Все ли люди могут любить?

Лев Полыковский
                В домашнем задании Академии Софии ж. «Целитель», 2005,№12 спрашивается: «А, может быть, испытывать любовь могут не все? Сторонники сексуального анархизма и примитивизма готовы признать: прекрасная и благородная любовь существует, но требует особых способностей. Огромное количество людей, - вздыхают они, - живут сексуальной жизнью, женятся, рожают детей, но не знают любви, встречают её только в кино, литературе, искусстве. У них просто нет способности к любви , как у других нет способностей к математике или живописи. Так ли это?»
                Что такое прекрасная и благородная любовь? Благородство любви – это самопожертвование ради любимого и полная зависимость личного счастья от счастья любимого человека. Красота любви – это некий эстетический идеал восприятия всех стадий любовных отношений между любящими друг друга мужчиной и женщиной как прекрасное воплощение самых лучших межчеловеческих отношений.
                Значит, без благородства идеальная любовь невозможна. Является ли благородство особой способностью человека, которая как талант существует не у всех? В чем суть благородства? Может ли оно быть догмой, навязанной, внушенной воспитанием? Но разве навязанное, внушенное воспитанием качество может родиться без примера благородства, такого примера, который убедит воспитуемого в том, что благородство – очень полезное и очень необходимое человеку качество? Конечно, нет. Значит благородство – человеческое качество, особым образом передаваемое от человека к человеку, часто по наследству, от родителей к детям, от учителей к ученикам и состоящем в умении проявлять максимально возможные духовное уважение и щедрость к человеку, умение делать человеку благо, добро, это внутриубеждённое понимание того, что людям следует делать только добро , потому, что человек человеку лекарство, дополнение недостающих ему качеств, только другой, родственный по духу человек, может помочь раскрыть, усилить способности данного человека. Значит благородство – это осознание соборного всеединства всех людей, осознание необходимости такого всеединства. Только восхищение благородством учителей или родителей друзей или коллег любимых позволяет убедить человека быть благородным самому.
                Значит, благородство не может быть навязанной неблагородным человеком догмой. Ведь благородный человек никому ничего не навязывает.
                Другое дело, что есть осознанное благородство и неосознанное, интуитивное благородство. Осознанное благородство – это облачение его в смысловые формы, осознание его сути.
                Таким образом, если не каждый обладает особым даром осознать суть благородства, то любому доступно благородство интуитивное, хотя бы к одному человеку.
                Вернемся к любви. Если секс как телесное выражение любви требует неких особых навыков, дающих в сексе достаточно полное ощущение наслаждения, то платоническая (возвышенная, идеальная) любовь зависит не от навыков, способностей, а от убеждений, благородства и эстетического идеала влюблённого.
                Таким образом, в первом приближении, получается, что искусство сексуальных действий при половом контакте мужчины и женщины требует особых навыков, особого таланта, чтобы, воздействуя ласками на эрогенные зоны, добиться максимального взаимного наслаждения. А платоническая любовь – есть процесс духовный, то есть зависит от уровня развития таких духовных качеств личности как благородство, эстетический идеал восприятия прекрасного.
                Причем, если благородство интуитивно зависит исключительно от воспитания и развития духовной компоненты подсознания, то осознанное благородство зависит от способности аналитического мышления проводить логическое исследование сути ситуации и соответственно делать благородный выбор из различных альтернатив.
                Что же касается способности эстетического выбора из множества нравящихся людей наиболее предпочтительного партнера, в реальной жизни такой выбор очень затруднителен.
                Во-первых, не всегда такой выбор оказывается взаимным. Во-вторых, если мужчины полигамны (то есть их сильно влечет ко многим женщинам), то женщины - моногамны и их чаще всего влечет к одному мужчине.
                В итоге в платонической любви эстетические идеалы и предпочтения играют определяющую роль и стимулируют интуитивное благородство. А в сексе эстетическими идеалами и предпочтениями чаще всего пренебрегают и потому сексуальное влечение тоже не есть некий талант или уникальный дар, если не говорить о гиперсексуальности, как некоей возрастной или индивидуальной аномалии.
                Несомненно, платоническая любовь является интуитивным влечением, то есть не зависит от того, что думает об этом влюбленный. Его любовь может толкать на безрассудные действия, противоречащие голосу разума и здравому смыслу.
                Так к чему же у отдельных людей нет способностей? 1.К высокоэффективному сексу с максимальным уровнем наслаждения; 2.К грамотному эстетическому вкусу в выборе любимого, умение особым эстетическим чутьем разглядеть его эстетические достоинства; 3.К дару аналитического мышления при осмыслении (согласовании с разумом) правильности и благородности выбора любимого.То есть речь идет о таланте гармонизировать «голос сердца» и «голос разума».
                Но разве это доказывает, что у отдельных людей нет способности к платонической любви, как интуитивному и благородному влечению к определенному представителю противоположного пола.
                И даже те, кто, живя сексуальной жизнью, якобы не знают любви, на самом деле, испытывают время от времени вспышки интуитивного влечения к отдельным представителям противоположного пола. То есть любовь - это сильнейшая вспышка глубинной радости, чудо общения с представителями противоположного пола. Такая вспышка редко завершается счастливым супружеством или хотя бы сексом из-за взаимного несовпадения и внезапности пережитого чувства. Вот здесь то и срабатывает фактор человеческих способностей. Обладает ли человек даром пробудить достаточную симпатию к  себе у своего избранника,  по всем ли параметрам он способен удовлетворить своего избранника.
                Вывод: любви все возрасты покорны, подвластны, но не всякий может направить любовь в правильное русло и получить от любви наслаждение. Но высший результат любви – это бессмертие, ибо вечная жизнь – это и есть материализованная любовь.
  4, 28 марта 2006 г.