Чёрный Лебедь

Литпортал Даркнесс
    О фильме "Чёрный Лебедь" (Black Swan):
      
    Сюжет картины строится вокруг примы балетного театра, у которой неожиданно появляется опасная конкурентка, способная отобрать у главной героини все партии. Соперничество усиливается по мере приближения ответственного выступления, которое должно решить все.

    тема фильма на форуме

    Рецензия на фильм "Чёрный Лебедь" (Black Swan)
       Есть несколько типов режиссеров, обитающих в Голливуде. Не буду подробно классифицировать их, остановлюсь лишь на парочке наиболее распространенных видов.
    Есть режиссеры, и их довольно-таки много, наивно полагающие, что зрелищная картинка, напичканная взрывами, погонями, перестрелками и стихийными бедствиями, - это именно то, что нужно массовому зрителю. И, как это ни печально, в большинстве случаев они оказываются правы.

    Есть режиссеры, более-менее понимающие, что деньги они проедят, а стыд останется, и, поэтому, стремящиеся вложить в каждую выпускаемую картину хоть толику смысла, крупицу идеи и минимальную подоплеку, дабы такой фильм не выветривался из головы людей сразу за дверями кинотеатра. Обнадеживает то, что, несмотря на разнящееся качество исполнения, такие картины постепенно выживают с экрана зрелищные пустышки.
    А есть режиссеры, картины которых сложно понять с первого просмотра. Сюжет там настолько многослоен, а каждый слой настолько тонок, что зритель вынужден выступать в роли хирурга, используя в качестве скальпеля собственный интеллект. Так, слой за слоем, постепенно предмтает нам истинная картина режиссерского посыла в призме нашего собственного восприятия...и у каждого она обязательно будет разной.

    Таких режиссеров в Голливуде сравнительно мало. В их числе Кристофер Нолан, радующий нас все более и более изысканными блюдами...и Даррен Аронофски, об очередном творении которого дальше и пойдет речь.
    Аронофски успел создать себе имидж "модного режиссера не для всех", поразив в свое время ставшим уже культовым "Реквиемом по мечте" и сложносочиненным "Фонтаном". В этом же году Аронофски увлекся балетной тематикой, принесшей ему "Оскара", и выпустил "Черного лебедя".
    Однако на сей раз взять высоту, заданную ранее, у Аронофски явно не получилось.
    Почему? По многим причинам.

    Причина первая. Сюжет.
    Как бы ни хотелось найти спрятанную черную кошку (в данном случае, пожалуй, уместнее сказать,  лебедя) в темной комнате художественных домыслов Аронофски, увы, ее там нет. Для нагнетения обстановки создано все: кровь, крупные планы треснутых ногтей, ужасающих ступней балерины, коварные интриги подлых соперниц...но, увы, все заканчивается пшиком.
    Вообще, создается ощущение, что Аронофски с энтузиазмом приступил к съемкам, а потом то ли энтузиазм поутих и он забросил, то ли вообще ушел из проекта, ибо сначала все идет очень даже хорошо и качественно. Главная героиня, молоденькая талантливая балерина Нина (Натали Портман) спит и видит себя в роли Королевы Лебедей в постановке Лебединого Озера. Увы, коварный балетмейстер Тома не дает юному таланту пробиться в прима-балепины, мотивируя это тем, что уж больно Нина правильная, уж больно зажатая и стесненная комплексами. Масла в огонь подлиаает чересчур заботливая матушка, умудряющаяся доставать девушку даже в туалете; строящая козни соперница (Мила Кунис) и  уходящая со сцены предыдущая Королева(Вайнона Райдер), отчаянно ненавидящая весь мир в целом и Нину в частности за свой уход. На этой почве балерина начинает потихоньку свихиваться. Ей начинают мерещиться черные перья, прорезающиеся сквозь кожу рук, душераздирающие кровоточащие раны на лопатках и постепенно заливающий белки глаз красный цвет. Напряжение нарастает, девушка до последнего не знает, суждено ли ей стать Королевой, когда вдруг примерном середины фильма сюжет начинает лететь в тартарары, а мистическая атмосфера-вянуть на корню. Аронофски явно чересчур сильно увлекся, демонстрируя порок и разврат, в котором погрязло искусство балета. Кульминация вышла скомканной и словно вырванной из контекста всего фильма, а финал скатился к такой банальщине, что лично я почувствовала себя обманутой в своих лучших ожиданиях. Я не буду спойлерить, лишь отмечу, что трюк с подобным объяснением всех творящихся с Ниной мерзостей далеко не нов и основательно побит молью.
      
       Полную рецензию на фильм "Чёрный Лебедь" (Black Swan) вы можете найти в разделе книжных рецензий портала Dаrkness