Что такое зло?

Владимир Радимиров
   А действительно – что? Давайте не будем смотреть в словари, а обратимся к простому здравому смыслу. Поговорим на эту архиважную тему простым житейским языком, пусть даже слегка и косноязычно…

   «Ну-у… – скажет любой из нас, – зло это когда что-то плохое происходит, неприятное, когда мы что-то дорогое теряем, когда отрицательные эмоции, горе там, беда…»

   Ладно. Пусть будет так. А как это понятие объясняется в других языках?

   Для краткости и наглядности возьмём лишь два таких языка – английский и латышский. Это тоже индоевропейские языки, родственные русскому. В английском языке зло обозначает слово «evil» (произносится «ивэл»). Добросовестный лингвист скажет, что это слово имеет один корень со словом «vile» (подлый, низкий, мерзкий, произносится «вайл»). И добавит, что всё – дальше искать бессмысленно, и так де всё ясно. Хм, так ли это? Нам ли не знать особенности английского языка, когда пишется «Манчестер», а произносится «Ливерпуль»? Копнём чуток поглубже. Здесь мы обнаружим слово «wiles» (т.е. хитрость, уловка, произносится «вайлз»). Вместо простого V тут имеется дабл-W, а смысл этих слов очень сходный. Странно вообще-то: корни «wil» и «vil» в словах «wiles» и «vile» произносятся практически одинаково. Ещё немного копнём и вытащим на свет божий всем известное слово «will» (воля, желание, произносится «вил»). Его уже можно связать со словом «wiles» по корню, а слово «wiles» со словом «vile» по произношению и по общей похожести.

   Получается, что английское слово «evil» (зло) – это по-нашему как бы « оволение» или «охваченность желанием». Скажете, бредовая натяжка? Отнюдь, други, отнюдь… «Оволился» – и совершил злое дело. Как часто это происходит…

   А что у латышей? О, у них всё просто – как пишется, так и произносится. Зло по латышски – «launums» (ляунумс), а слово «laut» (ляут) означает «позволять или разрешать». Значит, зло по латышски – это «позволенность» что ли или «разрешённость». Чем не английское «оволение»? В общем, это вседозволенность, когда слишком чего-то позволяешь себе или другим, некое отсутствие рамок…

   Получается, оволился, позволил хотению овладеть своими чувствами, в результате – получил какое-то зло. Логично? Логично.

   Ну а у русских? Хэ, скажет наш лингвист, у русских ничего такого схожего нету. Русские народ дикий, отсталый, не чета европам, так что не просто нету, а и не может быть в принципе, кхым-кхым… Не со словом же «зола» его спрягать?..

   Ан нетушки! Шалишь, господин умник – есть такое слово! «Зело» – вот оно! Это устаревшее теперь слово, неупотребляемое, но его практически все знают. «Зело» – это «очень, слишком, чересчур…» Например, зело большой, зело маленький, зело пользительно… Спорить с таким определением невозможно – это не требует доказательств, это так сказать аксиома… Получается, что зло в русской интерпретации это что-то, к чему можно приставить определение «очень» и «слишком».

   Итак, оволился – позволил себя охватить желанию – сделал что-то невпопад, слишком или недостаточно – опа! – получил зло. Древние люди «зрели в корень» и мыслили «чисто конкретно». Врали они, наверное, поменьше, чем мы, которые за завесою наукообразных определений часто прячем чепуху или ложь.

   Вообще-то это определение зла в русском языке (языке, как известно, славянском) необыкновенно просто, универсально и, как следствие, гениально. Без всяких прикрас. Проверка этого определения на практике даёт великолепные результаты, даже сногсшибательные результаты. Как в самых банальных мелочах – так и в глобальных величинах. И во всех случаях, когда надобно выявить ЗЛО, появляется его неразлучная пара – МЕРА. Мера – это идеал, зло – отсутствие идеала, отклонение от него. Мера, умеренность, соразмерность, достаток – и злая нехватка или злое излишество. Противоположности.

   К примеру, мы идём по рельсу. Пока мы делаем то, что надо делать, двигаемся оптимально, не нарушая чувства баланса – всё путём. Но вот мы потеряли равновесие, чувство меры нарушено, создался уклон в сторону – частное маленькое зло – хоп! – и мы уже на земле. Зло победило. И так во всём…

   Мы едем по дороге на машине. Нам надо прямо. Во время езды создаются постоянные еле заметные уклоны – вправо-влево – но мы их контролируем движением руля, зло под нашим контролем. И вдруг – кто-то нас ослепил, мы теряем контроль, создаётся угрожающий уклон – тюк! – и мы в кювете. Опять проиграло чувство меры и победило частное зло. Частное, потому что тому кто нас ослепил, хоть бы хны – он, собака, поехал дальше, он, негодяй, в своём частном добре…

   А вот мы принимаем ванну. Температура идеальная. Мы балдеем. Мера, кайф, добро... А если плеснуть в воду кипяточку?.. А если ледяной водички? – Всё, уже не мера, уже относительное зло: вода станет зело горяча или зело ледяна.

