Сказки Семейка Рыжих глава 11

Лариса Прошина
   ГЛАВА 11. ОЧЕНЬ  ИНТЕРЕСНАЯ ДИСКУССИЯ НА ТЕМУ:
                «ЗА ЧТО ОБИДЕЛИ БУКВУ «Ё»?»
 

   Однажды в подготовительной группе, которую посещала Горошинка-Курносый Носик, случилась незапланированная дискуссия.
   - Ребята, - сказала учительница, - назовите самые маленькие слова. В них должно быть только две или три буквы. Подсказываю: сок, бок, юг, юла, уж… Змейка есть такая, с красной головкой.    
   Дети тянули вверх руки и выкрикивали:
   - Жук, зуб, лоб, рот, шея, оса, ухо, сом, лес, ум, сыр, кит, лев…

    И только Горошинка-Курносый Носик молчала и о чём-то сосредоточенно думала.
    - Горошинка, ты не вспомнила ни одного слова? – ласково спросила учительница.
    Учительница – высокая, стройная, с золотистыми кудряшками на голове, напоминала Горошинке добрую фею из сказки «Золушка». Кинофильм о Золушке любила смотреть вся Семейка Рыжих.
    - Самое маленькое слово «я», - ответила, встав из-за парты, Горошинка.   
    - Верно, - удивлению учительницы не было предела. – Ты молодец!  А ещё какие-нибудь маленькие слова можешь вспомнить?
    - Чиж, сыч, дом, кот, час, суп, рис, мир… он, она, они, - на одном дыхании скороговоркой выпалила юная ученица.

     Но  когда это в Семейке Рыжих обходилось без сюрпризов! Можно сказать, что у всех в этой семье имелся свой сюрприз. Они просто без этого не могли жить.
    Учительница снова похвалила Горошинку. Потом она  направилась к электронной доске, чтобы написать названные детьми слова. Но до доски учительница не дошла. Её остановил голос Горошинки:
    - Я знаю ещё  маленькие слова. Но они обиженные.
    - Как ты сказала? Обиженные? Первый раз о таких слышу.
    - Слышали вы, слышали, - говорила убеждённо Горошинка.
    - Приведи, пожалуйста, пример.

   - Мёд! В алфавите есть буквы «е» и «ё». Мне брат о них рассказывал. А вот в книжках почему-то вместо буквы «ё» стоит «е». Мой дедушка возмущается, говорит, что получается  абыр-р-икидыбра…
   Горошинка с трудом выговорила слово. Ребята начали смеяться. Смех сопровождался взвизгиваниями, выкриками «Ой, не могу!», «Сейчас лопну!», «Держите меня, я падаю!». Горошинка нисколько не обиделась, смеялась со всеми.

   Учительница улыбалась. Потом она успокоила класс и сказала:
   - Твой дедушка говорил «абракадабра». То есть бессмыслица.
   - Мы вспоминали разные слова с буквой «ё». Например, я говорю маме: «Я хочу чай с мёдом». А если над головой  буквы «е» нет точек, получится  не с мёдом, а с медом. Чай с медом.
   Бабушка, говорит,  что в нашем государстве все так обленились, что не хотят ставить две точечки над буквой «е». Поэтому буква «ё» и превратилась в букву «е». И самое интересное, - Горошинка подняла указательный пальчик вверх, - что, когда мы говорим, то  букву «ё» произносим, а вот в учебниках, в книгах её нет. Конечно, букве «ё» обидно. Я бы тоже обиделась.
   Класс был рад снова посмеяться.

   - Горошинка, тебя нужно называть Горошинкой-умницей, - сказала уже серьёзным голосом учительница.- Давайте обсудим эту тему: обиженные слова. У нас получится прелюбопытная дискуссия. Вернётесь домой, и попробуйте продолжить её со своими родителями, братьями и сёстрами. Так, кто ещё знает слова с буквой «ё»?
   - Ёж, - выкрикнул мальчик.
   - Правильно, - сказала учительница. – А если ты произнесёшь это слово с буквой «е», что получится?
   - Еж! - рассмеялся мальчик. – Ой, умора! По дорожке бежит еж!

