Отчество. Неизвестное об известном

Сергей Вершинин
Вспоминая предков, славя их — мы поминаем в первую очередь своего отца, деда, прадеда. Отсюда в России уважительное продолжение имени в отчестве, которое так хочется отменить очередным реформаторам.  Причем, расхожую сегодня фразу «Иваны, не помнившие себя»,  применяют они же, — реформаторы! Но когда к мужчине обращаются по имени отчеству, то оказывают почет и уважение не только ему, но и его покойному отцу, отчине, всему роду…

Что касается: кто есть сам человек, к которому обращаются по отчеству? Об этом скажут потомки носящее его отчество, и люди, обращаясь к ним, добром в отчестве помянут его, весь Род, Фамилию …

Меняя фамилию или беря псевдоним, люди отказываются от своего прошлого и от своего рода. «Сын за отца не отвечает» вовсе не коммунистическая догма — это что касается В.И. Ленина, Л.Д.Троцкого и т.д. Революционеры практику псевдонима широко применяли, но родоначальниками поветрия отречения буквально от всего, были не они.

Обычай смены фамилии или псевдоним, как не странно может показаться кому, зародился в поповских семьях в конце XVIII века, когда, обычно многочисленным, детям священнослужителя стало принято давать разные фамилии, по названию приходов: Преображенский, Воскресенский, Воздвиженский. Поскольку костяк русской интеллигенции к середине XIX столетия сложился в основном из поповичей, не получивших приходов, традиция зародившееся в кругах священнослужителей перешла и к ним.

Если копать вглубь, то традиция называться по местности иудейская  — Навин из Назарета и т.д. пришедшая на Русь с христианством. Но в Евразии всего был силен Род до седьмого колена, как не старались проповедники новой религии, но отчество (на Востоке приставка «ибн»), так и не извели. Тогда внедрение в России отчества церковь приписала себе, хотя именно священники первыми не имели, ни отчеств, ни фамилий, звались, к примеру, отец Алексей, патриарх Алексий. Народ даже не знал, кто именно, чей род за этим именем. А зачем? На Русском патриаршестве за всю его историю были выходцы из иных земель и выходцы из исконных родов России на нем большое исключение.

Сегодня Отчество, согласно западной традиции, в России растворяется меж Именем и Фамилией.  Приведу самый известный род Романовых: Андрей по прозвищу Кобыла имел пять сыновей: Семена Жеребца, Александра Елку, Василия Ивантая, Гавриила Гавшу и Федора Кошку, которые были родоначальниками 17 русских дворянских домов. В первом колене сам Андрей и его сыновья прозывались Кобылиными, но Федор по прозванию Кошка и его сын Иван уже Кошкиными, сын последнего Захарий — Кошкиным-Захарьиным. Потомки его отбросили прозвище Кошкиных и усвоили себе только фамилию Захарьиных. Его потомков начали называть Захарьиными-Юрьевыми. Начиная с Романа Захарьиными-Романовыми и, наконец, потомки последнего — просто Романовы.

Отчества, в том виде как мы их сегодня понимаем, появились только в разрядных книгах XVII столетия, или в написанных в том же XVII столетии Разрядах о событиях XV-XVI вв., по памяти самих князей и бояр. Именно на рубеже XVI-XVII вв. в России вводилось понятие фамилий, которые и заменили отчества, произносимые на Восточный манер. Т.е. если раньше, к примеру, было Волька ибн Алеша, то стало Волька Алешин. Окончание «ИН» аналогичное восточному ибн, — т.е. сын.  Бояре, князья стали именоваться на Западный, польский лад. Например, Шуйские от вотчины — город Шуя, или от имени или прозвища отца. Так, к примеру, Михаил Скопин-Шуйский получил двойную фамилию от прозвища отца Скопа. Но, это было уже не отчество, чей сын – Скопин, а фамилия.

Купцы, ремесленники получали фамилии от промысла  — сотни Кожевников, Пекарев, Кузнецов. Именно в конце XVI в начале XVII столетия  из простого сословия выпадает отчество. К примеру, Тверской гость Афанасий стал Никитин, а Афанасий из суконной сотни Суконщиков. Крестьяне  тоже лишались отчества и взамен получали фамилии от своего хозяина.  Чей крепостной? — Епифанов. Поэтому на Руси так много Ивановых, Петровых, Сидоровых…

Но не все фамилии, кончающиеся на «ОВ», имеют корни в крепостничестве. К примеру, И.С. Тургенев «Отцы и дети», на вопрос: «Позвольте узнать ваше имя и отчество?», Базаров ответил: «Евгений Васильев», как раз исходя из древней традиции российского дворянства. Базаров назвался Васильевым, имея виду своего отца, а если бы он был сын Ивана, он бы ответил Иванов. Именно по этому принципу впоследствии, в том числе и при Советской власти в период поголовной паспортной регистрации, наделяли фамилиями и мусульмане России, т.е. Ахмед ибн Ильяс — сын Ильяса, становился Ахметом Ильясовым.

В результате вымывания из народа отчества и замена его фамилией, к концу XVII столетия оно, практически, пропало из грамот и документов, в летописных списках того времени все больше Абдрашка, Ивашка, Стенька. В летописях часто можно встретить уменьшительно-ласкательное имя не только дружинника, но и боярина.

Западные хронисты данное обстоятельство выдают за унижение, чуть ли не холопство, но это результат вымывания отчества на Западный, польский манер. В Разрядных книгах  создаваемым в середине XVII столетия началась путаница, чтобы упорядочить Разряды, вывести родословные, и придумали отчество, уже в том виде каком мы его знаем т.е. «ИЧ», Кроме того, данность (отчество) стала отличительной чертой российского дворянина, приобрела сословность.