Соседи

Сергей Тарасов
…темно. Сыро. Холодно. Но мне уже нет до этого дела. Я чувствую, как что-то мягкое и теплое касается моей макушки, что-то щекочет меня, зовет. И я тянусь навстречу к этому чему-то. Это не так-то просто. Всю зиму я пролежал в мерзлой земле, и она не хочет отпускать меня так просто. Но и я не пойду у нее на поводу, не останусь лежать в ней до следующей весны.  Мне нужно на поверхность, а земля пусть не обижается. Я снова стремлюсь вверх, силюсь, расправляю плечи, расталкиваю комочки почвы. Еще чуть-чуть! Еще немного! Последнее усилие, и становится легче. Я прорываю финальный барьер, и солнечный свет обрушивает на меня всю ту теплую весеннюю любовь, которую небесное светило бережно хранило всю зиму. Я расправляю лепесточки и осматриваюсь. Странно, рядом я не вижу других берез. И как меня занесло на эту поляну? Я один-одинешенек. Вокруг лишь трава, да огромный старый дуб на пригорке. Древнее массивное дерево видело, наверное, не одно такое рождение, хотя я и не наблюдаю поблизости других деревьев. Дуб кажется каким-то унылым. Даже исполинские ветви качаются на ветру очень уж меланхолично, задумчиво. Жаль, что я не могу спросить о причине его грусти. Странно видеть чью-то скорбь в это сверкающее, напоенное прохладой и жизнью утро…

…с каждым днем я становлюсь больше. В ветвях дуба сплели себе гнездо какие-то маленькие птички. Днями напролет они радостно щебечут, шныряют туда-сюда, таская в гнездо то веточки, то листики. А вчера одна пичуга притащила в гнездо что-то блестящее, искрящееся на солнце, похожее на лист лопуха…

…сегодня дождь. Как зарядил ночью, так и не может успокоиться весь день. Земля вокруг похожа на кашу. Еще чуть-чуть, и я отправлюсь в свободное плавание, ведь корешки у меня еще не настолько сильны, а цепляться за грязь, в которую превратилась земля, неудобно. Птицы примолкли, но им ничего не угрожает. Заботливый дуб нежно сдвинул над своими гостями огромные ветви, так что в пернатую квартиру не сможет просочиться и капля влаги. Как же он заботится об этих щебечущих созданиях, как о собственных детишках. Быть может дубу просто одиноко, от того он и был все это время таким грустным. Но почему же теперь ему не становится веселее?...

…прошли дни. Трава вокруг стала выше и гуще, так что теперь приходится прилагать немалые усилия, чтобы перегнать ее в росте. А то скоро смогу видеть только небо над головой. Не на того напали! Никакая трава меня не заполонит. Я изо всех сил тянусь вверх и день за днем выигрываю в наших маленьких импровизированных гонках. Это сложно и требует больших сил, но я выигрываю. От этого дыхание весны становится еще более пьянящим. Эй, дуб, посмотри! Посмотри, как я вымахал! Ничего, скоро мы с тобой будем смотреть друг на друга на равных. Осталось-то лет двести, триста - не больше. Но дуб молчит. Добрый старый дуб. Только не очень разговорчивый…

…лето наскоком выбило весну со своего трона. Сегодня было жарко, но еще чувствовалось дыхание северного ветра, а назавтра разом наступило пекло. Еще вчера я думал, как мне надоела эта тянущая прохлада, а уже сегодня я мечтаю о холодном ветерке или свежем дождике. Один только дуб ничего не замечает. Он весь в заботах. Теперь он бережно укрывает пичуг от неумолимых солнечных стрел. И все же, с каждым днем его ветви опускаются все ниже и ниже. Вскоре я понимаю почему. В гнезде слышаться новые голоса. Это птенцы. Скоро, уже совсем скоро, они оперятся, научатся летать, и гнездо опустеет. И снова единственными друзьями исполина станут перелетные птицы, решившие немного отдохнуть, примостившись на доброй деревянной ладони старого дуба…

…сегодня с утра воздух наполнен жуткой какофонией из хлопков, взрывов, треска, стука, других неизвестных мне звуков. Все они идут из-за холма. Эти звуки не прекращаются до вечера. А на следующий день я слышу их вновь. И на следующий день. И на следующий…

…дуб совсем поник. Его друзья, наконец, выучились летать и утром покинули его, оставив на память одинокое гнездо. Ветви старого дерева бережно обволокли его в надежде сохранить от погоды как можно дольше. Быть может, оно еще послужит домом для новых друзей…

…звуки все громче. Из-за холма теперь виден дым; иногда в воздух взмывают облака пыли. Днем пришли люди. Ходили по поляне, осматривались, измеряли землю. Долго стояли у дуба, что-то обсуждая, а старик радостно махал над ними длинными ветками…

…уже неделю идет дождь. За это время я еще несколько раз видел людей. Они все ходили вокруг дуба, размахивали руками, о чем-то спорили. Меня-то они, конечно, даже не замечали. Куда мне, я едва траву перерос. Вод буду как мой старый сосед, тогда и на меня внимание обратят…

…осень прошла быстро. И так же, как в свое время лето неожиданно сместило весну, так же стремглав на землю обрушилась зима. Старый дуб облетел за пару дней, сохранив в качестве украшения лишь пустое птичье гнездо. А потом выпал снег, и на несколько месяцев я попрощался с моим старым другом, укрылся белым одеялом и погрузился в сон...

