Круги на войне

Марина Дяченко
    Когда кидаешь в воду камень, по ней еще долго расходятся круги, так и в человеческой жизни- детство, тот самый камень, волны от которого проходят сквозь все года.  А если это не простое, а военное детство? Тогда война накладывает свою незримую печать на любое событие в их жизни. Так и получаются круги на войне.

       Армянский лаваш.
Я пришла домой раньше, чем планировала - так получилось, что отменилась встреча. Решив, что раз случилась такая оказия, то вместо ужина на скорую руку, я приготовлю любимое овощное рагу с баклажанами. Пока  резала овощи, на кухню зашел папа:
-Я и не слушал, как ты пришла.
-Это потому, что ты заснул перед телевизором, а я не стала тебя будить. У нас сегодня будет рагу с синенькими (так на Украине называют баклажаны).
-Схожу за пивом - обрадовался папа.

Молодые овощи готовятся быстро, и вот уже на столе стоят тарелки с ароматной едой. Вместо хлеба, я положила на блюдо свежий армянский лаваш.
-Разве это лаваш?- папа оторвал кусочек, понюхал, пожевал - Вот, когда я жил в Армении, там был настоящий лаваш! Такой вкусный… ммм… пальчики оближешь! Я тебе рассказывал историю про лаваш?
-Нет, расскажи.

-Когда началась война, нас с мамой и бабушкой из Черновцов отправили в эвакуацию. Ну, ты знаешь эту историю- как мы на подводах ехали и все такое… Речь не об этом сейчас… Так вот, оказались  мы в Ереване. Я на всю жизнь сохранил благодарность армянам, как они нам помогали тогда! Сразу накормили, дали жилье, работу и вообще очень душевные люди. Мама, то есть твоя бабушка работала преподавателем в военном училище для летчиков. Тогда должность такая была- «военпред» называлась. Да… ходила она в такой форме- военной, но без петлиц и погонов, им разрешалось это.  Жизнь сложная была, но она ухитрилась даже в то время отправить меня в пионерский лагерь в Кировакан - это на границе с Азербайджаном.

-А, сколько тебе тогда было?
- Лет девять, наверное, я во втором классе был, когда мы эвакуировались.
Ну вот, смена закончилась, и мама приехала меня забирать. Обратно мы ехали в пассажирском вагоне - это конечно не современные вагоны, но все - же какой-то комфорт был. Вместе с нами ехал преподаватель из Еревана, мама его по форме узнала - вроде как коллега ее. Когда он зашел, то у него было с собой  два чемодана, один он наверх закинул, а второй пол лавку сунул. Я очень наблюдательный был и все замечал. Этот мужчина вышел раньше нас, но уже почему-то с одним чемоданом. Я маме сразу об этом сказал, и она решила, что его нужно забрать и потом вернуть коллеге.
 Кое-как мы его выволокли, и дотащили до извозчика. Раньше ведь, какие чемоданы были - сколотили из фанеры ящик, приделали ручку и все. Это сейчас они легкие и на колесиках, а тогда мы чуть не надорвались! Извозчик довез нас домой, а там уже нам помогла бабушка- твоя пробабушка, значит.

Комната, где мы втроем жили, была вполовину этой кухни- метров четыре, может пять, чемодан сразу столько места занял! Несколько дней мама не могла найти этого своего коллегу, и мы все терялись в догадках, что же там может быть. Потом мама и бабушка после долгих совещаний, решили все же его открыть. Открыли, а там…
Папа начал мхатовскую паузу, но я не выдержала и дернула его за руку:
- Там была бомба?!
-Почему бомба? Там был лаваш и еще какие-то сухофрукты душистые - курага или сушеные дыни… Так пахло, у нас сразу набежали слюнки - мы же голодные были- все продукты по карточкам. Есть очень хотелось, но нельзя - чужое.
Я слушала папу, а у самой ком в горле - глотать не могу и слезы на глаза наворачиваются.

-Что же это хозяин, так и не объявился?
-Тогда еще нет, мама его искала на работе, а мы дома страдали. Как-то вечером, мама и бабушка долго советовались и решили, что в чемодане лавашей много и можно один съесть.
Какой же он был вкусный! Конечно, мы не наелись… а бабушка сказала, что  от того, что мы съедим второй, там тоже не убудет… И мы съели второй.  На следующий день мама нашла хозяина чемодана и все рассказала ему: что сын заметил, как он забыл его в вагоне, и что мы еле дотащили его домой, и теперь его можно забрать  в любое время.  Правда, мы съели два лаваша… Коллега слушал, а потом рассмеялся:

-Я заметил, что Ваш ребенок следит за мной и понял, что он не пропустит «забытый» багаж. Я хотел, чтобы Вы забрали его себе, просто подарить напрямую мне показалось не удобным, вот я и придумал такой ход…

Я слушала папу и плакала, представляя голодного ребенка, молодую женщину, взвалившую на плечи всю семью, и старуху. Они так переживали, что съели чужой лаваш, а этот великодушный человек просто хотел им помочь.
 У папы в глазах тоже  блестели слезы, он жевал обычный магазинный лаваш и вспоминал тот другой…
-Я навсегда буду благодарен армянам, навсегда.