Создавал гармоничное идеальное место

Любовь Рунова
Томаш Наркевич-Иодко, будучи католиком, не поскупился на строительство в принадлежащей ему деревне замечательного православного храма. Старая пуковская церковь упоминалась в инвентарях ещё в 1800 году (тогда она принадлежала униатам) и с тех пор уже изрядно обветшала. И вот в 1857 году на её месте строится новый просторный каменный храм в уникальном сочетании стилей: классицизма, ретроспективно-русского и даже где-то неоготики. Второй подобный храм в Беларуси найти сложно!

Церковь была прямоугольной в плане со звоницей (под которой находился притвор) со стороны главного фасада. На боковых фасадах и апсидной части чередовались декоративные колонны и фланкирующие окна. Над гонтовой крышей основного зала храма возвышался купол на граненом барабане, а над трёхъярусной звонницей – небольшая маковка с крестом. Внутри церкви находился одноярусный белый с позолотой иконостас на 33 иконы. При храме была библиотека, в которой было много старинных богослужебных книг, некоторые из которых были изданы ещё в начале 18 столетия!

Главная церковь в Пуково и в униатское, и в православное время освящалась во имя святого Георгия.


Недалеко от усадьбы и деревни Пуково в урочище под названием Кондратовичи (рядом была одноимённая деревня) в 1862 году была построена ещё одна деревянная церковь во имя святых Бориса и Глеба. Этот храм с архитектурной точки зрения был уже плодом народного белорусского зодчества, в отличие от Георгиевской церкви, где явно поработал профессиональный архитектор.

Кстати, между наиболее выразительными постройками пуковской усадьбы (такими как главный усадебный дом и парковая беседка) и храмом существует ярко выраженное архитектурно-художественное единство. Это показывает нам, что Томаш Наркевич-Иодко создавал поистине гармоничное и в некоторой степени даже идеальное место, которое было бы украшением всего копыльского края.

Во времена Российской империи Пуково было центром отдельной волости в Игуменском уезде. Важную роль в поддержании статуса волостного центра играла всё та же Георгиевская церковь, ибо именно под её патронажем в деревне были открыты приходские школа и больница.


Когда хозяин пуковской усадьбы Томаш Наркевич-Иодко окончил свой добродетельный земной путь, его сын и наследник Ксаверий построил на местном кладбище недалеко от церкви часовню-усыпальницу, которая стала относиться к узденской парафии. Впоследствии эта усыпальница должна была стать родовой для пуковской линии рода Наркевичей-Иодко.

В начале 20 столетия в истории нашего местечка случилось ещё одно замечательное событие. Имение Пуково и его владельцы стали напрямую причастны к созданию одного из известнейших и символичных памятников архитектуры Беларуси, а именно … минского костёла святых Симеона и Елены! Дело в том, что земли Наркевичей-Иодко вплотную прилегали к владениям Эдварда Войнилловича – известного в белорусской истории деятеля, непосредственного спонсора строительства костёла. Он был хоть и довольно зажиточный землевладелец, однако столь больших “свободных” денег на строительство у него не было. Тогда Войниллович решил продать один из своих фольварков под названием Лопухи (он находился в 3-х километрах от Пуково) Наркевичам-Иодко. Последние, купив этот фольварк, и стали фактическими спонсорами строительства костёла, который до сих пор является украшением нашей столицы! Кстати, фольварк Лопухи, с начала 19 века принадлежал именно Наркевичам-Иодко, его купил у них отец Эдварда Войнилловича Адам. Но в начале 20 века хозяева Пуково вернули “утраченное”.


Казалось, впереди у усадьбы и её хозяев успешная и счастливая жизнь. Одноко, всё перечеркнул 1917 год…

После советско-польской войны Пуково, что называется, без вариантов осталось на советской территории. Весь многолетний труд Наркевичей-Иодко по созданию богатого, эффективно работающего имения большевиков не интересовал вовсе. На территории усадьбы, откуда давно были изгнаны законные владельцы, был организован достаточно символичный для красного режима объект – концентрацтонный лагерь ВЧК, в котором содержались “контрреволюционные элементы” , в основном те, кто оказывал сопротивление установлению большевистского режима. Заключённые содержались непосредственно в хозяйственных постройках бывшей усадьбы. Вскоре концлагерь “понизили в статусе” и он стал исправительной колонией-поселением. Заключённым разрешалось строить в ней дома и заводить хозяйство.

Вот такая Сибирь в центре Беларуси…

После того, как в конце 1920-х гг. новоявленный вождь советского народа Иосиф Сталин взялся за организацию сельского хозяйства в СССР, в Пуково был создан колхоз под знаковым названием «Боевик». Затем, очевидно, было решено не слишком педалировать такое «революционное творчество масс», и название было изменено на нейтрально-пасторальное «Колхоз им. Ленина».

Примерно в то же время на территории бывшей усадьбы была окончательно упразднена исправительная колония и практически на её основе создан совхоз «Пуково». Можно сказать, что вместо одной организации рабского труда была создана другая…




продолжение (http://www.proza.ru/2011/06/21/519)
 
источник: (http://dmitrij-kr.livejournal.com/53481.html)