Наперегонки со временем Л. Даренской - 100

Лариса Даренская
                (Сценарий юбилейного - 65 - концерта)
                Стихи - Л.Даренской, поёт - Л.Даренская.
                Поприсутствовать на концерте можно:


Набрать в гугле:   Лириса Даренська Ювілейний концерт частина


 
Л.(Лариса)
(Прохожий)
Жизнь теранулась о плечо
В толпе прохожим.
Прикосновенье горячо,
Но не похоже,
Что тормознёт,
заговорит,
судьбу изменит…
Нет,всё ушло.
Или уйдёт.
Прохожий – время.   

       =П.Чайковський. Романс Поліни з оп. «Пікова дама».
А.(Андрей)
(Путь)
Всё в жизни общему подвержено закону:
Рождение – развитие – и смерть.
Но, впитывая мир душой влюблённой,
Без содроганья не могу смотреть
На бег минут по кругу циферблата,
На тихо увядяющий цветок,
И на соседей, молодых когда-то…
Проходит всё, как тающий дымок.

У зеркала Судьбы – гримёром Время:
Виски припудрит,
кинет сеть морщин…
И так – за поколеньем поколенье
Идут, идут…
 И путь у всех один.

-Та що це я піддався такому настроєві?! Філософські істини безперечні, але ж прагненням кожної людини є реалізувати себе в житті. Про що, до речі, п.Ларисо, ви самі ж написали:

(РЕАЛИЗАЦИЯ)
Люди все стремятся
Реализоваться,
Кто – на производстве,
Кто – в своей семье,
Кто – стремясь к богатству
Или к панибратству,
Кто – в бутылке водки
И в пустой молве…

Кто-то – в рукоделье,
А иной – в безделье:
Каждый хочет больше
Солнца и тепла…
Пусть же между строчек
Ощутится почерк
Личности, которая
«хотела» и «смогла»!

-І Ви самі нарахували собі 100 років! Я можу лише розповісти, в який спосіб Ви примудрилися дійти до такого ювілею! Рахуємо разом:
7 років – дитинство (дошкільний вік) +
10 років – навчання в школі +
2 – політехнічний інститут +                (навчання)
5 – університет +
4 – музичне училище (після університету) +
5 – консерваторія +
3 – старший лаборант кабінету методики російської мови (університет) +
20 – солістка філармонії…

Л.
-До речі, певно, доторкнення до точних наук під час навчання в політехнічному інституті спонукало мене протягом життя ностальгічно ставитися до математики.
(МАТЕМАТИКА)
Математика – мысль,
Заключённая в грацию формулы,
Совершенство гармонии равенств
И кладезь идей…
Ах как жаль, что была она мною
Бездумно обойдена.
Ах, как сердце
из хаоса лирики
тянется к ней!..

А взагалі трудовий стаж починається з роботи (1,5 роки)  слюсарем-монтажником (125-й завод), а потім:
+
0,5  -  лаборант  фізико-хімічного класу (сш 56) +
2 – солістка естрадного оркестру (клуб трамвайщиків) +
3,5 – артистка хору оперного театру +
13 – ілюстратор в консерваторії +
14 – ілюстратор в школі Крушельницької +
1 – викладач вокальної студії (Рос. культ. Центр) +
1 – викладач вокалу на народному відділі (шк.Крушельницької) +
0,5 – педагог-репетитор з вокалу (філарм.) +
8 – викладач вокалу ДШМ № 10 +
5 – солістка органного залу…

А.
До цього слід додати:
Народила 2-х дітей, отож мало би бути +
6 років декретної відпустки

Л.

+
10 років – пенсія…

А.

-Заробляла на життя в’язанням (саме в такий спосіб виплатила кредит за меблевий гарнітур) +
Писала вірші та прозу, статті до періодичних видань та наукові праці. (Досить великий обсяг літературних творів – здебільшого драматургія – написані на замовлення за відповідні кошти).
Складала музику до власних текстів та створила музичну версію молитви «Богородице Діво».
Серед документів лежить «Посвідчення танкиста-ремонтника», в якому зазначено, що Лариса Борискіна (дівоче прізвище) набула кваліфікацію кресляра-копіювальника (це сталося на танковому заводі під час шкільних канікул).
Серед тих-таки документів можна побачити «Посвідчення ліквідатора аварії на ЧАЕС» – 2 категорія, бо менше ніж за місяць після аврії довелося за наказом командувача округу, його персональним літаком, в складі групи артистів Львова, летіти до зони відчудження та неодноразово виступати (шефська робота) перед воїнами-ліквідаторами. Є навіть рішення суду, що підтверджує цей факт (хоча в нашій державі таких аргументів виявилося замало для Утримання Отриманого статусу)...

