А. М. Варшавский основатель лужского пароходного с

Александр Носков2
А.В. Носков.
Председатель Лужского общества краеведов.

О.В. Набокина.
Департамент по охране и использования памятников
истории и культуры Ленобласти.


 
К середине XIX века река Луга не считалась сколько-нибудь значительным водным путем. О ее состоянии на то время говорилось следующее: «Так как по Луге были исконные славянские поселения и берега ее составляют централь¬ную и самую густонаселенную часть уезда, то по мере истребления лесов, оскудевала постепенно водой и р. Луга. В настоящее время она уже не судоходна и только весною по ней бывает сплав дров и леса». Сплавной рекой считалась и р. Оредеж.
Наступившая эпоха паровых судов привела к возникнове¬нию проекта, направленного на возрождение судоходности р. Луги соответствии со следующими основаниями:
и ее притоков. Эта, можно сказать, дерзкая мысль родилась у петербургского купца, потомственного почетно¬го гражданина Абрама Моисеевича Варшавского, который 23 декабря 1869 года направил на имя министра путей сооб¬щения генерал-майора б.А. Бобринского следующее прошение: «... Осмеливаюсь утруждать Ваше сиятельство всепокорнейшею просьбою исходатайствовать мне Высочайшее Государя Императора разрешение на устройство пароходного сообщения для перевозки грузов и пассажиров по рекам Оредежу, Луге, Россони и части Наровы с их притоками в пределах их судоходности с устройством на берегах сих рек в городах и других населенных и промышленных местах пристаней. При сем прилагаю подробные карты течения сих рек по С.Петербургской и Новгородской губерниям...
   И заскрипело колесо чиновничьего делопроизводства.
   Весь 1870-й и начало 1871 года ушли на изучение вопроса и разработку условий по его разрешению различными ведомствами. Прошение Варшавского вызвало положительный отклик министра. «Его сиятельство находя, что на основании... статей устава путей сообщения, дозволяется всем российским подданным свободно учреждать пароходства по рекам Империи и что купец Варшавский при учреждении пароходства не испрашивает никаких исключительных преимуществ, изволили... допустить Варшавского к открытию пароходства»... Департаментом Водных сообщений Варшавскому были предъявлены требования, чтобы он открыл свое пароходство «соображаясь с условиями местности» и в соответствии со следующими основаниями:
1.Мимо судоходных пристаней проходить желательно днем, под малыми парами с уменьшенной скоростью.
2.Капитаны должны быть благонадежными и хорошо знакомы с фарватером.
3.Для безопасности других судов подавать свистки при приближении к пристаням и другим судам.
4.Обход судов допускать лишь на свободных плесах.
5.Пароходные пристани размещать отдельно от пристаней судоходных (т.е. гребных и парусных судов).
6.За провозимый груз на пароходах и буксирных судах должен взиматься денежный сбор установленных размеров.
Далее свое слово сказал 1-й округ путей сообщения, который поставил Варшавскому дополнительное условие: открывать рейсы не ранее, как по окончании сплава леса дров, а также указал, что из р. Оредеж пароходы никак не могут проходить по р. Луге к ее устью, из-за порогов, «где в высокую воду проходят лесные гонки и то из одного ряда бревен», последний из этих порогов находится у г. Ямбурга и судоходство начинается лишь 25 верстами ниже Ямбурга.
На это из окружного правления последовал ответ: «При сплаве леса по р. Луге лес идет россыпью и только весьма незначительной частью в плотах, причиной тому служат пороги около р. Сабы (притока Луги) и около г. Ямбурга... течение здесь так сильно, что и однорядные плоты разбиваются, подвергая этим жизнь сплавщиков опасности. Вслед за сплавом леса идет сплав дров. Пароходство в таких условиях возможно лишь при устройстве сплошных запаней с проходами для пароходов, либо сплавлять лес плотами. Оба случая малоприбыльны, так как лесопромышленники понесут большие потери». Варшавскому было рекомендовано утрясти эти вопросы непосредственно с лесопромышленниками.
