АЙ ДА ЕВА

Владимирми Фадеев
 

       По пути на дачу приходится преодолевать пологую балку, поросшую густым разнотравьем. По ней пролегла узкая тропинка. Хотя в балке нет ни одного куста, тропинка многократно извивается, как змея,  как - будто тот, кто первый протоптал её, пытался обойти какое-то препятствие или просто плохо ориентировался на местности.
 
     По ней неторопливо шагали среднего возраста широкоплечий и бронзовый от загара Василий и курчавый,  как молодой барашек, чернобровый Пётр. Они давно знакомы, потому что их фазенды рядом. Иногда по – соседски они встречаются за бутылкой самодельного вина, сравнивают, чьё вино крепче.
Сейчас первый привычно нёс на палке через плечо хозяйственную сумку с угощением для Барбоса, а второй держал за ухо полиэтиленовый пакет магазинного молока «Краснодарское» - подарок своему коту, слепленному из рыжих, чёрных и белых лоскутков, оставленных на нем разномастными отцами.
      Тёплое солнечное утро вызывало у них лирическое настроение. Они засмотрелись на то, как ловко припарковался на крупном цветке грузный шмель в праздничном жёлто-полосатом кафтане. Цветок благосклонно кивнул головой. Шмель перестал гудеть и принялся лакомиться его нектаром.
      Как серебряная тесьма по зелёному бархату балки тянулся неизвестно откуда взявшийся ручеёк. Над ним на былинке качалась пучеглазая стрекоза.
Когда на дорожке попалась консервная банка, Пётр, по - мальчишески, с силой поддел её ногой. Испуганный гремящей банкой жаворонок, засидевшийся в траве, резко взмыл высоко в небо. Пётр проследил за его полётом. Он отметил, что небо тоже не менее красиво, чем зелёное раздолье балки. Вот по голубому куполу тянется за самолётом шёлковая ниточка, нанизывая в ожерелье невесомые розовые облачка. А чуть в стороне над аэродромом опускались небесные одуванчики. Он с волнением пересчитал парашютистов, и по секундомеру решил проверить, сколько минут они будут спускаться.
В эту минуту идущий впереди Василий остановился, как вкопанный. Он торопливо попытался раздавить что то ногой, раздвигая траву.
     - Как я ненавижу этих тварей! Вот здесь на тропинке, грелась свернувшаяся змея. Проворная оказалась, успела укрыться в траве! – возбужденно сказал Василий, опасливо глядя туда, где скрылось это отвратительное существо.
     - Сосед, я не знал, что ты так боишься гадюк, - добродушно рассмеялся звонкоголосый Пётр. – Да их в нашей местности и нет. Встречаются только ужи. У них возле головки видно оранжевое «ожерелье». Они не опасны, их даже можно взять в руки.
     - Когда ужалит, поздно будет рассматривать есть ли у неё «ожерелье». Говорят, сорок грехов снимается с того, кто убьёт змею. В библии сказано, что сам Бог проклял змия,- объяснил Василий ненависть к гадам.
Из этого Пётр  понял, почему Василий носит на груди золотой крестик и так уверенно  цитирует выдержки из Библии. Сам Пётр, воспитанный на принципах атеизма, религией не увлекается, но чувства верующих понимает. И ради интереса однажды даже прочитал «житие святых». Сейчас был повод побеседовать с верующим человеком на библейскую тему.
     - За что же Бог проклял змия? – спросил он, когда Василий успокоился, и они продолжили свой путь.
     - Да тебе, атеисту, разве интересно? Но всё равно это знать полезно. Вот слушай! Все люди могли бы жить в раю. При сотворении мира Бог создал на земле рай и поселил в него первых бессмертных людей – Адама и Еву. Все мы – нынче живущие на земле люди - их потомки. Земля к нашему времени могла бы стать общим раем для всех. Да, как видишь, не получилось. А произошло вот что. Бог поставил Адаму и Еве единственное условие. Им можно было есть плоды от всех деревьев, кроме от древа познания добра и зла. И предупредил, если они станут есть запретные плоды, то совершат смертный грех и умрут. А змий позавидовал тому, что все люди будут жить в раю и будут счастливы. И решил поссорить людей с богом. Он соблазнил Еву, сказав, что они не умрут,  если попробуют запретные плоды, но сами станут как Боги, будут знать добро и зло. Адам и Ева нарушили запрет Бога и ели запретные плоды.
     В наказание за грех они были изгнаны из рая. Люди стали смертными. Появились болезни, голод, земля потеряла плодородие. Животные стали хищными и лютыми. Так, из-за подлости змия нынче страдает всё человечество. С тех пор неисчислимое количество бед выпало на долю грешных людей. Потому змий и был проклят Богом.
Под впечатлением этого рассказа Пётр до самой фазенды шёл молча. Работа на участке полностью отвлекла его на несколько дней от размышлений на библейскую тему. Повседневные заботы навалились своей нескончаемой чередой. Прополка грядок, полив деревьев и кустарников, обработка сада против вредителей и болезней, обрезка кроны, прививка, окулировка, подкормка растений…
     И всё же он успел прочитать книгу «Бытие», написанную пророком Моисеем в далёкое ветхозаветное время. Когда он снова на даче встретился с соседом, то чувствовал себя достаточно подкованным для продолжения беседы.
     - Конечно, нет прощения змию за его подлость, - сказал Пётр, возвращаясь к прошлому разговору.  – Но, по-моему, он не обманул Еву, говоря, что они не умрут и станут как Бог всё знать. Вина его только в том, что он хитростью соблазнил Еву нарушить запрет Бога и тем самым ввергнуть в первородный грех…