Л.
Не смогу я петь
Не имея голоса.
Не смогу писать,
Не имея образа.
Не смогу ходить
Я по краю бездны.
Не смогу прожить
Жизнь я бесполезно…
А.
-А ще п.Лариса – ветеран спорту. В неї зберігаються документи про набуття суддівської категорії  та про присвоєння 1 спортивного розряду з кульової стрільби (гвинтівка). Є численні грамоти й дипломи, в тому числі: за кращий спортивний результат і за кращий малюнок у шкільному конкурсі. Не обійшлася свого часу без участі п.Лариси й обласна виставка прикладного мистецтва.
Вже понад 50 років п.Лариса тішить співом зі сцени своїх слухачів. 
А в її щоденнику можна прочитати такі слова:
(Зі щоденника 2.02.03.)
Жизнь человека – это не биологическое существование, а объём полезного, совершённого им. Это – шкала, на которой каждый производительный день делает жизнь на день длиннее, а каждый бесполезно прожитый – на день короче. И масштаб этой шкалы зависит от масштаба Пользы, приносимой человеком. Поэтому часто биологически длинная жизнь значительно короче, чем жизнь недолгая, но продуктивная.
Меня каждый раз шокируют даты жизни-смерти выдающихся личностей прошлого. Перголези – 27 лет, Чайковский, Бородин – чуть больше 50-ти. Шевченко – 47 (а на портретах – глубокий старик!). Не говорю уже о Пушкине, Лермонтове, Королёве наконец…
Мне по этим меркам уже самое время кормить червей, а я шебуршусь в хаосе будней, словно впереди бессмертие!..
Господи! Дай мне силы творить Добро и приносить Пользу!..


=сл. и муз. Л.Даренська. Плекаймо Добро.               
1. Життя – це казка, де Добро і Зло
У вічному шикуються двобої,
Тому залежить і від нас з тобою,
Щоб добре у житті перемогло.
Зробімо власним чином гідний внесок
У перемогу доброго над злим,
Ми гарних справ знамено будем нести
На радість і дорослим і малим.
Пр:
Мати Добра – Доброта
Хай запанує над світом,
Хай в кожний край завіта,
Хай посміхаються діти,
Хай линуть щастя пісні,
Хай променяться надії,
Хай виповняються мрії,
Хай будуть зорі ясні.
2. Пустімо в своє серце чар Добра,
Запекло опираймося спокусам,
Робімо добрі справи без примусу,
Хай Зло розтане, мов лиха мара!
Увесь цей світ належитиме нам,
Бо ми щоночі і щодня ростемо,
Отож Добро для світу збережемо
І винищимо ми коріння Зла.                Пр.


А.
(Сьогодення)
-Живи сьогоденням! – базікає дехто зухвало,
Вжива наркоту і не дбає про завтрашній день,
Хапає побільше, та все йому мало, все мало –
Про мрії не хоче почути він навіть пісень.

Його не хвилює минуле, тому що минуло,
І тому, що має, не може він скласти ціни,
Його сьогодення минає, неначе й не було,
Його майбуття –без параметру глибини… 

-Проте п.Лариса ніколи не обмежувалася лише поточним моментом…

Л.
-Однак, на жаль, не можу інколи не нарікати, особливо коли доводиться стикатися з такими прикладами, як ото у класичній літературі:

= Марья Гавриловна из "Метели" Пушкина была уже немолода: "Ей шел 20-й год".

= Маме Джульетты на момент событий, описанных в пьесе, было 28 лет.

= Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была 16-летняя дочь на выданье).

= Из записок 16-летнего Пушкина: «В комнату вошел старик лет 30» (это был Карамзин).

= У Тынянова: «Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся.Ему было тридцать четыре года - возраст угасания»…

Потихоньку нервы сдают:
За салютами слышу набаты,
И защитные агрегаты
Достигают своих амплитуд…

=Я.Фельдман. Ямщик, не гони лошадей.

