Цикл миниатюр Круги на войне Семечки

Марина Дяченко
-Я всегда был очень наблюдательным!- хвастает папа, открывая  бутылку с пивом.
 У нас сегодня вечер воспоминаний, а какие же воспоминания без пива и угощения? Правильно, никакие. Поэтому, я готовлю королевский ужин, а папа купил нам по бутылочке «Черниговского».
-Так уж и всегда!- подначиваю я.
-Да, и однажды, это чуть не стоило мне жизни.
-Расскажи.

-Дело было сразу после войны, мы уже вернулись из эвакуации домой в Черновцы. Потихоньку обустраивались, выживали. Мама давала мне иногда мелочь в школу, вот за нее я и решил купить семечек- на большее все равно не хватило бы.  Тогда на Советской площади, в самом центре города был большой базар...

-Разве было что продавать? Это же было время голода и, разрухи.
-Ну, базар существовал еще до войны, туда как в музей можно было ходить- такое изобилие и не снилось- папа мечтательно прикрыл глаза - Я помню большой шатер, возле которого стоял мужичок со шляпой, и за пять лей(еще были в ходу румынские деньги) можно было войти.
-А что там было?

-Чудеса всякие. Был человек-великан, метра три ростом, но он ходить не мог- все время лежал на огромной кровати, а рядом висела его одежда и стояли гигантские туфли. Еще был человек-теленок- у него были вытянутые верхняя и нижняя челюсть- это напоминало морду теленка, а еще  были огромные острые уши.
-Жуть какая, а потом они куда делись?
-Не знаю, исчезли куда-то. Да, так я про наблюдательность хотел рассказать…

Значит, пошел я купить семечек на этот самый базар, а тут все стали кричать, что пленных ведут. И правда – через площадь колонной шли сильно изможденные, худые  мужчины в таких полосатых штанах и рубашках. По бокам колонны автоматчики с собаками. В самом конце ехали подводы с женщинами, многие из них даже не шевелились – в таком жутком они были состоянии.  Люди не выдерживали, подбегали,  совали еду и воду, охрана на это смотрела сквозь пальцы. Говорили, что это пленные, освобожденные из немецких концентрационных лагерей, и их ведут  в сортировочный лагерь на Рошу ( это такой район в Черновцах).
 
Когда колонна прошла я увидел двоих в такой же арестантской форме, но они выглядели хорошо- совершенно не худые, бритые, можно даже сказать холенные. Мне стало интересно, и я пошел за ними. Парочка быстрым шагом направлялась к дому одной маминой приятельницы, и вскоре скрылись в подъезде.  Я побежал туда.  Они ждали на лестничной клетке,тот, что ближе прыгнул и начал меня душить. Папа показал, как именно его схватили, и я испуганно охнула.
-И… что, кто тебя спас?

-Никто, просто второй махнул рукой – мол, это мальчишка, что с ним возиться! Мой обидчик приподнял меня за шиворот и спросил по-немецки, что я здесь делаю.
-Ты же знаешь немецкий- не удержалась я.
-Ну да, немного знаю- скромно сказал папа- я быстро нашелся- достал горсть тех самых семечек:
- Я вам семечки принес! Битте!
Немец засмеялся и ударил снизу вверх по руке, рассыпая мой скромный дар:
-Русиш швайн!

Однако они меня отпустили и я прожогом кинулся на площадь. А там уже полным ходом шли поиски - солдаты цепью прочесывали торговые ряды и близлежащие улицы. Я подбежал к первому встречному офицеру, и рассказал где прячутся переодетые фашисты. Когда их вывели из подъезда, они, заметив меня, выругались, а  я показал им кулак. Вот так!
Папа победно улыбнулся мне, а я с ужасом представила, что должен был чувствовать ребенок, чудом избежавший смерти.