   Вот некто хулиганит, вышел из себя и набил морду другому человеку. Оволился, гад! Его волокут в кутузку, затем упекают в тюрьму… Всякий скажет, что он совершил зло. А какое зло? В основе всего – вот это самое оволение, распущенность, отсутствие должного контроля над своими буйствующими чувствами… Или следующий пример: опять же некто наблюдал, как первый некто мордовал невиновного. Наблюдал, но не вмешался. А ведь мог вмешаться, и тогда бы плохого исхода можно было бы избежать. Он тоже зол, но по своему – он слишком пассивным оказался, слишком трусливым и эгоистичным. Его тоже многие осудят, но уже не с юридической точки зрения, а с моральной. И будут правы – и недолёт и перелёт всё зло. В десятку попадает лишь истинное добро, т.е. чувство меры.

   А вот человечество в целом и его «лучшие представители» – они злы или гармоничны? Вопрос хороший и трудный, но и на него наши предки, жившие в гармонии с природой и со своим социумом, ответили бы легко. Для примера возьмём образец подражания для подавляющего большинства хомо сапиенсов. Это будет обязательно богатый человек, обязательно широко или всем известный. У него огромный домина (замок, дворец, вилла и т.д.), в этой домине несколько десятков, а то и сотен комнат, неисчислимое кол-во мебели, одежды, утвари, украшений, самой передовой техники, парк шикарных лимузинов, мотоциклов, яхты, самолёты-вертолёты, каждый день по бабе (по мужику), денег – куры прямо не клюют... И что же – он что ли соблюдает меру? Он добр? Как бы не так, сказал бы наш предок-дикарь – он же больной. Он болен алчностью в неизлечимой форме, властолюбием в последней стадии, пресыщением в извращённой фазе… Он вообще-то и не человек уже, а самый настоящий чёрт, перешедший за черту зла и там окопавшийся. И он не просто сам перешёл за эту черту, но и обманом увлёк туда своих собратьев, которые, не имея толстой защитной брони от окружающего зла, истираются там в пыль, изминаются в лепёшку, разбиваются вдрызг… И их потерянная сила служит этому упырю, позволяя ему и далее утолять неутолимое и чесать вечно зудимое...

   «Зев алчности богатством не забьёшь» – справедливо говорили древние.

   И такие вот вампиры, мерзавцы и лихоманцы и являются примером для молодых. Не верите? Спросите у них сами, и вы убедитесь в злонамеренности огромной массы неразумных наших собратьев.

   Человечество же в целом, хотя и составляет нечто собою общее, но… это общее не едино. Оно похоже на конгломерат слипшихся огромных амёб (социальных организмов), старающихся пожрать друг друга и самим усилиться за их счёт. Такое вот одноклеточное сознание у нашего глобального человечества! Какая там божественность сознания! Ведь ещё 150 лет назад – всего150! – по Африке бродили миллионные стада зверей, везде на планете были куски неисследованной «терра инкогнито», людей было в сравнении с теперешним количеством весьма мало, природная среда была в порядке. А сейчас?.. Я не буду приводить примеры – вы их сами знаете.

   Я хочу сказать о добре… «Зло доминантно – добро рецессивно» – с умным видом говорят учёные, выдумывая какую-нибудь гадость или адскую бомбу. Совести у таких учёных отродясь не ночевало, и слушать их не надо. Моя бабка говорила так  «Учёный дурак хуже неучёного – от него больше вреда!» Мы поговорим чуток о Настоящем Человеке. Этот термин – человек – производится от «целый» (man –то же что и mono). А какой современный человек целый? Это обрубок, узкий сегмент больной гигантской амёбы, пожирающей на теле планеты последние ресурсы. Целый – это гармоничный человек, он умерен во всём, не лихоманец (богач) и не лихоимец (нищий). Он дружит с природой, но не обожествляет её. Он создаёт в своём сознании чистейший образ Единого – Бога – и пытается сравняться с этим образцом, стать богом на планете Земля, а не сатаной или чёртом как сейчас. Ему нипочём зной и холод, длительное отсутствие пищи и лютые звери, буря , вулканы и цунами… Вся же голубая красавица Земля – его дом, его родная любимая Мама, а не средство для грабежа и злодеяний.

   Такой человек добр, а не зол. Таких людей мало, но они всегда были и есть. Злые люди могут сгинуть во мгновение ока, когда Великое Зло, в котором они окопались, прорвёт их плотины гордости, разрушит толстые стены их эгоизма и сокрушит броню человеческой алчности. Они исчезнут, как исчезает плесень под лучами солнца, как исчезает лёд тёплою весной, как пропадает тля от нашествия божьих коровок.

   Привет вам, божьи коровки – наше время не за горами!

   Да здравствуют истинное гармоничное Добро, Разум и Мера!

   И пропади ты пропадом в наших сознаниях то, что зело – укоренившееся там подобно хищному клещу чертячье зло!

   Думаем, ребята, думаем...