Год 1972. Квартира

Жанна Травинская
       В 1970 году я получила ответственный заказ на фриз-панно для автовокзала. Работу нужно было выполнить в росписи на керамической плитке. Этот заказ вызвал негативную реакцию со стороны местных художников, мне открыто советовали "убираться из Орла на свою Украину". Эскизы создавались долго, утверждались у главного архитектора города Ракитина Генриха Трофимовича. Когда работа была выполнена, те же недоброжелатели и завистники старались помешать её приёму худсоветом. Но она принималась по настоянию Заводского райкома партии, большим городским советом. По этому поводу Никушев сказал: "Маленькая Травинская вызвала большой интерес большого совета". Работа была принята, но мне не заплатили за неё, и мы с Дмитрием взялись за монтаж этой работы, чтобы иметь хоть какие*-то деньги. Монтировали в декабре, по ночам, при свете прожекторов. Панно простояло более двадцати лет, а когда начало осыпаться - его срубили.

      В 1972 году мы, наконец, получили квартиру в новом микрорайоне на окраине города, рядом с Медведевским лесом. Мне, выросшей на хуторе, в городе всегда было не совсем комфортно, не хватало общения с природой. Эта квартира была подарком судьбы. У меня из окна открывается вид на лес, который хорош в любое время года, особенно - золотой осенью и зимой - при небольшом инее. Поселившись, я каждый день уходила в лес, изучая укромные уголки, открывая грибные места, земляничные поляны, и укрепляла изношенную нервную систему. А вечерами слушала пенье соловьёв и лягушек.  В то время на месте девятиэтажек было два озерца, где жили тритоны и лягушки, а дальше - простиралось поле, на котором мы сажали картошку. Лес кормил нас с весны до осени: щавель, крапива, дикий лук, ягоды, грибы, шиповник, яблоки, груши, орехи.

      Детский сад и школа были рядом. Квартира и её местоположение было для меня сказкой, которую я выражали в глине. Микрорайон дал мне много тем для моих работ: серия "Мой микрорайон", состоящий из пяти пластов-картин: "Мой дом в воскресный день", "Улица Металлургов", "Концерт в зоне отдыха", "Мотель Шипка", "Детский сад" ваза "Музыка" для музыкальной школы, панно "Праздник русской зимы" (санаторий-профилакторий "Ветерок"), пласт "Воскресный день в Медведевском лесу", триптих "Медведевский лес" и другие работы.