…обидно, но за зиму я не прибавил ни сантиметра росту. Конечно, я предполагал, что так будет, но, все же, надеялся немного подрасти. С первыми теплыми лучами солнца ожило и все вокруг. Я с радостью обнаружил, что старый дуб за зиму не изменился – все так же меланхолично задумчив. Как только сошел снег, у меня появились и новые соседи. В каком-то метре от меня муравьи соорудили замок для своей королевы. Когда-нибудь я подрасту и, так же как и старый дуб, смогу защитить, разросшийся к тому времени муравьиный мегаполис от непогоды. Как же приятно проснуться и вновь окунуться в этот привычный бурный поток жизни. Птицы, насекомые, люди, звери, деревья – все живут своей размеренной неповторимой искристой жизнью. Все рядом, все по соседству, в мире и согласии, без претензий. Радуются за себя и за других; наслаждаются весенним ветром и бодрящими солнечными лучиками. Какое счастье быть частью этой большой семьи…

…все идет своим чередом. Муравьи бегаю, таская в норки муравейника еду и стройматериалы, а наружу вытаскивая мусор и бережно складывая в одно место. Поразительно как они организованны. Такие маленькие и такие умные. Дуб в последние дни немного повеселел. Каждое утро к нему наведывается маленький серый зверек, наверное, хорек. Надолго не задерживается, но для старика и это походит за счастье. А я теперь гораздо выше травы, так что меня можно заметить уже издалека…

…сегодня утром приходили люди. Снова спорили. Затем ушли. Днем вернулись и нарисовали на стволе дуба красный крест. Интересно, зачем? Снова стали слышны разные громкие звуки из-за холма – впервые после зимы. Дубу похоже знак на коре не нравится – как-то поник весь, даже хорьку не радуется. И чего он так переживает. Вот если бы на меня внимание обращали, я был бы только рад. Хотя, зачем пачкать кору краской? Но, людям виднее…

…сегодня меня напугал жуткий вой. Я не сразу понял что происходит. Затем увидел  нескольких людей у дуба. Один из них сидел на верхушке кроны, и в руках его было ужасное стонущее устройство. Для чего оно нужно, я понял, только когда на землю упали первые ветви старого дуба. Впервые, я услышал голос моего соседа. Это был голос, возвещавший о смерти. Я смотрел, как ветка за веткой, мой старый друг исчезает под безжалостным визжащим устройством в руках человека, и не понимал, почему это происходит. Ведь добрый дуб не сделал никому ничего плохого. Сыпались листья, и щепетильный ветер, словно прах умершего, разносил их по поляне. Стоны могучих ветвей содрогали землю, и трава на поляне пригнулась, словно отдавая последний поклон их древнему соседу, стоявшему на этом месте долгие сотни лет. Затем появились машины. Люди загрузил в них останки деревянного гиганта, выкорчевали даже пень. И к вечеру, на месте моего доброго старого друга, зияла лишь черная дыра в свежей земле. Рядом с ямой лежало птичье гнездо, так и не дождавшееся своих квартирантов...

…утром прибежал хорек. Он долго сидел на краю ямы, не понимая, попал ли он на то же место, что и накануне, или все же что-то перепутал. Муравьи исчезли. Видимо, ночью, почуяв неладное, они эвакуировали свою королеву в более безопасное место. А я еще мечтал защитить их, когда вырасту. Куда мне, если даже старый дуб не смог...

…днем снова пришли люди, за ними появились машины. Жаль, что я не успел стать таким же большим как мой сосед – дуб. Машины методично шли по поляне мне навстречу. Люди важно расхаживали позади, вбивали колышки, ставили метки, что-то замеряли. Они уже не помнили о старом добром дубе, да, наверное, и не хотели о нем помнить. А ведь мне казалось, что мы все соседи, но видимо я был слишком наивен, видимо я ошибался. Впервые, перед самым концом, я почувствовал новое чувство, о котором раньше даже не догадывался. Оно мне было не нужно раньше. Это чувство наполнило меня мгновенно, за секунду до того, как железная гусеница оборвала мои мечты. Это была ненависть. Ненависть, от которой мои листья посерели. А затем я вспомнил своего доброго друга, и ненависть исчезла. До последнего момента древний дуб дарил всем свое тепло и любовь. И даже в тот момент, когда безжалостные руки ломали его ветки, он кричал, но кричал не от ненависти, а оттого, что не успел подарить свою заботу кому-то еще, сделать кого-то еще чуточку счастливее. И до последней секунды он старался не уронить на землю пустое гнездо.