В 1941-первом немцы не только Киев - и нас бомбили

Владимир Крыленко
    В 1941-первом немцы не только Киев - и наш Донбасс бомбили!
  Мои (Крыленко Владимира Ивановича) воспоминания - БЕЗ добавок! 

   Июль 1941-го
Мой самый старший брат Гриша в магазине (в посёлке шахты
Семь-и-Восемь) купил мне пирожок с горохом (бывАли иногда
ещё и такик чудесА!), дал мне, я стою возле магазинчика,
жуЮ его (вкусно, но мало!), а Гриша с кем-то беседует о том,
что немцы бомбят и надо делать убежище. Тут  я впервые услышал
и обратил внимание на понЯтие (хотя не очень понял) <немцы бомбят>.
Но раз <надо делать убежище> - значит что-то плохое!

Июль 1941
Мой самый старший брат Гриша (16 неполных лет!) выкопал в нашем
саду большую Яму со ступеньками, её сверху накрыли брёвнами,
хворостом и забросали поверху землёй - вот Такое убежище -
от пуль, бомб, осколков! Но я не помню, чтобы я хоть раз туда
залазил при бомбёжках.
    А ровно через год - 12 июля 1942 (в день вступления немцев
в наш хутор Никольский) моя Мама повела нашего нового квартиранта -
молодого, весёлого, смешливого немца Алекса в наш сад нарвать вишен
для его молочного супа (он умудрился сразу после поселения у нас
раздобыть молока и он попросил нашу Маму сварить ему Suppe,
а Мама его отговаривала: "- Та шош цэ будэ! ХибА ж молоко
з вЫшнямы вАрять! ВонО ж скЫснэ!" Я не помню, что получилось
с этим Suppe), но зато запомнил, что когда Немец увидел большую
тёмную дырку в саду (кровля "убежища" весной провалилась
сама-по-себе - без бомбы!), ОН долго смеялся, когда Мама
сказала, что это наше убежище от бомб!

Июль 1941г.
Гриша и Нюся наклЕивают на стЁкла шибок окон - полоски бумаги
крест-накрест по диагоналям - чтобы стЁкла не так сильно
разбивАлись при бомбёжках). Так позаклЕивали окна в нашей Хате
и в 2 комнатах "Сарая", где живут квартиранты - в западной - семья
тёти Ули, а в восточной - ЙЁсыпыха (Осиповна), у которой недавно
погиб сын-мино-мЁтчик, а ЕЁ саму - помЯли грузовой авто-машиной-
трёх-тОнкой. И эти наклейки на стёклах "Сарая" у ЙЁсыпыхы ещё
были в 1959г. (в той темной (оконце малюсенькое и я как-то в 1951г.
в полутьме чуть не выбил глаз, сильно ткнувшися в палку - стебель
подсолнуха) - там теперь Мама держала нашу козу.
   

А в нашем городе (Серго-Кадиевка) летом 1941-го стёкла повылетали
почти во всех приличных домах - в нашей 2-этажной школе №69 в
Борисовке, в 3-этажной школе №53 и в 4-этажной школе №44 на улице
Ленина-Садовой, да и недалеко от нас - в 1-этажных жилых казариах
в посёлке шахты Семь-и-Восемь, в Семёновке, куда меня ещё продолжали
водить в детский садок. ЭТО ВСЁ я лично видел, ходя босиком под
стенами зданий по жуткому кврошеу битых стёкол - они же часто
в кровь резали мне подошвы-ступни моих почти ВСЕГДА босых ног,
даже спустя многие годы после Войны.

О бомбёжке летом 1941-го по-пути из детского садка в Семёновке
я уже рассказал в моём опусе <Страшна тварь-корова под рёв сирЕн
идУща в бой!>, поэтому не буду повторЯть.

У нас бомбИли шахты, заводы, электро-станцию, но бОльше - жилые посёлки.
Очень много ворОнок - недалеко от здания электро-станции! Похоже, что
бомбы туда бросали с умыслом - на каменистый бугор над речушкой
КамышевАхой - ТАМ они и до сих пор!

