Наука на службе обществу

Василий Евтушенко
   
  "Н А У К А  Н А  С Л У Ж Б Е  О Б Щ Е С Т В У"

   
О п р е д е л е н и е :
Анекдоты – это сюжеты, навеянные жизнью, ставшие судьбой многих людей.

Э П И З О Д .
Молодой и младший научный сотрудник  вновь образованного научно-исследовательского института с группой помощников провел работу по решению важной для производства проблемы на крупном заводе. Результат оказался успешным. Во время завершения эксперимента в группу вливается новый научный сотрудник.  Старший. Не долго думая (и совсем не думая), «старший» забирает материалы и отправляется с победным рапортом в институт. Вместе с рапортом он везет заявку на собственное авторство.  «Старший» оказался еще и «опытным» научным сотрудником. А младший и неопытный решил защищать свое авторство. На практике ему пришлось защищаться от атак администрации, партийного руководства, профкома, комсомольских активистов. Руководство НИИ объявило его нарушителем хода научного процесса, партком – очернителем честного имени члена честной партии, комсомольцы заклеймили своего товарища позорными ярлыками и поставили на нем печать строгого выговора.
Научный процесс продолжался, а молодого автора перевели на другую тему. Временно:  «старший» не был способен довести работу от эксперимента до промышленного внедрения, и его заменил «изгнанник» - автор, уже в должности старшего научного сотрудника. Коллектив и теперь не остался безучастным: автора так же дружно восхваляли, как накануне очерняли.
         Вот так началась моя карьера научного работника.

Э П И З О Д .
При первой своей научной публикации я познакомился с цензурой. Это – такая дама, которая в специальном здании под вывеской «Главлит» принимает подношения от клиентов в виде коробок с конфетами или ароматическими средствами. Принес я коробку с рукописью автореферата диссертации к такой «Цензуре Главлитовне» и в назначенное время получил разрешение на публикацию. Бдительное око цензора узрело недопустимые сведения для шпионов, которые я должен был устранить без ущерба для смысла текста. В частности, количество часов, которые затрачивает управленческий персонал на анализ производственно-хозяйственной деятельности в бюджете времени, нужно было указать в относительных цифрах. А это оказалось 0,15% от общего времени управленческой деятельности, и то приходящейся на долю нормировщиков при расчете выполнения рабочими норм выработки. В другом месте рукописи было указано, что перевыполнение норм выработки и планов производства на предприятиях приводит к перепроизводству некоторых деталей, доходящему до десятилетнего запаса. Здесь требовалось отразить лишь процент перевыполнения заданий как трудовые достижения социалистического производства, а смысл оставить для самой диссертации, не доступной для иностранной разведки. Все формальности были соблюдены, автореферат вышел в свет, диссертация защищена, научная степень присуждена. Спасибо цензуре!
Никто не мог тогда сказать, что советской цензуре живется не сладко или она дурно пахнет.

Э П И З О Д .
На ученом совете идет обсуждение Научного отчета о выполненной плановой работе. Тон задает председатель, в тон выступают члены Совета. Все подвергают уничтожающей критике результаты труда пожилого ученого, стараясь тем самым возвыситься в глазах председателя и присутствующей публики. Идет форменное «избиение младенцами». Как член Совета в своем выступлении предлагаю остановить процесс обсуждения, а коллегам-критикам совместно доработать Отчет и устранить отмеченные ими недостатки. Инициатору «избиения» ничего не оставалось, как согласиться. В дальнейшем научный процесс в нашем НИИ стал более научным.

А н е к д о т :
В компании гость испортил воздух естественным путем. «Фу, как не хорошо», – послышалась реплика. «Сделайте лучше», – ответил гость.

Э П И З О Д .
Наше научное учреждение являлось филиалом центрального института и никак не подчинялось властям по месту своей дислокации. Но «квартиранты» всегда должны платить за постой – так уж повелось издавна. И платили: когда статейку в газету от имени городского руководителя, когда текст выступления на каком-нибудь собрании состряпать. Но самой значительной услугой была организация и проведение масштабного форума в виде научно-производственной конференции на тему «в свете решений». В этом случае в работу включался весь персонал научного учреждения. Процесс подготовки и проведения конференции состоял из разработки программы, написания докладов выступлений видным деятелям городского и областного масштаба, публикации тезисов докладов, приглашения и обустройства почетных гостей и вызова на мероприятие соответствующей публики. Всем были по вкусу такие конференции: руководству – престиж, подчиненным – поощрение, исполнителям - возможность публиковаться, зрителям – посмотреть на представителей власти в качестве научных мыслителей.
 Положительный результат от таких мероприятий все же был: повышение культуры общения различных слоев общества.