    Уже почти все дети  подняли руку, что означало: «Спросите меня. Я знаю!» Вскоре вся доска была исписана «обиженными» словами:
    - Лёд, морской конёк, слёзы, детёныш, звёздочка, тётя, зелёнка…
    - Кто ответит, - спросила учительница, - какого цвета трава?
    - Зеёная, - тоненьким голоском сказала девочка с первой парты.
    Дети засмеялись.

    - Не вижу причины для смеха, -  строго сказала учительница. Она знала, что девочка не выговаривает некоторые буквы, поэтому занимается с логопедом. – Правильно, трава бывает зелёной. А если вместо буквы «ё» написать букву «е», то,  как будет читаться это слово? Отвечает Саша.
    - Зеленая трава, - ответил Саша.
    Это стало поводом  снова посмеяться, так как «зеленая трава» была также «абырикидыброй», как сказала Горошинка.

    - Успокоились! А ещё какой бывает трава? – спросила учительница.
    - Жёлтой! – выкрикнули одновременно мальчики-близнецы.
    - Верно. А если в этом слове букву «ё» прочитать как «е»? Кто…
    Учительница не договорила, потому что мальчики-близнецы не хотели упустить возможности показать, что они очень умные  парни.
    - Желтая трава, - выкрикнул один.
    - Желтый лимон, - выкрикнул второй.

    - А какое дерево мы украшаем к Новому году? – задала ещё один вопрос учительница.
    - Ёлку! – хором ответили дети.
    Неожиданно осмелела девочка, не выговаривающая  букву «р», и запела:
    - В лесу адилась ёлочка,
      В лесу она асла…
   Никто не засмеялся, а просто дружно подхватили песню.
   
   Одному из мальчишек никак не удавалось вспомнить слово, которое ещё никто не называл. Он смотрел в потолок, хмурил брови, что-то шептал. Вконец измучившись тем, что не удаётся выделиться каким-нибудь оригинальным образом, он вдруг сильно хлопнул себя по лбу:
     - А меня зовут Пётр. Не Петр, а Пётр.
     Но это были ещё не все сюрпризы, которые может преподнести буква «ё».

     - Моей маме, - стал рассказывать мальчик, сидящий на первой парте, - на почте не дают деньги.
     - Почему? – спросила учительница.
     - Всё из-за буквы «ё». Вот как моя фамилия? – задал он вопрос учительнице.
     - Дёмин. Ты что забыл свою фамилию?
     - Не забыл! Просто хотел проверить, как вы её скажете. Мы Дёмины. И в документе мамы написано, что она Дёмина. На почте говорят: «Вы Дёмина, а деньги должна получить Демина. На бланке написано Демина. Докажите, что деньги переведены вам. Иначе вы их не получите».
    А как мама может это доказать? Теперь, как говорит папа, надо поломать голову, чтобы решить эту задачу.
    Класс с удовольствием ещё повеселился.

    Прозвенел звонок. Занятия закончились.
    - Я довольна, как мы сегодня провели урок. Вы все молодцы! Большие молодцы, хоть и маленькие, - учительница посмеялась тому, что сказала. – Если вспомните другие,  как их назвала Горошинка, «обиженные» слова, запишите их и принесите на следующий урок.
   Мы продолжим дискуссию. А потом напишем вместе письмо в Институт разных языков и попросим защитить слова, в которых по правилам правописания нашего родного языка обязательно должна быть буква «ё».

