22 ИЮНЯ 1941-го - как я его и КатЮши запОмнил

Владимир Крыленко
На фото - наш танк-КВ подбИт

       22 ИЮНЯ 1941-го - как я его и "КатЮши" запОмнил
   
   Ещё мои воспоминания о ТОЙ Большой Войне 1941-45-го
   К 22 ИЮНЯ 1941-го, к 70-летию страшного НАЧАЛА <ровно в 4 часа>

22 июня 1941-го запомнилось мне ослепительно яркой освещенностью
голой (почему-то без растительности) земли, когда моя 13-летняя
сестричка Нюся (ГАнна) ходила со мной к недавно построенной хатке
("5х3 метра в плане) нашей тёти Ульяны. Что там было - не помню -
помню только моё опасение, когда мы поднимались по скользким
камням скального выступа ко входной двери хатки.

   А когда мы шли обратно домой (по по грязному Трёхгорному переулку
и по белым камням Большого Трёхгорного Бугра, было совсем нестерпимо
ярко от солнца, но было прохладно - утро.
 
   А когда мы пришли домой. там в нашей рубленой Хате (комната
с печкой-голландкой), там все наши столпились у серой тарелки
радио-репродуктора (висевшей на стене) - ВСЕ (человек десять)
молча, с серьёзным, Без улыбок видом слушали выступление
В.М.Молотова о начале Войны.
     И я почему-то запомнил, что по окончании мужики (мой отец, мой
самый старший брат Гриша, мой дядя Егор, его самый старший сын Коля
Крыленко-Алымов, наши квартиранты) начали комментировать выступление
В.М.Молотова.
  "- Ну что, через месяц-полтора будем в Берлине!?"
 "- Не-ее, у немцев техника!"
 "- Ты не знаешь, какая у нас техника!"

И в самом деле, у немцев была техника!
Много мне довелось увидеть, а ещё больше услышать, сИдя одному
взаперти за закрытыми ставнями окон в 1942-43-тьем, когда ЭТА
жуткая техника Войны двигалась мимо самой нешей хаты
навстречу своей гибели.
Но больше было не бронетехники!
По нашей Луганской дороге в сторону Брянки, Алчевска двигался
почти нескончаемый обоз румын и немцев: бледно-рыжие мохнатые
лошади-тяжеловозы, украшенные длинной блекло-рыжей волоснёй,
тащили повозки со всяким военным и бытовым скарбом.

А назад... Назад я видел как промчался только ОДИН ТАНК! -
И больше - НИЧЕГО! - ВОТ КАК встречали ЭТУ технику немцев НАШИ ЛЮДИ
и НАША техника!

Вот как я увидел, как промчался ЭТОТ только ОДИН ТАНК.
   Начало сентября 1943-го.  Вечер. Солнце зашло, темнеет. Тепло.
Я в одних, на-днях пошитых мамой трусиках маюсь без дела во дворе.
Тихо - и вдруг услышал грохот со стороны Бугра (с юга) и пошел к
"воротам-дрючку" поперёк входа во двор. И тут, пока шёл по
каменистой тропке, я увидел на фоне лимонно-желтого послезакатного
неба, над темным прямоугольником здания электро-станции внезапно
выросший угольно-чёрный столб на всю длину здания, раза в четыре
вЫшее, а через мгновение весь этот угольно-чёрный столб вспыхнул
ослепительным пламенем, а мимо меня с лязгом-грохотом проехал тёмный
(я в нём ничего не разглядел) танк, а из-под его траков-гусениц из
камней-булыжников мощеной дороги во все стороны вылетали высекаемые
искры... Я вернулся к крыльцу и Мама отвела меня под яблоню-лимонку
и уложила в постель на земле, накрыв мою голову подушкой: "Нэ знимАй,
бо осколком мОжэ убыть!"
А на следующий день я собрал у нас в Саду ведро осколков - искорёженных
железных и бетонных. Но, мне кажется, что все они упали через несколько
секунд после увиденного мной взрыва электростанции, распложенной не далее,
чем в 1,5-2 км от нас (где обычный взрыв взметнул в воздух огромную массу
угольной пыли, которая воспламенилась, вызвав еще более мощный взрыв и
разлёт осколков), но мы не услышали падения осколков изза грохота
мчавшегося в этот момент танка.

     А поздней осенью 1941-го мИмо нашего двора изредка проезжали
танки и автомашины - полУторки и трёх-тОннки, а легковушки и
пятитОннки (их наш Гриша в возрасте 3-4 лет называл "пипипОнка",
а на два года младшая НЮся переводила на наш язык!) я не помню.
Кузовы некоторых машин-полУторок накрыты брезентом, из-под которого
иногда видны железные рейки, наклоненные и приподнятые над кабиной.
Мне объяснили, что это "КатЮша" страшное оружие, при стрельбе которого
всё горит - и машина в пламени, и там, куда падают её снаряды.
А у немцев тоже есть похожее страшное оружие - "ВанЮша", что оно
стреляет минами. У нашей квартирантки ЙЁсыпыхи (Осиповны), сын -
миномётчик в Красной Армии. Мне рассказали, что мина - это страшная
штука, которую прячут в землю, и, если на неё наступишь, она разрывает
того на куски (ТАК и случилось с нашей НЮсей утром 12 апреля 1945
у г.Обергаузен в Германии, на другого день после взятия города, где
моя сестричка Крыленко Ганна Ивановна бежала помочь раненому солдату,
лежащеу у окопа у минного поля, почему никто и не пошёл к этому
солдату). Мне было страшно за сына Йёсыпыхы... А вскоре пришло
извещение, что сын Йёсыпыхы погиб. А вскоре осенью 41-го вечером
Йёсыпыху придавили красноармейской машиной (у нас во дворе у дороги
между черёмухой и терновником), но ОНА осталась жива.

   Так что и у нас была техника - и немцев бить, и своих давить!
Причём славная "КатЮша" появилась у нас возле Кадиевки в 1941-вом -
не позже, чем к западу от Москвы, где, как принято счиатть, ЕЁ
применили впервые!

Я ничего тут НЕ выдумал, НЕ добавил чужого -
ЭТО - только МОИ воспоминания!

   Живите в мире!
   Будьте здоровы и счастливы!
   Выражаю мою скорбь о почти 30 миллионах погибших НАШИХ !
               Владимир Крыленко 21 ИЮНЯ 2011