Из истории таможенной службы России

Сергей Вшивцев
Черновик статьи (реферата)



Введение

Российская таможня на рубеже эпох

Советский период

Российская Федерация
...
...
...
...
Заключение

Использованные источники



Введение

...



Российская таможня на рубеже эпох

История российской таможни ведет свое начало с упоминаний в древнерусских летописных источниках о торговых пошлинах и лицах, их собиравших. Первые уставные таможенные грамоты, свидетельствующие о развитии таможенного дела, появились на Руси в XV веке.

Важные периоды в истории таможенного законодательства отражают такие исторические источники, как "Таможенный устав" 1571 года царя Иоанна IV и "Соборное уложение" 1649 года царя Алексея Михайловича. Документами, положившими основу реформам российской таможенной системы, стали Указ "О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием поскольку взято и с каких товаров" от 25 октября 1653 года и Новоторговый устав 1667 года.

Ряд нововведений в таможенное законодательство был введен в период правления Петра I. При Петре I была учреждена должность таможенного бурмистра, таможенные органы перешли в ведение Коммерц-коллегии (внешние таможни) и Камор-коллегий (внутренние таможни). Появились такие таможенные должности; особенное внимание уделялось формированию таможенной инфраструктуры и развитию штатов таможен. Во времена правления императрицы Елизаветы Петровны были отменены внутренние таможни и 17 видов таможенных сборов с торговли и перевозки товаров, стал вводиться дополнительный 13% сбор на ввозимые и вывозимые товары. В начале XIX века в России произошла серьёзные изменения в структуре таможенного дела - коллежская системы управления сменилась на министерскую, и 1811 году функция управления таможнями передается в Департамент внешней торговли, включенный в состав Министерства финансов. Последняя реорганизация таможенной службы в царской России произошла в мае 1912 года.



Советский период 



В начале 1921 года политика "военного коммунизма" сменилась "новой экономической политикой", последний период длился 11 лет. Товарный голод в стране, дезорганизация рынка, переставшего быть регулятором производства, низкое качество продукции и высокая себестоимость отечественных товаров при недостаточном ввозе - таковы были объективные условия, благоприятствовавшие развитию контрабанды. Кроме того, инфляция произвела перераспределение доходов, осуществила "социальную реформу навыворот", вопреки интересам государства и началам справедливости, и тем самым оказала деморализующее влияние на население.

В декабре 1921 года был принят закон о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК начала работать Центральная комиссия по борьбе с контрабандой под председательством Реввоенсовета. В комиссии активно участвовали таможенные органы.
Таможенный устав СССР 1924 года - первый кодифицированный акт по таможенному делу, окончательно закрепивший сформировавшуюся систему таможенного управления. Главной задачей таможенных органов стал контроль за экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии внешней торговли.

На рубеже 20-30-х годов усилился командно-бюрократический стиль управления экономикой, снова укрепляется принцип государственной монополии, резко сокращается число участников внешнеторговых связей, таможенный контроль становится чисто вспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенным кодексом 1964 года таможня подчинилась Министерству внешней торговли СССР.
Решением Совета Министров в 1986 году на базе Главного таможенного управления при МВТ СССР было образовано Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров СССР.


Российская Федерация (девяностые годы ХХ века)


25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России.

Существенные изменения в механизме внешнеэкономической деятельности государства оказали непосредственное влияние на развитие криминогенной обстановки в России, значительно предопределили рост преступных посягательств в экономической сфере нашего государства. Масштабы и общественная опасность контрабанды, других преступлений, направленных на подрыв экономической безопасности страны, неизмеримо возросли.

В системе правоохранительных и специальных органов России, осуществляющих функцию защиты экономического суверенитета России, таможенные органы занимают одно из ведущих мест. Это ставит перед ними задачу создания эффективного механизма противодействия правонарушениям в сфере таможенного дела, их своевременного выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия.

Одной из причин недостаточно эффективной борьбы правоохранительных органов с преступлениями в сфере таможенного дела является преимущественное использование их сотрудниками традиционных форм и методов оперативно-служебной деятельности, в том числе при организации взаимодействия как между собой, так и с правоохранительными органами зарубежных государств. Правоохранительным сообществом России в борьбе с преступностью еще не в полной мере используются ресурсы таможенной службы России, являющейся субъектом оперативно-розыскной деятельности, органом дознания.

Первичный анализ проблемы показывает, что значительная часть преступлений в этой сфере связана с такими глобальными угрозами и вызовами современности, как международный терроризм, наркобизнес, незаконная торговля оружием и организованная преступность. В условиях развития процесса глобализации возникает необходимость более тесного сотрудничества стран мира в борьбе с указанными явлениями. Изложенное в значительной мере предопределили выбор темы данного исследования.



В ежегодном (от 25 апреля 2005 года) Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации работа таможенных органов отнесена к системообразующим элементам развития России, и приоритетом в их деятельности «должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства».

Содержащаяся в Целевой программе развития таможенной службы России до 2010 года задача активного вхождения России в мировое экономическое пространство, принимаемые меры по интенсификации взаимоотношений со странами Европейского Союза, унификации методов таможенного контроля, созданию современных информационных систем и широкому внедрению документально-электронных форм таможенного оформления, в том числе в упрощенной форме, в свою очередь, требуют совершенствования форм и методов работы правоохранительных подразделений таможенных органов России.

Применение в практике деятельности таможенных органов законодательных положений Таможенного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации направлено на реализацию базовых принципов ВТО: содействие внешней торговле, гармонизацию таможенного администрирования, активную борьбу с международной преступностью и создаст необходимые условия для вступления России во Всемирную торговую организацию.

В то же время содержащиеся в Таможенном кодексе нормы, в частности, связанные с сокращением сроков таможенного оформления с 10 до 3 дней (на практике более 95% товаров в настоящее время оформляются в течение одних суток), упрощением таможенных процедур, и другие либеральные положения законов используются недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях совершения таможенных правонарушений.


В связи с этим перед правоохранительными, и особенно таможенными, органами России встает задача организации более эффективной борьбы с экономическими правонарушениями, активного использования всего спектра сил, средств, форм и методов оперативно-розыскной деятельности, поиска новых направлений сотрудничества с зарубежными таможенными службами, и в том числе с ТС Германии, накопившей уникальный опыт правоохранительной деятельности. Рациональное использование этого опыта таможенными органами России, на наш взгляд, является актуальной задачей, вызванной потребностями динамично развивающейся экономики страны