Впечатления и размышления после концерта.
Под тяжестью повседневности начинаешь с грустью понимать, что уже всё реже и реже получаешь «радости скупые телеграммы».
А, может быть, в этом и есть мудрость жизненного устройства. Жизнь, как радуга - многоцветна и полна неожиданностей. Тут уж важно не утратить внутри себя способность отклика на это многообразие и смену цвета…
73-й концертный сезон в Большом концертном зале Минской Филармонии. Ожидая инициаторов нашего «культпохода», вглядываюсь в лица пришедших на концерт. Немножко грустно – всё те же бывшие театралы, вернее театралки, в основном усталые и встревоженные. Представителей сильного пола – единицы.
И вдруг перед Филармонией буквально, как по велению волшебника, вырастает массовка молодёжи.
Сейчас у нас в городе довольно часто возникают то тут, то там акции
протеста - «проста гуляем па городзе».
Решила – скорее всего, это именно такой формат.
Присматриваюсь.
Нет, здесь что-то другое. Лица светятся, смех, улыбки, объятия, все с огромными букетами. Очень скоро открывается загадочность такой встречи и праздника…
Предстоял концерт известной Ирины Богачевой и её учеников.
Прима приготовила для нас много сюрпризов.
В составе концертной группы четверо из шести участников - выпускники белорусских музыкальных школ, ныне учащиеся Санкт-Петербургской консерватории.
Будучи студентами 3-4 курсов, они уже все лауреаты международных конкурсов.
Вот и увидели мы перед концертом молодёжь, которая пришла на встречу со своими друзьями, бывшими однокурсниками. Их предвкушение праздника стало своеобразным камертоном - настройкой на радость и восхищение.
Концерт превзошел все ожидания.
Здесь и наслаждение прекрасной музыкальной программой, талантом молодых, гордостью УЧИТЕЛЯ за своих питомцев.
Открыла концерт выпускница отделения сольного пения Минского государственного музыкального училища им. М.И.Глинки, ныне студентка Санкт-Петербургской консерватории класса профессора И.П.Богачёвой – Анна Налбандянц.
Такая хрупкая, совсем ещё девочка, и так сильно и трогательно исполнила монолог Чио-Чио-Сан, а её «Болеро» - (композитор Л.Делиб) буквально взорвало зал. Анну засыпают цветами…
Так же тепло зал встречает своего земляка – Павла Валужина. Он выпускник Молодечненского музыкального училища и тоже ученик Ирины Петровны. С каким драматизмом молодой артист исполнил сложную партию Лориса из оперы «Федора». Зрители рукоплещут – Бис! Браво! Невозможно сдержать слёзы, когда к сцене подбегают близкие из родного г.п.Радошковичи.
Мы сидим рядом и слышим, как маленькая девочка, видимо сестрёнка, шепчет: - «Я соскучилась. Я так за тебя рада».
Не успеваешь перевести дух новое потрясение - Александр Гонца. Тоже выпускник Минского музыкального училища и сокурсник ребят. Он буквально покорил красотой голоса. Чистый, глубокий баритон, великолепная дикция. Это уже зрелый артист. Некоторые именитые баритоны могут начать волноваться. Подросла достойная смена.
Исполняя романс С.Рахманинова «Письмо к К.С.Станиславскому», он разыгрывает целый музыкальный спектакль. Тонко и искренне передаёт задумку композитора, его мысли и чувства.
«От чистой души» звучат слова признательности юбиляру. Здесь такая гамма переживаний: чуточки тоски, радость за друга, лёгкий, добрый юмор. Заслуженно Александр получает свои аплодисменты и цветы, цветы…
Долго не отпускают слушатели исполнительниц русских романсов - Марию Галкину, Анастасию Кикоть.
Полон страсти и тревоги звучит совместный дуэт Анастасии с великолепным артистом, учеником того же класса - Борисом Пинхасовичем. Зал гудит – бис!.. браво! Они исполняли дуэт Леоноры и Графа де Луны из оперы «Трубадур».
Второе отделение – Ирина Петровна Богачева.
Всё-таки напомню: солистка Мариинского театра, Народная артистка СССР, Лауреат Государственной и многочисленных международных премий, профессор Санкт-Петербургской консерватории, заведующая кафедрой сольного пения.
Международное признание к ней пришло рано.
В 1967 году в Бразилии она была удостоена первой премии и признана лучшим меццо-сопрано. Тогда о ней, двадцати восьмилетней солистке писали: - «Сказочный талант, красивейший голос, темперамент, резервы диапазона, необъятная коммуникативность и изысканный вкус…».
Какое счастье видеть и слушать её и сейчас. Ни одного из перечисленных качеств она не утратила. Даже добавила - окрепший по выразительности артистизм, зрелую элегантность и верность традиции высокой духовности.
Помню, в середине 70-х слушала впервые её Кармен и Графиню.
У Ирины Петровны так и остались эти работы любимыми.
Теперь, слушая её, хорошо понимаю, почему с тех пор запомнила её героинь.
У Богачевой своя трактовка Графини. Это усталая, одинокая, старая дама. Ария Графини звучит, как боль невозвратимого прошлого. Какие тонкие и нежные ноты в воспоминаниях о молодости. А эти удивительные переходы, выраженные голосом, жестами, мимикой от жесткости к сентиментальной нежности…
Слушая всё, что исполнила Ирина Петровна, можно сказать только одно – волшебство!
И.П. Богачева прекрасный педагог. Завершение концерта – это торжество её любви к своему зрителю, своим ученикам.
Уже на бис выходят все участники концерта и представляют зрителю маленький капустник из знакомых арий и мелодий. Какая игра голосов, взаимопонимание и радость общения. Здесь очень мило включается аккомпаниатор Елена Гаудасинская, заслуженная артистка России.
Аплодисменты, аплодисменты…цветы… возгласы - «Спасибо! Спасибо за наших детей, за талант и сердечность».
Что может сделать музыка!
Из зала выходят бодрые, счастливые люди, чувствующие плечо друг друга.
Какая-то компания, скажем так, зрелых «барышень», прощаясь, игриво желают: - «Девочки, радости! любви!»…
Сложно объяснить, как возникают ассоциации…
Но на следующий день после концерта почему-то захотелось послушать Седьмую симфонию Д.Шостаковича. Вспомнился Ленинград, питерские друзья- блокадники.
Да, и дата - 22 июня…
Слушаю и листаю страницы воспоминаний о первом исполнении симфонии в осаждённом Ленинграде. «На 365-й день блокады в переполненном зале Филармонии сидели полуголодные люди. На концерт некоторые слушательницы надели довоенные бархатные платья, которые висели на них, как на вешалке… Встречались в зале знакомые буднично приветствовали друг друга – О, вы живы! … Симфония дарила им силы и веру…».
Другое сейчас время, другие мы…
Но, вспоминая тех людей - слушателей и исполнителей, для которых каждая часть симфонии была музыкальной духовной победой, понимаешь и веришь,
что так устроены люди: когда трудно и совсем не очень весело -
"сердце просит Музыки вдвойне..."