Сказки Семейка Рыжих глава 15

Лариса Прошина
                ГЛАВА  15.    «ТРИ-КИС», «ЧЕТЫРЕ-КИС»…
       

   В Семейке Рыжих никогда не заставляли детей есть. Еда ставилась на стол в кухне- столовой. Каждый день за ним должно было умещаться большое семейство. Сначала купили длиннющий стол. Но долго он не прослужил. Мало того, что стол занимал много места, но  об его острые углы постоянно кто-то бился. На синяках и ссадинах приходилось делать сеточку йодом. Тогда Сударь Горох, как и положено главе семьи, решил «изучить этот вопрос». И вскоре появился необычный стол. Он был круглым, и его центральная часть вращалась. На стол ставили все кушанья. Если кому-то нужен был хлеб, салат или что-то другое, стол крутили, и он доставлял по адресу то, что заказывали.

Конечно, папу хвалили за оригинальную модель стола.
- Увы, - с нарочитым огорчением сказал Сударь Горох, - идея не моя. Такой стол был в доме замечательного русского художника Ильи Репина в «Пенатах». Мы можем запланировать поездку в его Дом-музей.    
Не известно, был ли в столовой Репина колокольчик. А в столовой Семейки Рыжих он был, и идея принадлежала папе. Он укрепил на столе металлический штырь и навесил на него колокольчик. Его звон был хорошо слышен по всему дому. Это был сигнал к сбору семьи. У каждого была своя табуретка. Почему табуретка, а не стул? Стул имеет спинку, к которой так и хочется прислониться («Привалиться, особенно после вкусного обеда», - признался как-то один из отроков).
 
   Родители Горошин-детей были весьма лояльны, то есть не особенно докучали наставлениями и нравоучениями. Но зато они строго следили за тем чтобы:
 а)  их сыновья и дочери соблюдали правила поведения в обществе: были деликатными, не злословили, без причины никого не обижали, в споре становились бы на сторону того, кто был прав;
б) их одежда была чистой и выглаженной; фасон, расцветка одежды никогда не обсуждались – у каждого было право выбрать то, что он считал нужным;
в) их волосы, ногти были  аккуратно подстрижены и чистые; длину волос и ногтей дети выбирали сами; кстати, не возбранялось и мальчишкам перекрашивать волосы, если они этого хотели, и красить ногти.
 
   Именно поэтому, когда в «кают-компании» собиралась семья, то любопытному взгляду было на чём остановиться: у одного отрока волосы были собраны в гребешок, как у петуха, у другого - пряди были выкрашены в два-три цвета, у третьего волосы были обриты, но на затылке оставлен длинный хвостик, у четвёртого тонкие косички были собраны и сколоты какой-то блестящей штуковиной;
г) их уши должны были блестеть («Как медный пятак», - говорила бабушка);
д)  их спины должны быть прямыми – вот почему в кухне-столовой стояли табуретки, а не стулья; на табуретках сидели также все взрослые, включая гостей; стулья ставили лишь для тех, кто был болен, кому трудно было держать спину прямой.
 - Если во время еды вы сидите прямо, - уверял детей брат Почтенной Горошины, он же «Белая ворона», - больше влезет в желудок всякой вкуснятины.

  Подчеркнём, что  в учебных заведениях всех рангов Горохового государства также лояльно относились к самым причудливым причёскам учащейся молодёжи. Педагоги справедливо считали, что  причёски и разные «фенечки» не влияют на желание хорошо учиться. А вот запреты влиять могут – это мнение психологов.
 Но мы немного отвлеклись от пищевых традиций Семейки Рыжих.

 Мальчишки и девчонки ели, что хотели и сколько хотели. Даже, если кто-то не поел, а поклевал, как птичка (слова бабушки), ему не делали замечаний. Папа Горох был убеждён: «Проголодается, сам попросит». И пресекал всякие попытки мамы уговорить ребёнка поесть: «Сударыня, вы портите наших детей». Мама Горошина знала, что папа прав. А потому, хотя тихонько и вздыхала, но переставала уговаривать «безаппетитного».
Вестимо (вы помните, что это одно из любимых слов дедушки?), и в Гороховом государстве было полным-полно всевозможных, так называемых, пунктов «быстрого питания».  Ломтик мяса, спрятанный в булочке,  детвора прозвала «Съешь меня, я хороший!». Этот горячий бутерброд пользовался большой популярностью у мальчишек и девчонок Семейки Рыжих. «Съел и живот сыт!» - так отзывался о мясобулочке дедушка.

  Однако мама и папа относились к подобной еде настороженно. Сударь Горох с присущей ему дотошностью «изучил этот вопрос». Выяснилось, что подобная еда не безобидна для здоровья и несёт в себе опасность далеко идущих последствий. Например, можно растолстеть, «испортить» желудок, нарушить обмен веществ…
 «Быстрое питание» рассчитано на тех, кто вечно куда-то спешит, жуёт на ходу, иногда даже не понимая, что он жуёт. Чтобы привлечь больше покупателей, кулинары  думают и над названием. Трудно пройти мимо и не попробовать нечто с названием «Не бойся за талию! Я тощий!» Этот своеобразный бутерброд действительно не мог испортить талию, что волнует особенно представительниц прекрасной половины Вселенной.
 «Я тощий!» был вегетарианцем. Не классическим, но близко к тому. Судите сами: три румяных, толстеньких оладушка из отрубей, а между ними кусочки брынзы, то есть солёного овечьего сыра  и листик зеленого салата. Такой съедобный натюрморт  жующий на ходу народ называл еще «О,сир!» - чтобы подчеркнуть благородство его вкуса. Если говорят «О,Генри»,то почему нельзя сказать «О,сир»?