Весь 1870 год прошел в подобной переписке. Наконец, 25 января 1871 г. Варшавскому пришел долгожданный ответ, что правление первого округа путей сообщения «не встречает препятствия к дозволению Вам открыть судоходство по рекам Луге и Россони». Такое же разрешение было получено и для рек Луги и Оредежа.
Получив такие ответы, Варшавский, уже ставший коммерции советником, посылает новое прошение, теперь на имя Петербургского губернатора, чтобы получить разрешение на устройство пристаней для, как он пишет, «дозволенного мне судоходства по рекам Луге и Россони... О чем не оставить дать знак Лугскому и Гдовскому уездным исправникам». Здесь же Варшавский называет и пункты, выбранные им для устройства пристаней: Красные Горы, Преображенское (ныне Толмачево), Затуленье, Перечицы, Торковичи. Бутково. В Гдовском уезде в д. Сельцо.
И на это прошение Варшавский получил положительный ответ, и снова он посылает на имя Петербургского губернатора прошение, где сообщает, что «открывая с разрешения Министерства путей сообщения пароходство по судоходным рекам Оредежу и Луге намерен поставить с весны нынешнего года несколько плавучих пристаней в разных местах по берегам этих рек». Далее он просит оказать «содействие новому предприятию приказанием уездным исправникам сделать распоряжение об уничтожении существующих на этих реках рыбных заколов, препятствующих судоходству».
Губернатор распорядился послать телеграммы Лужскому и Гдовскому исправникам об уничтожении заколов, «ежели не встретится местных препятствий».
    Колесо ведомственной переписки заскрипело снова. На этот раз по поводу «местных препятствий».
    Из окружного правления в губернское строительное отделение пришло уведомление, что «по географической карте 1846 года ... река Луга показана частью судоходной, а частью сплавной, а река Оредеж сплавной».
Строительное отделение посылает ответный запрос относительно местности прохождения русла р. Луги. В ответ приходит сообщение, что река Луга «вытекает из болот и ключей» в 60 верстах от Новгорода, что ее протяженность 250 верст, что впадает она в Финский залив при деревне Остров и что «только от Пулковского стеклянного завода в Ямбургском уезде на 40 верст по течению является судоходной».
В конце концов, Варшавский пошел на сокращение своего проекта, ограничившись намерением открыть пароходство лишь по pp. Луге и Оредежу на 65 верст вниз по р. Луге и на 75 верст вверх по Луге и Оредежу от ст. Преображенской (Толмачево). Он согласился и на условие, что все возможные затруднения от сплава леса и дров он будет устранять лично, договариваясь с лесопромышленниками. Если же движение пароходов будет сопряжено с опасностью для людей, то и в этом случае он согласен нести полную ответственность. Варшавскому удалось договориться даже с конкурентами - прочими судопромышленниками и судохозяевами, засвидетельствовавшими, что они во время навигации по р. Луге не встречают «судоходству никаких препятствий», что их суда «свободно ходят по реке с полным грузом без всякой опасности». Свидетельство подписали 16 человек: С. Скобкин, И. Байков и др. Казалось бы, все! - можно открывать движение. Однако нужно было еще пройти инстанции соседней Новгородской губернии. Оттуда 31 мая 1872 года в Правление округа путей сообщения было направлено письмо, что никаких доказательств того, что Варшавский имеет право открыть пароходство по Луге и Оредежу им не представлено. Вопрос был улажен в июне 1872 года, копию разрешения на открытие Варшавским пароходства в Новгороде получили. Вопрос, наконец-то пришел к окончательному разрешению.