А.
Життя – це день до дня,
хвилина до хвилини,
Життя – не мрій рожеве небуття,
Життя – це сірий кокон павутинний,
Який трима тебе без вороття.
І те, що є, воно – твоє, торкнися
Своїй буденності примарливих висот:
Не сни рожево – зглянься, схаменися,
Знайди смарагду  чар серед турбот!

-Таким смарагдом для творчої людини, якій притаманний аналітичний спосіб світосприйняття, стали дослідження в галузі теорії вокалу, що викликали зацікавлення в столиці: було запропоновано виступити з доповіддю на Міжнародній вокальній конференції у Ворзелі, в Будинку творчості Спілки композиторів.
(ИЗ ДНЕВНИКА (31.01.00, Ворзель)
Итак, я в коттедже в Ворзеле. Одна в комнатушке, но чувствую себя среди невидимой толпы. ТолпЫ композиторов, которые творили здесь музыку. Счастливые люди! Мне всегда так не хватало этого – умения творить музыку! И приходилось обращать свои эмоции в слова. Но слова – это слишком материально, это равнозначно тому, что говорить: «а теперь мы должны смеяться, потому что это смешно…» И хотя я почти всегда пыталась вложить в мои слова как можно больше музыки, их осязаемая материальность не теряла своей сущности и оставляла невыраженными мои душевные порывы…
Почему с годами я всё больше и больше ощущаю своё ничтожество?! .

Л.
Я – козявка, песчинка, пылинка,
Я, как атом, ничтожно мала,
Где планету небес паутинка,
Словно кокон червя, обняла.

И уносит космический ветер
Мои мысли в безмерную даль,
Где горячее солнце не светит
И не душит земная печаль…               

А.
(продовження щоденника)
На днях в библиотеке думала, что задохнусь от величия мыслей, наполняющих бесчисленным множеством томов её стеллажи!.. Какие жалкие потуги на этом фоне – стремление изложить на бумаге мысли, наполняющие меня. И сколько уже этой бумаги переведено! И как уж я выискиваю оптимальную форму! И как поддаюсь периодически иллюзии «собівартості”! И кажется, что знаю что-то такое, чего не знают другие, и что обязана «это» донести, запечатлить раньше, чем доведётся сей мир покинуть… Но какая же я песчинка в пустыне… Нет, песчинка в пустыне – слон в муравейнике по сравнению с ничтожеством моего «я»…
Итак, я в тишине, которая, как библиотека мыслями, наполнена концентратом музыки. Я соприкасась с этим воздухом, который способен не только принять в себя музыку, но и трансформироваться в звучащую субстанцию. В этом воздухе, в этих соснах, в этих стенах находится потенциал звуковых гармоний. Я им пропитываюсь, как безногий, который хочет танцевать!..
…Я удручённая до слёз,
От слёз уже распухший нос,
Уничижённый взор потухший…
И тает за окном мороз –
Я озадачена всерьёз,
И колется души сосулька,
И жизнь моя пускает бульки,
И мохом – сердца жар оброс…
И поезд прошлого бегущий
Пускает будни под откос…

=К.Дебюссі.Чудовий вечір.


Л.            Всё ближе к Устью,
                дальше – от Истока,
Всё круче волны,
шире берега,
И можно захлебнуться ненароком –
Вдруг судоргою скрючится нога?..

Разверзнет море – Вечности объятья,
Поглотит Прошлое крутой водоворот.
Поток бушующий
                не в силах удержать я –
Меня уже течением несёт…


А.                Я чувствую себя
                песочными часами,
И сердце теребят,
проскакивая, дни.
Минут нестройный ряд
сжигает жизни пламя,
А в сумерках горят
закатные огни…
Л.
Сегодня я – как ноль без палочки,
Сегодня я живу для галочки,
И мысль моя – бутон увядший –
Прохладится в чреслах размякших,
Нависли веки над ресницами,
И я парю хромою птицею
Над безысходностью промозглою
В свинцовых тучах Шимановского… 
А.
-У  вірші йдеться про романс Кароля Шимановського «Лебідь», який ви зараз почуєте. На тлі кривавого закату тяжко летить лебідь з надламаним крилом, наче символ несповнених надій та снів, у яких заховане чудо буття…               

=К.Шимановский. Лебедь.               

