Ледниковый период

Андрей Рюрик
ФОТО: Составленная в Западной Европе карта последнего оледенения. Правее пунктирной линии данных у составителей карты нет.
Обозначения: 1 - полярная тундра, 2 - тундра, 3 - тундростепь, 4 - хвойные леса, 5 - смешанные леса, 6 - аридная степь, 7 - полупустыня.
Добавим, что в Поволжье, на Южном Урале и Казахстане, а также почти во всей Сибири оледенения не было. Были леса или степи (южнее). Оттуда и проникли всадники на Балканы, в Италию, Испанию, Юг Турции (хетты) в Египет и Месопотамию. (подробности - в статье).

Статья из "Этнологического Словаря" http://proza.ru/avtor/atonement&book=1#1

ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД   Термин, характеризующий оледенение, т. е. покрытие толщей льда значительных территорий Евразии и Северной Америки. В контексте нашего изложения, интерес представляет послеледниковый период, который называют "голоцен", "четвертичный период", либо "антропоген". Именно в этот период, начавшийся 10-11 тысяч лет тому назад (согласно официальной хронологии) и возникла человеческая цивилизация или "антропоген". Этот термин по-русски означает "рождение человека".

     Действительно, человек, как вид "Homo sapiens" возник в Африке 50 тысяч лет тому назад, но на протяжении 40 тысяч лет никак не изменялся, т. е.  бегал по джунглям и саваннам в набедренных повязках или без них.

     Так что же подтолкнуло человечество к столь внезапному возникновению скотоводства, земледелия, изготовления металлических орудий труда и т. п.?

     Ответ на этот вопрос коренится в самом термине "антропоген". Глядя на приведенную карту оледенения и другие более подробные и точные карта, можно заключить, что безо льда оставались только Испания, Италия, Балканы, Крым, Южное Поволжье и Южный Урал, а также территории современного Казахстана и значительной части Сибири (потому, что "Гольфстрим замерз", как говорится в известном анекдоте).

     В этот период антропогена человечество продолжало осваивать территории, на которых можно было жить. Однако, несмотря на отсутствие льда в Испании, либо в Поволжье, для освоения приходилось применять "новые технологии", потому, что в этих регионах по-прежнему было "не жарко". Кроме того, для выживания на этих территориях потребовался естественный отбор людей определенного типа, способных выдержать эти экстремальные условия. (Это сейчас африканцы с удовольствием живут в московских квартирах, где круглый год царит тропический климат, благодаря центральному отоплению).

     И совсем не последнюю роль для возникновения цивилизации сыграло наличие важных природных ресурсов в осваиваемых регионах. Так, на Южном Урале, до сих пор глыбы самородного железа (пирит, железный колчедан) валяются прямо под ногами. Ни в Италии, ни в Испании такого не было. Кроме того, в поволжских степях водилось уникальное дикое животное - лошадь. Нигде в мире дикие лошади в то время не водились. В этой связи отметим, что по данным современной генетики (анализ гаплотипов) все домашние лошади произошли от ОДНОГО жеребца ( и нескольких кобыл). Проживал этот жеребец именно в указанном районе.

             Для плавки железа необходимо было ОГРОМНОЕ количество древесного угля, изготовленного по специальной технологии (см. ст. "Железо"). Такое было возможно только в зоне густых лесов Южного Урала.

     Добавим, что осетровые рыбы, необходимые для создания многослойных композитных луков в изобилии водились в то время в изобилии лишь в Каспийском море. Для изготовления компактных композитных луков убойной силы был необходим клей из плаватнльного пузыря осетра. (Модуль Юнга (упругости) у этих луков был во много раз выше, чем у других).

     Все это создало условия для создания мобильных отрядов всадников, которые, подковав железом своих лошадей, изобретя железные стремена и уздечку, а также седло с железными пряжками, смогли распространяться во все стороны света, будучи вооруженными композитными луками - смертоносным оружием того времени. Археологические раскопки показывают, что стрелы, выпущенные из таких луков, входили в кость человека на 2 см. А попав в мягкую ткань, они несли неминуемую смерть. (Заметим также, что без железных подков, выехать за предела степи было абсолютно невозможно).

     Теперь становится понятным, что набор рецессивных генов (см. ст.) испанских лошадей, а также степень гетерозиготности (см.ст.) по этим генам приближается к прикаспийским лошадям, но не к лошадям других регионов. Дело в том, что путь из Поволжья в Европу был первое время закрыт ледником. И всадники могли путешествовать лишь через Балканы, Северную Италию (Южнее Альп) и в Испанию - единственные территории в Западной Европе, которые не накрыл ледник. В северной Италии всадники оставили цивилизацию Этрусков. А в Испании - цивилизацию Басков (см. статьи). О южных (не европейских) цивилизациях см. статьи о Древнем Египте, Месопотамии, Индии и Китае.

     При отступлении ледника были освоены и более северные территории Европы, начиная от междуречья Оки и Волги и заканчивая Скандинавией. Правда, для этого потребовались корабли, построенные с помощью железных топоров, иначе в лесной зоне верхом на лошади дорогу найти невозможно. (См. ст. "Викинги", "Варяги", "Великое переселение народов" и др.).

     Антропологический тип жителей Северной Европы отличается от южной. Это объясняется тем, что Северная Европа, в отличие от южной, была заселена пришельцами с Поволжья-Урала "на голом месте", как только отступил ледник.

     Итак, с окончанием ледникового периода и развитием новых технологий, всадники распространились по всему свету (см. ст. "Индоевропейские языки", "Тюрки", "Славяне", "Угры" и др.).

     Ледниковый период, безусловно, способствовал естественному отбору того типа людей, которые могли жить в экстремальных условиях. Их многочисленные гибриды с южанами, а также перенос технологий, способствовали началу цивилизации и в этих регионах (см. ст. "Анклав").

     Освоение центра и севера России, а также всей Европы началось позднее, чем освоение Малой Азии (Чатал-Куюк, хетты и другие культуры на территории современной Турции), Балкан, Италии и Испании, которые были свободны ото льда. Освоение Европы связано было с постепенным таянием ледника, покрывавшего почти всю Западную Европу и западную Россию. Первыми были заселены леса междуречья Оки и Верхней Волги, а затем и вся Северная Европа (см. ст. "Великое переселение народов"). В результате, население Северной Европы до сих пор сохранило антропологические и языковые черты своих предков. (Антропологический тип тюркоязычного населения Поволжья и Урала ничем не отличался от живших тут же племен, давших начало индоевропейским языкам [см. ст.]).

      Несколько меньшее представительство тюркского языка в Европе связано с его аглютивной природой. Действительно, многие тюркские слова и их корни мы видим во многих индоевропейских языках, но вследствии аглютивного характера тюркских языков, многие лингвисты их просто "не замечают". Войдя во многие флективные языки, тюркские корни, потеряв аглютивность, стали восприниматься как части речи флективных языков. Поэтому, славянские, древнескандинавские и угорские начала в индоевропейских языках наиболее заметны лингвистам. 

     Еще раз подчеркнем, что центр распространения общечеловеческой цивилизации - Волжско-Уральский регион, который НЕ БЫЛ ПОКРЫТ ЛЕДНИКОМ. (подробнее см. ст. "Великое переселение народов", "Индоевропейские языки", "Технологический взрыв" и др.).