очень утруждал себя посещением моих лекций.
Преподаватель открыл свои записи, в которых фиксировал непосещенцев.
-Климова. Юлия Климова, прошу Вас, выйдите к нам и поведайте, что Вы будете делать с пострадавшим на воде. Из воды его уже извлекли, лицо и шея серого оттенка, сосуды шеи ярко выражены на фоне других. Плюс пена изо рта. Пожалуйста, мы Вас внимательно слушаем. Докажите нам, что утверждение о том, будто ум и красота понятия не совместимые – несправедливо!

Пока преподаватель описывал ситуацию, Юлия, девушка невероятно красивая, яркая брюнетка с огромными выразительными глазами на смуглом личике, грациозно шествовала на длинных ногах в сторону преподавателя.
-Вот, пожалуйста, манекен Вам в помощь, дерзайте, сделайте милость!
-Спасибо,- Юлия поправила кокетливый локон и внимательно посмотрела на манекен. Смотрела, будто собиралась разглядеть в нем признаки жизни. Признаков жизни манекен не подавал. Печально, конечно.

-Юлия, если Вы так долго будете стоять у пострадавшего, он, не дождавшись вашей помощи, умрет. Вы же не желаете смерти несчастному, действуйте, и побыстрее!
-Да, конечно, - сказала Юлия. Прежде всего, мы должны взять претерпевшего и перевернуть его на живот. Уложить так, чтобы…э…попа была выше головы.
-Прошу прощения, не претерпевший, а потерпевший. А в нашем случае, удобнее говорить пострадавший, так как потерпевший, это, скорее, относится к пожарам и стихийным бедствиям. И простите, выше головы должна быть не попа, а таз. Вы же будущий врач!
-Ах, да, конечно! Таз и пострадавший. Пострадавший с тазом,- Юлия немного смутилась, но набрала побольше воздуха и выдала:

-Первым делом его надо заставить проблеваться.
-Юлия, милая, Юлия! Как-то не вяжется столь грубое выражение с Вашим восхитительным  обликом. Давайте скажем, что необходимо вызвать рвоту, на пример. Итак, как Вы это сделаете?
-Да, вызвать рвоту,- закивала головой Юля,- главное, чтобы вырвало, чтобы освободить желудок от воды.
-Браво, продолжайте.
-Нужно вытащить у утопленника грязь и мусор изо рта, дать ему как следует по спине, и сунуть два пальца в рот, и надавить на язык!
-Замечательно! Только это пока не утопленник. Его же только что выловили, а не спустя неделю! Если перед вами утопленник, он вас рвотой не порадует. Давайте считать, что это пострадавший, все- таки! Хорошо, желудок и легкие освобождены от воды, но человек не дышит. Что тогда?

-Тогда делаем массаж сердца и искусственное дыхание,- бодро произнесла Юлия, взмахнув длинными ресницами. Затем она одарила аудиторию голливудской улыбкой, и в ответ получила воздушные поцелуи от нескольких сокурсников.
-Великолепно! Продемонстрируйте, пожалуйста!- преподаватель пододвинул к Юлии манекен и указал на область грудной клетки.
Юлия начала производить толчкообразные надавливания на грудь манекена. Вроде бы правильно по сути, но делала она это так, что мужской состав студентов дружно проглотил слюну, выпучил глаза, и челюсти поехали вниз. Зрелище было более чем эротичным. Юлия так склонилась над манекеном, что взоры сокурсников сосредоточились точно в области декольте, а не на манекене. Тем временем, Юлия, проделав несколько движений массажа сердца, объявила:
-А теперь мы делаем трупу искусственное дыхание!

Сейчас же аудитория залилась таким хохотом, что и сам преподаватель не смог удержаться.
-Юлия, послушайте, что ж Вы все норовите обозвать пострадавшего как угодно, но не так как мы условились? Если Вы констатируете, что это уже труп, вряд ли искусственное дыхание ему поможет!

-Если Юлька будет делать искусственное дыхание, любой труп оживет! – провозгласил крепкий синеглазый парень с галерки.
Новая волна хохота. Юля при этом так и стояла грациозно изогнутая над манекеном, в любой момент готовая вернуть его к жизни.
-Я, конечно, ни на минуту не сомневаюсь в чудотворных способностях госпожи Климовой, но давайте, все же надеяться, что наш пострадавший имеет право на жизнь и госпожа Климова ему в этом поспособствует. Пожалуйста, опишите свои действия, Юлия.
-Мы разжимаем страдальцу челюсти, кладем ему на рот кусок марли или платок и делаем глубокий вдох. Потом плотно прижимаемся к нему губами и делаем выдох.
Юля тут же продемонстрировала сказанное на манекене, чем повергла мужской состав в легкий и приятный ступор. Все наблюдали за сценой возвращения к жизни манекена с неподдельным интересом и с  блаженными улыбками на лицах.

-Превосходно!- снова похвалил преподаватель, только почему у вашего страдальца ноздри свободны, что с ними нужно было сделать?
-Ах, да, простите, я забыла. Их нужно пальцами зажать,- прощебетала Юля и защипнула нос манекену. Потом снова вдохнула полной грудью и выдохнула в манекен.
-После выдоха нужно еще пять раз надавить на грудную клетку, а потом снова вдохнуть и выдохнуть в него, - весело промурлыкала Юлия и тут же продемонстрировала свое умение.
-Ладно, не буду я Вас более мучить,- сказал преподаватель,- скажите мне, пожалуйста, что должно произойти с пострадавшим, чтобы вы убедились, что помощь оказана верно, и вы его все таки спасли.