 Но «Съешь меня, я хороший!» и другая подобная еда, присутствовала в меню Семейки Рыжих не часто. Если кто-то из старших членов семьи приносил в фирменной упаковке шашлычки, запечённую «в мундире» картошку, то мама и папа не кричали: «Уберите эту гадость! Это вредно для здоровья!» Делили всё по-братски. И всё же, дети так были воспитаны, что  они предпочитали домашнюю еду.

Справедливости ради надо сказать, что папа никогда не делал маме замечания в присутствии детей. И мама никогда не делала замечания папе при свидетелях, у которых всегда были « ушки на макушке».

Родители не угрожали сыновьям и дочерям: «Если ты не съешь котлету и салат, то не пойдёшь гулять!». Или: «Если не будет съеден весь суп, вы не получите мороженое!».
 «Давить на психику» они считали  непедагогичным приёмом.
     Сударь Горох мог, лишь шутя, сказать сыновьям:
  - Запомните, джентльмены, если вы хотите, чтобы ваши мускулы были твёрдыми, как кремень, вы должны есть всё. А мозг, между прочим, хорошо растёт и развивается у тех, кто ест мясо, рыбу и овощи.
    И для  дочерей он находил убедительные слова:
   - Принцессы, я недавно вычитал в одной популярной медицинской книге интереснейшую информацию. Оказывается, чтобы кожа на лице была белой и гладкой, нужно пить молоко и горфил. - И так хитро на них посматривал. А маме незаметно подмигивал.

    Увы, не все любили молоко. А так как оно очень полезно для растущего организма (этот совет папа тоже вычитал в книге), то родителям  приходилось лукавить,  «придумывать всякие сказки» (так говорил дедушка), чтобы убедить своих чад пить молоко, наливать его в каши, есть разные другие молочные продукты.
 Вы, конечно, не знаете, что такое горфил, потому что не живёте в Гороховом государстве. У нас этот кислый молочный напиток называют кефиром. В России «кефир», а в Японии у него какое-то другое название; кстати, там раньше и не производили этот продукт; потом японцы его распробовали и взяли рецепт изготовления у русских. Великий русский учёный, лауреат Нобелевской премии Илья Ильич Мечников считал, что кисломолочные продукты продлевают жизнь.

    В Гороховом государстве тёти и дяди, которым было поручено готовить всякую полезную пищу для детей, фантазировали на славу. Поэтому в магазинах можно было увидеть такие названия «Розовые щёчки», «Быстрые ножки», «Острые глазки», «Спина, как стрела», «Тугие, как мяч»…Эти и другие названия объясняли, какие витамины и прочая полезная фактура в продуктах. А  молоко, соки, вода, леденцы- горошки, конфеты-«подушечки», сливки, паштеты, супы, сухарики упаковывались в геометрические фигуры: кубы, треугольники, круги, овалы…И были они, конечно, очень яркими.
  А как вам название «Три-кис» «Четыре-кис», «Пять-кис» и так далее? Это были кисломолочные продукты. Цифры указывали возраст детей, для которых они предназначались. На  упаковках детского питания не было  скучных названий. Подбирались названия с эмоциональным оттенком: «Ах!», «На бис», «Ух и Уф», «Ага и Угу», «Ку-Ку», «На-На», «Ну и Ну», «О-го-го»…И здесь перечислены далеко не все «имена» продуктов и товаров, которыми были до потолка заполнены магазины в этом государстве. Поэтому часто можно было слышать радостный визг, что у детей служит признаком восторга, и выкрики: «Клёво!», «Абалдемон!», «Супер!», «Круто!»…
 Для маленьких покупателей были придуманы специальные полки. Ребёнок нажимал кнопку, и к нему подъезжала игрушка или что-то другое, что ему приглянулось.
 
 Нужно особо подчеркнуть, что дети здесь были равноправными покупателями. У них были свои деньги. Как только ребёнок рождался, в банке Горохового государства на его имя открывался счёт с определённым вкладом. И это была его собственность. Чтобы тратить эти деньги, ему не надо было до совершеннолетия водить с собой за руку кого-то из старших. Счёт постоянно пополнялся до совершеннолетия. Поэтому в магазинах этого государства невозможно было увидеть рыдающих  мальчишек и девчонок из-за того, что им мама или папа не купили ещё одну машинку с дистанционным управлением, миникосмовизор, ручку, умеющую напевать: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали», или какую-нибудь невообразимого покроя и цвета майку, которую при желании можно было быстро превратить в шарф и стать на час самым пижонистым.

  На некоторых упаковках продуктов, предназначенных для всех, красовались слоганы, придуманные в Семейке Рыжих. Назовём лишь некоторые:
- Не гоняйтесь за здоровьем – оно в нашем молоке.
       - Мой кефир, что любовь:
         никогда не бывает много
         ни того, ни другого.
 - Молоко, сметана, сыр – и в тарелках весёлый пир.
       - Моё молоко, что Солнце:
         Насыщает, возвышает,
         Молодит и вдохновляет.
 - Не сплю ночами,
 Размышляю,
 Как вам, поверьте,
 Угодить.
   - Наш сыр способствует уму.
     Кефир избавит от хандры.
     Молоко насытит тело.
     Йогурт бодрости придаст.
     А сметана пессимистов
     Превращает в оптимистов.