А н е к д о т :
Директора научно-исследовательского института спрашивают, сколько  в нем работает научных сотрудников. «Примерно половина», - ответил директор.

Э П И З О Д .
Любили к нам ездить гости. А мы любили принимать гостей. Бывало, приедет представитель из головного института, правда, и не такой уж представительный.  Просто ему нужны от нас некоторые материалы для научного отчета. И вот уж все на ногах: группа встречающих едет в аэропорт, в гостинице готовится номер с цветами и фруктами. Первый день командировки начинается с обмена взаимными приветствиями. Назначаются исполнители командировочного задания, а гость с группой опекунов отправляется знакомиться с достопримечательностями города и окрестностей. Следующий день – посещение предприятий пищевой промышленности: мясокомбинат с колбасным цехом, пивзавод, кондитерская фабрика. В обкоме осведомлены о представителе из Центра, беспокоятся – посетил ли гость колхоз «имени…»? И вот гость в колхозе, гуляет в мичуринском саду, в тени дерев – скатерть-самобранка. Идиллия. Угощает «идеалистов» сама хозяйка – председатель колхоза, со звездой Героя труда на видном месте.
 Командировка окончена, москвич получает готовые бумаги и памятные сувениры для «Него».

Гостеприимство всегда содействовало успешной научной деятельности института и отдельных его сотрудников. Все старались в интересах развития отечественной науки и прогресса общества и собственной карьеры.      

Э П И З О Д .
Наш институт занимался разработкой методических указаний и внедрением проектов новых, более совершенных форм организации процессов труда и управления на промышленных предприятиях. Процесс внедрения завершался оформлением соответствующего документа. Вот наступил этот знаменательный момент на одном крупном предприятии. Несколько месяцев напряженных поисков, разработок группой научных сотрудников позволили создать проект управления, сулящий положительные результаты: сократятся затраты времени на обработку производственной информации, повысится точность плановых расчетов и отчетности, гарантирована достоверность информации. Претворение в жизнь проекта позволит работникам управленческого аппарата принимать оптимальные решения. Все готово к запуску нового «механизма», остается главному лицу от завода «нажать на кнопку», то есть подписать акт о внедрении.
 Однако мы в то время не осознавали, что «внедрение» это понятие техническое: «Внедрение – это проникновение инородного тела в сопротивляющуюся среду», сообщает геологический словарь. И началось сопротивление  «среды»: «Главный» предлагает собрать подписи-согласования во всех инстанциях, причастных к применению проекта. Иду по инстанциям. Никто не подписывает, каждый одобряет проект в целом, но не подписывает. Наконец, один откровенный работник  раскрыл причину сопротивления.  Мастера в цехах не смогут «приписывать» и «выводить» заработок рабочим. Диспетчеры не будут иметь возможности «корректировать» фактическое выполнение производственных заданий. Плановики при невыполнении директивных планов не смогут оформлять отчеты об их «успешном выполнении» и готовить начальству победные рапорты с целью получения заводом премий и переходящих «красных знамен». Живое тело производственной «среды» считало для себя строгий учет и контроль телом инородным. Что же оставалось нашему «содружеству» науки и производства? Составить документ так, чтобы «не было мучительно больно» обеим сторонам за безрезультатно проведенное время.
А ведь Ильич предупреждал, что «…без строжайшего учета и контроля за производством и распределением продуктов социализм удержаться не сможет». И не смог.
Мы же, научные работники, лишь продлевали его агонию.

А н е к д о т :
– Какая самая главная цель наук?
- Избавиться от последствий своих достижений.
 
Р е з ю м е :       
Набор таких эпизодов создает представление об анекдотических сторонах нашей науки, призванной совершенствовать общественные процессы.