Тут Юля сделала удивленные глаза и явно не находила, что ответить. Она даже воздух набрала, чтобы что-то сказать, но так и не сказала. Неловко как-то ей было.
-Ну подумайте, что он должен сделать? А?
-Он должен…
-ИИИИ, ну….
-Он должен….,- Юлия закусила нижнюю губу, а сама глазами искала кого-нибудь, кто ей сейчас подскажет. Но преподаватель тоже смотрел на студентов, а потому никто не решался Юле подсказывать.
-Юля, я Вас слушаю.
-А, ну да, он должен встать и пойти!
-А «спасибо» он Вам сказать не должен?
-Пускай скажет,- засмущалась Юля и стыдливо опустила глаза.
-Что же с Вами делать? – не выдержал преподаватель. Задышать он должен, сердце у него должно забиться, цвет лица измениться, порозоветь! Ну что же вы!
-Ой, и правда! – обрадовалась Юля. Сердце должно забиться, точно!
-Ну, слава Богу, домучили! Ступайте на свое место.

Вид у преподавателя был удрученный, глаза выражали печаль и тревогу за нынешнее поколение. Хотя и за прошлое поколение они выражали тревогу, но как показало время, многие из его студентов стали очень даже приличными специалистами. А некоторые, конечно, так и не стали. Дай Бог, чтобы они нашли себе в жизни другое применение, и не работали по специальности. Профессор был убежден, что врач должен быть либо очень хорошим врачом, настоящим профессионалом, либо не  быть врачом вовсе, на пушечный выстрел не подходить к больным. А с этими друзьями-товарищами что будет? Их учить и учить еще. Но на то он и профессор, чтобы их учить…
-Скажите мне, пожалуйста, господа студенты, а приходилось ли кому-нибудь из вас, в вашей обыденной жизни оказывать первую помощь? Поделитесь впечатлениями, мы будем крайне вам признательны.
-Мне на прошлых выходных пришлось!- поднялся худощавый парень, со стильной стрижкой, серьгой в ухе и жвачкой во рту.
-Представьтесь, пожалуйста, и милости просим!
-Стогов. Матвей Стогов,- парень вынул жвачку изо рта, прилепил ее на край стола и бодро вышел к доске.
-Слушаем Вас. Начинайте. Расскажите нам свою историю.

-Дело было так,- парень немного задумался, было видно, что он подбирает слова и вообще  не знает с чего начать.
-Расскажите, что случилось, с чего все началось, кому пришлось оказывать помощь…Смелее, своими словами.
-Своими словами? А, тогда проще. Значит так. Договорились мы с друганами собраться на выходных на даче. А один перчила время перепутал, приперся раньше всех и торчал под воротами, пока мы не подкатили. Он задрыг как суслик. Когда мы его увидели, не узнали даже. Кино и немцы! Видон у него был вааще убитый. Он уже  никакой был. В гроб краше кладут, реально. Синий весь, рот побелел, трясется весь. Мозгами пробуксовывает, вааще не врубается, что ему говорят. Ахинею какую-то несет, башня не в адеквате, в общем.

Мы с ребятами застремались чё с ним, в дом его затащили, по-бырому печку затопили, а девки его пледом закутали. Вот. Потом мы ему чайку горяченького накатили, хавчик подогнали. Как в доме потеплее стало, мы его раздели, короче, растерли  всего. Носки ему там одели, свитер, одеялами накрыли. А, это, как его, в бутылки из-под колы горячей воды налили и с боков ему подсунули, чтобы потеплей было. Ну, он потом оклимался нормально. Мы все пучком сделали. Вот как бы так.
Профессор все еще молча смотрел на Стогова. Выражение лица было сосредоточенно-напряженным. В глазах читалась лихорадочная работа мозга по перевариванию информации, свалившейся только что на голову преподавателя.

-Мда, молодой человек, я, можно сказать, догадался, что вы с товарищами правильно оказали пострадавшему первую помощь при переохлаждении. Да. Но то, как Вы это рассказали, повергло меня в ужас, честно говоря. Как же вы говорите, на каком языке?
-На нашем, на русском.
-На русском… Вы произнесли столько слов, значение которых я не понял…Позвольте узнать, а как же вы будете с больными разговаривать? Господа студенты, скажите, пожалуйста, вы всё поняли, что рассказал Стогов?

-Да, всё,- хором ответили студенты.
-А чего там непонятного,- сказал синеглазый парень с галерки,- сейчас все так говорят, и прекрасно друг друга понимают.
-Хорошо,- сказал преподаватель,- это люди вашего возраста. А как вы будете разговаривать с людьми возраста более старшего? Как вы их лечить будете, они же из ваших речей  не поймут ничего?!
-Жить захотят, поймут!- сказал парень с галерки под всеобщий хохот.
-Печально я гляжу на наше поколенье,- произнес профессор,- садитесь, Стогов.
Преподаватель грустно посмотрел в окно, достал платок, протер им очки и окинул глазами аудиторию. Ребята, девушки, молодые совсем, но изо всех сил старающиеся казаться взрослыми и опытными, несломленными жизненными трудностями, сидели и смотрели на него своими наивными домашними глазами. «Ну ничего, - подумал профессор,- через пару лет поумнеют. Не все так страшно.»
-Первая помощь при переломах. Кто желает ответить?