Учитель

Екатерина Строева
   Раньше учитель “зажигал” интерес к своему предмету, по идее,
 это так. Да, это не у всякого учителя получалось, и не всякий
ученик откликался, много субъективных и объективных факторов,
если сказать как бы формально, срабатывало.
 Субъективные факторы: одарённость природная, если рассуждать
даже примитивно, она есть, а есть ещё скрытая одарённость, вернее,
нераскрытая, не проявленная, зачастую в силу объективных факторов
не проявленная, причём, они могут быть самые
разнообразные и даже противоречивые, как-то:
никто не занимался ребёнком,
не обращал внимания на его развитие,
в силу опять же и субъективных: все интересы родителей
направлены в другую сторону: заработка, увлечённости своей
профессией, объективных трудностей современного бытия,
множество причин, и объективных тоже,
ребёнок просто сам шёл своими силами,
а редко у кого есть такие проявленные уже
в первых классах способности, уровень развития, интуиция,
что он сам идёт в том направлении, как ему нужно, сам чувствует,
куда идти, и у него есть на это силы внутренние, всё же чаще
нужна помощь, даже очень способный человек может растеряться,
без хорошего наставнического направления,  или может быть ещё
не развитая склонность к познанию, он сам себя не понимает,
ну и вот “настоящий”, так принято было говорить, учитель,
он для того как бы и предназначен: “зажечь” интерес
к математике ли, географии ли, русскому языку,
литературе (как бы открыть “клапан” и даже дать определённые
навыки, скажем, раньше в гимназиях учили “азам” стихотворчества
и потому, не каждый, кто сочинял, становился профессиональным
писателем и поэтом, признанным, на определённом уровне все
могли сочинять, принято было писать стихи и в альбомы,
вести дневники... 
   Однако, учиться до отмены крепостного права это не всем сословиям
было позволено, крестьянам запрещалось учиться, но они, вопреки
всем запретам, создавали устную литературу (это-то не могли
запретить), песни народные настоящие, уникальную
музыкальную культуру народных песен, уникальные распевы былин,
богатство этих сокровищ питало и развивало общую культуру,
и только редко кому удавалось учиться, сейчас невозможно
даже вообразить, что Михайло Васильевич Ломоносов мог бы
и не пробиться к учению, если бы его дядя не был купцом,
купцам уже разрешалось учиться, вроде бы так,
а сколько препятствий ему пришлось преодолевать. Это гений.
   Но народу-то, крестьянам учиться не было разрешено,
а вообразить только, сколько талантов ... и как шагнула бы
наука и техника у нас в России, если бы учились все сословия,
и вообще, это слово "сословие" по сути очень уже отсталое...
Если бы крепостное право было отменено раньше (уж не говоря о том,
чтобы его вообще не было), то мы бы так не отстали в каких-то
областях развития и не было бы, вероятно, такого множества
противоречий...но и уже в ХХ веке какие-то области знаний,
как кибернетика, например, были под запретом у нас, а другие
страны в это время всё это изучали и двигали, не знаю,
конечно, это сложные философские и не только вопросы,
что такое прогресс и регресс, и прочее...
   Здесь и насущные нравственные вопросы и философские и
многие другие...
   А учиться-то надо всем. Вот тут-то и нужен настоящий педагог.
Чтобы пробудить интерес к познанию и научить учиться,
оставаясь человеком ... Немаловажно и достойное положение
учителя в обществе, а, соответственно и зарплата учителя,
как ни банально, быть может, это звучит...это реальность...
                20 июня 12 часов 2011 года