Я ничего тут НЕ выдумал, НЕ добавил чужого -
ЭТО - только МОИ воспоминания!

А вот кое-что из дневника моего старшего брата Грищи.


19 марта 1942. Слышна перестрелка из орудий в направлении
ст.Ломоватка-с.Троицкое-ст.Каганович (Ирмино).
Немцы заняли село Ломоватка (10 км от нас).

22 марта 1942. Пришёл лягавый и записал на окопы.
23 марта пошли до бани копать могилы нашим погибшим.
25 марта в 6ч вечера пошли с Мамкой на мельницу в
с.Лозоаую-Павловку. Ночью в 2ч смололи жито.
27 марта окопы роем около хаты Даныла (на Бугре - 70м от нашей хаты).
27 марта 1942. Вечером электричество было. Читали.
29 марта совсем близко перестрелка.
5 апреля Пасха, но шАмать чего хорошего нет!
Ходил на кино, но не хватило билетов.
6 апреля снег тает.
7 апреля ходил на базар - продал патефонную пластинку <Голубая ноченька>.
8 апреля снег тает. Умерли пчёлы - все 3 улья (25 января было 42 градуса мороза).
12 апреля с шахты №5 притянули с Шурой канат.
14 апреля расплетал канат на проволоку для забора. Шамать нечего.
16 апреля купил 2 пластинки: <Еврейская комсомольская (У рыбалки,
у реки тянут сети рыбаки:)> и <Если завтра война>.
Был в кино <Оборона Царицына>.
17 апреля делал забор.
18 апреля  разобрали сарайчик; копал наш бугор - сеять жито.

22 апреля был налёт немецких самолётов на г.Серго.
С 25 апреля работал на ремонте шоссе - и 1 мая тоже;
С 4 мая копали окопы за сёлами Михайловка-Алексеевка (за Алчевском,
за речкой Белой).
С 7 мая копали окопы за ст.Родаково-Зимогорье.
9 мая 1942 сады начинают цвести, верба зелёная.
11 мая вернулся домой, где сад уже зелёный.
13 мая с Нюсей ходил в кино <Дело Артамоновых>.
16 мая сад цветёт. Нигде не могу найти работу;
на станции Алмазная приняли чернорабочим на путях.
20-21 мая цветёт сад; в саду расположились на постой наши солдаты.
21 мая проходил обучение от военкомата.
22 мая по поручению военкомата разносит повестки.
26 мая прополол в саду.
В ночь под 1 июня прожекторы ищут в небе немецкие самолёты.
8 июня с Вовой (это - со мной - ВИКрыл!) ходил в город
фотографироваться и в кино <Машенька>; Гриша записал <хорошее>,
а я ничего не понял и еле дождался его конца; а потом в столовой
я ел пшеничную кашу и пил чай.

12 июня немцы обстреляли балку у пос.Анненка и убили там много наших солдат.

14 июня мне и Нюсе принесли повестки ехать в колхоз.
16 июня был в кино <Александр Невский>.

17 июня немцы бомбили с.Лозовую-Павловку (где жили 8 человек наших -
родни: тётя Поля, её муж и 6 детей), очень много жертв.

22 июня 1941 был на комиссии - признали негодным в армию.

28 июня летают немецкие самолёты; наши снайперы стреляли,
но ни одного не сбили.

11 июля наши повзрывали шахты;
12 июля взорвали мосты - немцы вступили в город Серго...
И вернули ему имя Кадиевка - по имени ИХ инженера Када, в 1910-13гг.
строившего тут (с нашим отцом!) коксо-химический завод!
    ТУТ дневнику - конец!

   Живите в мире!
   Будьте здоровы и счастливы!
   Выражаю мою скорбь о почти 30 миллионах погибших НАШИХ !
               Владимир Крыленко 21 ИЮНЯ 2011