Пустыни передний край

Сергей Карев
*




Есть места на планете Земля, где быть живым – особенно трудно.

В пустыне, например.

И потому тоже, что там - мало воды.
Недостаточно, чтобы жили растения.

А там, где ещё что-то растёт, может случиться «сахель».

Это когда в засушливый год погибает вся зелень… и деревья… и на земле твёрдая корка не пускает воду дождей вовнутрь.
И та территория тогда тоже - пустыня.

Крестьяне рыли ямки-лунки.
Там собиралась вода.
И в них садили, что надо.

Но в иные годы и это не помогало. Воды не хватало.

Тогда один человек, Якуба Савадого… это было в Африке… стал класть в ямки солому. Она удерживала воду, не давала ей изпаряться так быстро.

И ещё приносил на поля термитов – чтобы они там жили и делали почву рыхлой и в ней, в такой, собирается больше воды.
(Термиты похожи на муравьёв – только белого цвета. Они – родственники тараканов.)

У того человека вырос лес.
Потом сад.
Потом ещё много лесов и полей.

И –что же вы думаете?

Другие крестьяне сожгли то, что он сделал.
Традиций потому что так делать – не было.
Это – новое. А потому – не моги!

Савадого снова всё вырастил.

И традиционерам пришлось привыкнуть к тому.

Я прочитал текст об этом. И почему-то возпомнил, как, в мои молодые лета, там, где я жил, начали носить узкие брюки.

А до того все носили широкие.
Такими их делали на фабриках для одежды.

Мне разсказывали, что это именно я был первым, кто пришёл в школу в УЗКИХ брюках… шириною 22 сантиметра. (Я попросил мать разпороть их по шву и перешить уже так, как надо.)
Затем это стали быть и 20 сантиметров, и 18.
А некоторые пошли так далеко, что чтобы надеть свои - натирали ноги мылом.

И – знаете что?

Учителя встречали таких у входа – с ножницами в руке.
И разпорывали самые узкие из штанин.

Потом, когда модным стали быть брюки-клёш (разширенные внизу)… они тоже дежурили с ножницами. И выпорывали из штанов вшитые клинья.

Зачем это?

Я не стал хуже учиться оттого, что начал носить не такие, как раньше, брюки.
Я так же читал со словарём немецкую книжку.
И решал ВСЕ задачи в задачниках по математике и по физике.
А потом – и по химии.
А не только то, что задавали на дом.

И товарищи мои не стали хуже или лучше от ширины их штанов.

Конечно.
Мода в одежде – это не так же важно, как то, чем помочь жить растениям.

Но – там и здесь было нечто общее.
Для того и другого явления.

Некоторая (я думаю – неприродная) сила иногда движет людьми.
И они тогда делают неразумное и неполезное им самим.

К этому надо быть готовым.
И не удивляться. И тем более – не терять равновесия, когда ОНО произойдёт.

А искать и найти способ ПРЕОДОЛЕТЬ ситуацию.
И быть дальше собой.
А не тем, кого из тебя что-то хочет сделать.








(с информацией из текста автора Эрэфия «С кого брать пример»)

*