Совпадения, Эпизод 8. Ф. Ходлер и А. Дейнека

Нина Матвеева-Пучкова
Фердинанд Ходлер (1853-1918) - швейцарский живописец и график эпохи модерна. Тяготел к национально-романтическим идеям, к философски наполненному символизму.

В 80-х гг. создал так называемую теорию параллелизма, позднее ставшую одной из основных в стиле модерн. Согласно этой теории, контуры фигур в композиции должны сводиться к ритмическим повторениям немногих почти параллельных линий, что, по мнению художника, является главным источником выразительности. Повторения замедляют движение и тем самым помогают глубже погрузиться в созерцание.


В полной мере масштаб  дарования художника отражает фреска «Выступление Йенских студентов в 1813 г.» - роспись актового зала старейшего Йенского университета в Германии, выполненная в 1908 году.
Расположение действующих лиц в два яруса  позволило художнику соединить персонажей в композиционное целое по принципу параллелизма.
Чеканный рисунок и мужественное благородство настроения, страстная суровость и огромный энергетический заряд делают эту монументальную композицию  необычайно притягательной.

Представляет интерес и колористическое решение композиции, о котором нужно здесь сказать.
Немецкие корпуса свободы, сформированные из студентов и выступившие против Наполеона были одеты в цвета флага Германии, представляющий из себя строгий триколор с золотой, чёрной и красной полосами по горизонтали. Черный цвет  напоминает о годах реакции, красный - кровь немецких патриотов,золотой - цвет  солнца свободы. Именно эти три цвета  в 1813 г. были символом национально-освободительной борьбы в Германии.

«…Бесславное окончание похода Наполеона в Россию повлекло за собой антинаполеоновское настроение у части германских союзников. Вспыхнула война за освобождение Германии (1813). Первой отпала Пруссия; генерал Йорк, начальник вспомогательного прусского корпуса, самовольно заключил с русскими генералами конвенцию нейтралитета. Хотя король Фридрих Вильгельм не одобрил поступок Йорка, однако и сам он вскоре удалился из Берлина в Бреславль, вступил в союз с императором Александром I и издал воззвание к народу о добровольном вооружении.
Это воззвание вызвало патриотическое воодушевление в Пруссии, все, кто мог, с радостью брались за оружие, чтобы отомстить за унижение своего отечества; молодежь вливалась в ряды армии или составляла отряды волонтеров…»

                *****


Александр Дейнека (1899-1969) - советский живописец, график и скульптор, педагог, действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1963).
С 1925 года был членом  Общества художников-станковистов, целью которого было создание нового изобразительного языка, способного адекватно отразить современность. Автор многих монументально-декоративных работ. Представитель романтического соцреализма.


"Оборона Петрограда. Осень 1919 года" (1928) - одна из наиболее известных работ художника. (см. выше)

«Прием орнаментального силуэта ясен до предела в моей «Обороне Петрограда».
 И если композиционно замкнутый смысловой круг двух планов — внизу идущих на фронт бойцов, слева направо, и вверху по мосту возвращающихся раненых — вначале создает впечатление плоского двухъярусного построения, то последовательное углубление позволяет убедиться, что прием обратного движения замкнул композицию холста.
Горизонтальный фризовый прием принял кольцевой ход, глаз улавливает внутренний смысл композиции.

 В центре снова намечается переход от профильного плана к изображению бойцов, уходящих в глубь пространства картины.

Это не отвлеченные типы бойцов. Фигуры моделированы объемно.
Цвет, хотя и скупо, передает цветовую индивидуальную характеристику портретированных. Однако фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов.

Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку. Но если это снизило цветовое живописное начало, то подчеркнуло динамику, действие в картине, ее смысл и зримость.

Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился, и впечатления воли и тяжелых страданий, поэтому я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине». А.Дейнека.
               
                *****
Ссылки:

http://www.bibliotekar.ru/avanta/126.htm

http://bibliotekar.ru/polk-8/155.htm

http://www.deineka.ru/work-oborona_petrograda.php

                *****