Л.
Moze to wiosna
Taka nieznosna,
Ze marzenia
Nawija milosne;
Moze to ja
Rozluzniona zabardzo,
Ze z tа wiosnа
Sobie nie radze…
Serce sie kroi
Od gorzkich zalow,
Ze tych wiosn w zyciu
Strasznie malo…

А.
-I po co pani takie rzeczy mowi?!.   (І п; цо пані т;кє ж;чи м;ві)


Л.
(Дразнилка)
A po co, po co, po co…
A po co, а po co?
A po to, po to, po to …
А po to, а po to!

(Крупинка)
Закружилась, замоталась,
Давят будни и усталость,
Неоконченные темы
Грузят нервную систему,
Но - спасибо за участье!
В этом - хоть крупинка счастья...

=С.Рахманинов.Не верь мне, друг!


Л.                (САЛАТ)
Я даже не капуста,
Хотя в башке и пусто:
Капуста на салаты
Годится иногда,

Я ж ни на что не годна –
Обмен нарушен водный?
Одна лишь мысль: стара ты! –
И в этом вся беда…
А.

(ПРИЗНАНИЕ)
Обычно дряхлые бабульки
Не крутят рифмы в завитульки,
Они для внуков варят каши
И носят тёплые гамаши.

У них – домашние проблемы
Терзают нервную систему,
И птички раннею весною
Не вызывают в сердце сбоя
Л.
И я, признаюсь вам, - бабулька,
Чья жизнь давно пускает бульки,
Но зазвенят весной сосульки –
И рифмы вьются в завитульки!..


  =П.Гайдамака. Мріє моя, мріє.

Л.
Кохана Весно!
Ти така коротка!
Так прагну я
просякнути тобою!
Позбутись дум,
що сповнені  журбою,
І  розчинитись
у думках солодких…
Але ж занадто, Весно, ти коротка!..
 
=В.Баснер. Романс з к/ф «Дні Турбіних».
(Целую ночь соловей нам насвистывал…)

Л.
(Навязчивое тело)
Моё тело стонет, что устало,
Моё тело хочет есть и пить,
Ночью ему нужно одеяло,
 Днём – почаще в туалет ходить…

Просит тело капли и таблетки -
 Врачевать телесные грехи,
 В кошелёк мой целит очень метко,
 Но не требует писать стихи.

Рифм поток рождается в сознанье,
Чуждом туалетам и духам...
 Тело я б отправила в изгнанье,
Растворившись в песнях и стихах!
А.
-А я Вам відповім Вашими ж словами:
(Душа и тело)
Господь – эстет. Он выбрал форму тела,
Чтоб в нём жила Душа, и чтоб хотела
Оттачивать благое совершенство,
Стремясь достигнуть вечного блаженства.
Господь дал телу гибкие десницы,
Чтоб тело над душой могло трудиться,
Дал голову – лелеять интеллект:
Без интеллекта совершенства нет!
Дал телу и соблазны, и изъяны,
Чтоб каждый понял – поздно или рано,
Что главное – не тело, а Душа:
Нам для Души позволено дышать!
=А.Варламов. Молитва (О, Матерь Божия). 
               

А.                (Страница)
Когда-то всем придётся удалиться,
Оставив недописанной страницу,
Где жизнь события плела в косички
С надеждой новые окрыть странички…

Увы, о том, чем были в самом деле,
Достойно ль песню жизни нашей пели,
Решает только Бог...
                И та страница,
Которая поможет воскреситься!
=С.Рахманинов. О, не грусти!               

(О, не грусти по мне,
Я там, где нет страданий.
Забудь былых скорбей мучительные сны.
Пусть будут обо мне твои воспоминанья
Светлей, чем первый день весны.

О, не тоскуй по мне!
Меж нами нет разлуки,
Я так же, как и встарь, душе твоей близка,
Меня по–прежнему твои волнуют муки,
Меня гнетет твоя тоска.

Живи! Ты должен жить!
И если силой чуда
Ты здесь найдешь отраду и покой,
То знай, что это я откликнулась оттуда
На зов души твоей больной.)
Л.
(БЕССМЕРТЬЕ)
Кто пугается смерти – поверьте! –
Жизнь не сможет прожить с наслажденьем
И прочувствовать каждым движеньем
Несокрушимость Бессмертья!

Нет кого-то – но солнце восходит,
И восторгом исходят птицы;
Жизнь опять и опять повторится –
Вот счастливый закон природы!

  =П.Ермишев. Цвети, земля!
(Мир, какое небо надо мной!..)