      Публикуя данную статью в лужской газете «Провинциальные новости» мы завершили её признанием, что нам не удалось обнаружить  сведения об открытии A.M. Варшавским движения паровых судов по Луге и Оредежу. Сегодня  данный вопрос  можно считать решённым. Варшавскому удалось открыть пароходное движение по р.Луге. Построенный по его заказу пароход "Мария"  стал первенцем пароходного сообщения  в Лужском крае. Честь этого открытия принадлежит исследователям истории судоходства  в бассейне р. Луги И.В.Половинкину и А.А.Гайдуку. Продолжая начатую нами тему они пополнили её новыми данными из архивных фондов Министерства путей сообщения:
         «В  документах МПС  за 1878 г. есть указание, что пароход Варшавского «Мария» был построен в 1871 году на Преображенской пристани. Скорее всего, в данном случае указан год заказа судна и место сборки, так как в позднейших источниках годом постройки указан 1875 г., а местом – завод А.Крейтона и Ко в г. Або, что более соответствует действительности.
   Так или иначе, но именно Варшавскому удалось первым открыть пароходное движение по р. Луге и стать «крестным отцом» пароходного судоходства в этом бассейне. Его пароход «Мария», вмещавший 50 пассажиров 2-го класса совершал рейсы по маршруту: ст.Преображенская  – дер. Пристань Новгородского уезда. Этот пароход, как буксирно-пассажирский, фигурирует и в списке МПС 1881 г. среди судов «Нарвской группы судоходных путей». Однако, к 1885 году у «Марии» стал уже другой хозяин – псковский купец Г.Д.Шмидт. Он купил пароход у Варшавского и перевез его с реки Луги в Псковско-Чудской бассейн».
      И.В.Половинкин и А.А.Гайдук проследили дальнейшую судьбу первого лужского парохода «Мария»,  достаточно полно отраженную  в их статье всё в тех же "Провинциальных новостях".
      Что же подвигло  петербургского купца А.М.Варшавского  к  основанию пароходного судоходства в Лужском уезде. Мы считаем, что тому  могли иметься следующие причины.
             Во-первых Варшавский с полным основанием может считаться  тесно связанным с лужской землёй. Он был владелец имения с усадебными постройками и парком в селе  Патрушина Гора Лужского уезда в окрестностях  современного посёлка Торковичи.
            Во- вторых именно А.М. Варшавский, а не А.Ликфельд  является основателем  стекольного завода в Торковичах.  Завод вступил в действие в середине 1870-х годов и лишь  более, чем десять лет  спустя влился в число стекольных предприятий Ликфельда.
            Согласившись пустить пароходы только вверх и вниз от ст. Преображенской Варшавский лишился возможности на доставку грузов по Луге в Финский залив, что существенно снизило экономическую отдачу от проекта. Кроме того, как сообщают И.В.Половинкин и А.А.Гайдук, пока Варшавский «пробивал» свой проект  по устройству пароходного сообщения по рекам Оредежу, Луге, Россони и части Наровы,   его идеей воспользовались другие предприимчивые люди. Кроме «Марии» в 1872 году в нижнем течении р.Луги появляется буксир А.Кочнева «Диспач», а на р. Нарове пассажирский пароход «Алерт» Компании Нарвского пароходства и буксир Торгового дома Д.Зиновьева и Ко «Надежда». В 1876 году к ним присоединяется и буксир «Ажиль».
       Таким образом, Варшавский потерял монопольное право на пароходство в указанном бассейне. К тому же, дачный промысел в Лужском уезде в начале 1870-х годов еще только-только зарождался. Его расцвет придется лишь на начало 1890-х годов. В этом отношении проект Варшавского опередил свое время  и потому вполне мог оказаться мало прибыльным и даже убыточным, что, вероятно. стало причиной  продажи Варшавским своей "Марии" в другие руки для хождения  за пределами бассейна р.Луги. 
         Как бы то ни было, первый шаг на пути пароходного движения в крае был сделан. Пароход А.М.Варшавского «Мария» стал первым на реке Луге. Только спустя пять лет после его продажи, в 1889 году в Лужском уезде А.А.Половцов в своём имении "Рапти" спускает, как ему казалось,  «первый в этом краю пароход», курсирующий по Череменецкому озеру.