По заслугам каждый награжден

Василий Евтушенко
 "П О  З А С Л У Г А М  К А Ж Д Ы Й 
                Н А Г Р А Ж Д Е Н"

О п р е д е л е н и е :
Нет, наверное, человека, которого хотя бы раз в жизни не зацепил за «живое» анекдот.


Э П И З О Д .
 «Мне с добавкой», - говорил мой шестилетний племянник, когда мать приносила ему вкусное блюдо. Сказывался в такой просьбе режим детского сада. Там «добавка» служила знаком поощрения детей за примерное поведение и послушание. Дети очень хорошо понимали, за что им дают добавку: веди себя, как требуют взрослые, и тебе дадут больше, чем другому. А это уже радость, гордость превосходства перед окружением. Свою гордость испытывает и воспитатель: ему подчиняются, его любят за добавку; а строптивые могут остаться и без «сладкого».
  Все мы родом из Детства: всю жизнь ждем  «добавки» от благодетеля.

Э П И З О Д .
 С раннего детства мы привыкли к праздникам. Предпраздничное настроение всегда было лучше, чем во время праздника: ждали подарков от  родных и близких. А подарки не всегда совпадали с нашими ожиданиями. Торжества заканчивались, разочарование проходило, надеялись на совпадение в следующий раз. Давно мы стали взрослыми, но детские привычки остались: ждали с трепетом поздравлений, наград и поощрений от «родных и близких» нам партии, правительства и начальства. Ассортимент их «милостей» был широк: благодарность в приказе (с занесением и без), грамота, доска почета, вымпел, премия, ценный подарок (книга или бюст), место в президиуме, юбилейная медаль, орден. Сколько было почестей, радости! И зависти. И расстройства. «Обделенного» утешали тем, что в следующий раз и на его улице будет праздник.
 
Хорошо помню эпизод моего детства. На рабочем столе моего деда лежат две бумаги: одна – представление его к высшей правительственной награде, другая – отказ деда от нее. В представлении перечисляются его огромные заслуги в военные годы, в ходе которых он  нес в народ живое слово поддержки духа раненым в госпиталях и труженикам тыла. Мой замечательный дедушка объяснил, что награду он получал словами благодарности народа при каждой встрече и что это для него и есть высшая  награда.

 Я благодарен своему деду за «наследство» в виде принципа жизни -  не утруждать  начальство и «высокие» инстанции функцией награждения моей персоны. Мне удалось пройти жизненный путь без шелеста грамот и звона медалей.

Э П И З О Д .
Вызывает нас, руководителей подразделений, директор и дает разнарядку на поощрение сотрудников в честь предстоящего праздника. Предложил подумать и дать свои предложения по награждению достойных. Во исполнение указания я собираю коллектив сотрудников отдела и организую обсуждение результатов проделанной нами работы. Со своей стороны высказываю удовлетворение совместной работой, поздравляю всех с достижениями и наступающим праздником, а также предлагаю выдвинуть наиболее достойных для публичного поощрения на праздничном собрании всего трудового коллектива учреждения. Собрание сотрудников прошло в теплой и дружественной обстановке: приятно было каждому оценить товарища и быть оцененным. Список избранных я представил «Тройке».

 Каково же было наше удивление и потрясение, когда в праздничном приказе о представлении к «награде» были оглашены фамилии сотрудников нашего отдела взамен перечисленных в списке! Со своей стороны, я встал и публично извинился перед сотрудниками за то, что не оправдал их доверия, так же как руководство - мое.
 Власть проявила силу власти. Но коллектив проявил силу духа: сотрудники отказались получать вознаграждение от слабых духом.

Э П И З О Д .
На общезаводском торжественном собрании директор называет фамилию пожилой работницы цеха, приглашая ее на сцену для получения почетной грамоты. Поднимается женщина на подиум и так обращается к нему: «Что ты мне грамоту суешь?! Я – вдова, у меня трое детей, живем в бараке. Деньги давай! Квартиру давай! Свое требую, заработанное».
 
  Много лет прошло с тех пор, учли пожелание народа: к грамоте стали прилагать «конвертик». На бутылку к празднику.

Э П И З О Д .
На крупном предприятии мне тоже довелось узнать, как награждают его тружеников. Для этой процедуры был учрежден целый отдел. В трудовые будни его работники занимались распределением по производственным подразделениям Объединения выделенных «сверху» знамен, медалей, орденов и званий. Трудность процесса состояла в том, чтобы каждый вид награды был назначен заданному количеству мужчин и женщин с подразделением по возрастным группам, национальности, стажу работы, партийной принадлежности и даже внешности. Особые требования предъявлялись к умению выступать с «высокой» трибуны и бегло читать по бумажке на слетах и съездах себе подобных. Сидя в общем кабинете с "селекционерами" наградного отдела, я целыми днями слушал их телефонные переговоры с исполнителями на местах, которые мучились в подборе требуемых экземпляров. Реплики распорядителей звучали так: «Что ты мне подсовываешь старуху? Она же страшная, ее на доску  почета не повесишь и на слете стыдно показать!». Или: «Его из-за трибуны не будет видно, да и пары слов он не может связать по-русски. Ну и что – не русский, ищи другого нерусского!». Или вот еще: «Что ты мне суешь ее производственные показатели? Давай мне красавицу, чтобы нашему секретарю не было стыдно с ней ехать в Москву!». И такая дребедень – целый день, каждый день.

 Трудно было соблюдать социальную статистику в те времена.

Р е з ю м е :
Так складывалась судьба многих людей, так рождались анекдоты, навеянные их жизнью.