   Дома, конечно, Горошинку сначала накормили ужином. Потом расспросили, о чём шла речь на уроках. Услышав об «обиженных» буквах, все, кто был рядом, отдали должное остроумию  юной ученицы.
   - Дай пять! – один из братьев подошёл к Горошинке и протянул ей руку. И они, как говорят, обменялись рукопожатием.- Я горжусь тобой, сестрёнка. Кстати, если в слове «сестрёнка» не поставить те самые точки над буквой «е», то получится…
   Дружно посмеялись.

   А затем зашелестела бумага, и заскрипели ручки – никто в Семейке Рыжих не мог упустить возможности «поработать мозгами», как выражался «Козьма Прутков».
  Да, конечно, в доме Семейки Рыжих были компьютеры и Луноинтернет. В этой «паутине» можно найти подсказки на многие вопросы. Однако Горошины, независимо от возраста, любили копаться в книгах, расспрашивать  родителей, бабушку и дедушку, братьев и сестёр, друзей, преподавателей.
  «Накапливали информацию», по выражению папы Гороха.
 
   А уж если её было недостаточно, то обращались к Интернету. Но глава этого большого семейства весьма скептически относился к размещенной там информации. Скептицизм и недоверие к достоверности сведений появились у Сударя Гороха после одного случая.
   «Скачав», как выражаются пользователи Луноинтернета, нужную ему информацию, он использовал её на одной из встреч «Общества коллекционеров словарей и энциклопедий». Там-то и выяснилось, что факты были искажены, на что ему указали коллеги.

   В тот день Сударь Горох вернулся домой расстроенным, и сказал Сударыне Горошине:
   - Я был посрамлён. А всё потому, что забыл ценное правило: доверяй, но проверяй. Компьютер – лишь машина. Его напичкивают информацией и специалисты, и все, кому не лень. А  среди них есть добросовестные, то есть ответственные за своё дело, и недобросовестные.
   Правда, я должен всё же оговориться, что нельзя винить только авторов сведений в МЕЖИНТЕРБИБЕ (Межпланетной Интернетной Библиотеке). Могут быть разные точки зрения на какое-то научное открытие; немало разногласий в исторических документах… И всё же, и всё же…

   Споткнувшись через луноинтернетные ошибки, как через порог, папа посоветовал своим сыновьям и дочерям быть бдительными. Потому и «заскрипели» перья, зашелестели страницы книг после рассказа Горошинки об обиженной букве «ё». Хотя и компьютерные мышки не остались без дела.
   Так что можно быть уверенным, что к следующему уроку у Горошинки  появился целый «мешок» незаслуженно обиженных слов.

   Папу Гороха озадачил вопрос учительницы о словах, в которых только две буквы. А тут ещё одна из дочерей вызвала его на соревнование:
   - Давайте, папочка, поспорим, кто из нас вспомнит больше слов из двух букв. Только, чур, в словари и справочники не заглядывать. А мама будет судьёй. Посоревнуемся? Или слабо?
   Папочка, конечно, согласился. Он постарается проиграть это соревнование, хотя никогда в этом не признается. Его убеждение: если ребёнок хочет в чём-то быть первым, то это надо поощрять, всячески поддерживать его азарт.

   Когда  через какое-то время были подведены итоги соревнования отца и дочери, выяснилось, что папа проиграл.
   Мама-судья торжественно, под аплодисменты Семейки Рыжих, вручила победительнице румяную булочку, обсыпанную двойной порцией кокосовой стружки.
   А папа погладил по головке дочь и похвалил её. Ему, правда, не понравилось слово «слабо». Но он решил отложить разбор этого «жаргонизма» на потом.

   Когда молодой народ разошёлся по своим комнатам, Сударь Горох сказал Сударыне Горошине:
   - Конечно, это безобразие – не употреблять «ё» там, где она должна быть. Недавно я прочитал статью специалиста по русскому языку, который предлагает вернуть русскому языку букву «ё», в частности при печатании всех произведений гения-поэта Александра Сергеевича Пушкина.
   Иначе, по его мнению, уродуется текст. Вот к чему может привести непродуманная реформа орфографии, случившаяся в 1917-1918 годах.