- Вот-вот, в тебе заговорил безбожник. Вы, атеисты, готовы оправдать все козни дьявола, но не хотите поверить в творца неба и земли, всего  сущего вокруг нас, - сердито ответил Василий.
     Услышав в это время колокольный звон, он повернулся в сторону городского Свято-Троицкого храма, сияющего золотыми куполами, и трижды перекрестился. Потом продолжил:
     - Если хотите знать истину, ходите в церковь, а не прислушивайтесь к дьяволу. Тогда вас не будут терзать сомнения.
Пётр подождал, пока его сосед закончит религиозные представления, и поделился своими соображениями по поводу божественного происхождения человека.
     - Как утверждает Моисей, - сказал он,- Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Значит, как я думаю,  он вложил в его сознание, в душу, в его дух нечто Божественное, что отличает человека от животных. Вот очень важный момент. Когда Бог сотворил мужчину и женщину, он благословил их, сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, и над гадом, пресмыкающимся на земле». Так было написано в Библии.
     Василий смотрел на Петра молча и думал, что же может сказать умного этот человек, в детстве крещенный, а теперь стыдится носить крестик и иметь в доме иконы.
     - А теперь, Василий, слушай внимательно и не перебивай мою мысль.
     Божественные начала человека стали проявляться только после того, как его выгнали из рая. Приведу несколько примеров из истории развития цивилизации человечества. Как известно, сначала появились парусные суда, использующие силу ветра. Потом появились мельницы, использующие силу воды. Затем человек изобрёл колесницы, использующие силу животных. Позже на смену им пришли паровые двигатели, были построены паровозы, железные дороги, а до того человек научился добывать руду, варить сталь. Люди научились вырабатывать электричество, сконструировали электродвигатели и другие полезные машины.
Технический прогресс насчитывает уже тысячелетия и продолжается сейчас. Запущены в небо самолеты, вертолёты, ракеты. Научились использовать атомную энергию. И это далеко не всё. Нынче в каждом доме имеются телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, а мобильные телефоны уже есть у каждого пацана.
     А какие прекрасные города построил человек – дворцы, небоскрёбы, храмы, санаторные комплексы, курорты, не хуже рая.
     Вот уже люди на космических кораблях побывали на Луне, готовится высадка человека на Марс. Как понимаешь, вывод напрашивается сам собой.
    - И какой же? – с иронической улыбкой спросил Василий.
    - А вот какой. Бог силой своего духа сотворил землю. А всё, что потом создано на земле, на воде и в космосе – дело рук и мыслей человека. Люди уверовали в ещё большие собственные возможности, в силу творческой мысли. И это происходит у всех наяву, реально. Бог владычествует над вселенной, а человек владычествует над тем, что сотворено его руками и интеллектом. В благодарность за то, что Всевышний позволил сделать человеку выбор и проявить собственную волю, он повсеместно воздвигнул великолепные храмы и в них благодарит своего создателя! – подвёл итог Пётр под новый звон колокола и торжествующе поглядел на своего терпеливого слушателя.
     - Тогда ответь мне, почему же атеисты не верят в Бога: не от зазнайства ли, не от гордыни? А ведь именно эти качества являются тяжким грехом, - сказал Василий серьёзно. – И запомни: всё, что сделано человеком, со временем превратится в прах. Об этом говорят раскопки археологов,  откапывающих останки античных городов. А всё, что сотворено Богом, вечно: солнце, звёзды, Земля, Луна, растительность и всё живое на планете. А смог бы человек сотворить всё это? – спросил Василий своего «философа».
     - Зачем человеку всем этим заниматься? Он сотворил  то, чего на земле никогда не было. И то ли ещё будет! Придут новые идеи, новые мысли! – с уверенностью и чувством превосходства ответил Пётр, тряхнув своими кудрями.
     - А ты не думал, откуда эти мысли приходят и кто их посылает человеку?
     - Учёные считают, что вокруг земли существует информационное поле. Из него гениальные люди черпают полезную информацию и затем воплощают её в конкретные изобретения, - показал Пётр свою начитанность.
     На это Василий возразил коротко, но ёмко:
     - Надеюсь, ты понимаешь, что это поле создано не человеком, не его интеллектом. И когда ты восклицаешь, что тебе вдруг в голову пришла гениальная мысль, то благодари Бога за то, что он прислал её тебе, хотя ты, согласись, далеко не гений. Да, многое на земле создано руками человека. Но по воле Всевышнего. Остальное – заблуждение атеистов.
     - И всё же, Еве принадлежит великая историческая роль в развитии цивилизации человечества. Если бы не она, то до сих пор Адам сидел бы голым в раю. Борясь за выживание, люди стали думать головой.
     Пётр задумался: как просто Василий объяснил сложное понятие о Боге.
Вдоволь наговорившись и выпив по стакану крепкого вина, верующий Василий и атеист Пётр весело шагали  домой. Тропка им уже не казалась извилистой и змея больше не путалась у них под ногами. Просто они жили по своим земным правилам. И теперь они поняли, что извилистость тропинки, это не след пьяного, а след того, кто собирал цветы на этой поляне.