   - Это можно назвать языковым дефолтом, - ответила мама Горошина.
   Папа Горох от удивления выронил книгу.
   - Как точно вы выразились, любезная мадам, - похвалил он Сударыню Горошину. – Вам положена какая-нибудь премия – за оригинальность определения. Жаль, что вас не слышат специалисты, пишущие биографию русского языка.
  - Спасибо, мой друг. Вы всегда готовы похвалить. И это правильно. От похвалы душа поёт. Кстати, если вместо «ё» в слове «поёт» поставить букву «е», получится «душа поет». Смешно!
   Мы заговорили о Пушкине. Я перечитываю его романы и повести. Наслаждаюсь  образностью языка. Почти двести лет прошло, как были они написаны, а мы испытываем те же чувства, что и его герои. Чувства вне времени!
 
   -Так вот этот том (в руках Сударыни Горошины появилась книга) издан в 1954 году и во многих словах Пушкина, где должно быть «ё», его нет.
   Правда, в повести «Египетские ночи» есть слово, в котором всё же не решились издатели заменить «ё»:  «шершавая шляпа, казалось, видала и вёдро и ненастье». Вёдро –  летняя сухая и ясная погода. Если бы вместо «ё» поставили «е», то получилась бы бессмыслица: «шершавая шляпа, казалось, видала и ведро и ненастье».
   В этой же повести бедный орёл лишился «ё» и читать приходится вот такое: «Летит орел, тяжел и страшен». Так хочется, друг мой, чтобы наши дети были грамотными, - заключила свою речь в защиту «обиженной» буквы Сударыня Горошина.

 А Горошинка-Курносый Носик, засыпая в ту ночь, пыталась сочинить стих о букве «ё»:
    Буква Ё обижена -
    Украли её точки.
    Зачем и почему?
    А если  букву А
    Лишить перегородки,
    Получится ведь Л.
    А  алфавиту незачем
    Две буквы Л.
    Ему одной достаточно,
    Иначе будет путаница.
     А если  букве Я
     Ножку отпилить?
     Получится ведь Р,
     Только наоборот…

   Горошинку  сморил сон. Если бы она не уснула, то обязательно придумала бы, что было бы с другими буквами, если бы у них откусили хвостик (маленькая буква «б»), убрали ножки( «д» ), сняли шапочку ( «т» ), забыли написать чёрточку («и», «н»). Дальше можете продолжить сами. Но для этого надо сначала выучить  алфавит, или хотя бы начать знакомиться с ним.

   Прошло немало времени. Буква «ё» по-прежнему игнорировалась не только в книгах, но даже и в официальных документах. Что было очень странно для такого дисциплинированного государства, как Гороховое.
 И тогда Горошинка-Курносый Носик сочинила вот такое стихотворение об обиженной букве:
    Плачет, стонет буква Ё –
    Выгнали её из Алфавита.
    «А за что?», - спрашивает она,
    Как все обиженные зря.
             Услышав плач сестры родной,
             Гласные буквы собрали сход.
             «Нарушен закон!», -
             Был их приговор.
    А что же Согласные буквы?
    Они возмутились и вынесли свой вердикт:
    «Гласных мало в русском Алфавите,
    Но попробуйте обойтись без них -
    Будет второе столпотворение Вавилонское!»
             Собрались буквы Гласные и Согласные
             Напротив Думы Государственной
             Под лозунгами: «Депутаты, ау!
             А вам каково без буквы Ё?
             Вам не смешно от слов «прием», «партнер»,
             «убежден», «пойдем», «споем»,
             И прочих -  без Гласной под номером семь?»
     «Сенсация! – кричали газеты. –
     Такого ещё не бывало –
     Свой протест заявил Алфавит!
     На митинг вышли буквы!
     И правильно сделали.
     Да здравствуют справедливость и равенство!»