Вверх по Волге и обратно

Владимир Баринов
(путевЫе заметки непутЁвого туриста)


«А по Волге вверх теплоход, А по Волге вниз теплоход…»
(в качестве эпиграфа - строки из заводной песни группы «Божья коровка»)


Дело было осенью 2010 года. Осталось позади бешеное лето, когда температура зашкаливала за +40 градусов днём и не опускалась ниже +29 ночью, а окна нельзя было открывать из-за гари от лесных пожаров… От жары плавилось буквально всё, и не было желания ни отдыхать, ни работать. Впрочем, работать приходилось и без желания, а как только жара начала спадать, настойчиво полезли мысли об отдыхе. Собираться куда-то далеко, вроде «Кемерского Египта» было откровенно лень, но к воде тянуло сильно. И тут в голову пришла простая до гениальности идея о том, что для отдыха не обязательно требуется солёная (морская) вода, и если нет желания ехать К ней, то почему бы не пойти ПО ней?..

Вы спросите: как же это можно – «ходить по воде» – ведь по ней, вернее В ней, плавают? Обычный (без воображения) дилетант так и думает. Дилетант с воображением может вспомнить, что случаи хождения по воде также имели место, правда давно и в сопровождении очень серьёзного «гида». Однако нормальный эрудированный человек знает, что «ходить» по воде можно с помощью всем хорошо известного технического устройства, проще говоря, корабля.

Корабли (в отличие от корыт) по воде не плавают, а ходят, да так ловко, что могут взять с собой и команду, и пассажиров, и груз, и много-много вкусной еды. А каюты на современных теплоходах (так называются речные «кораблики», ибо в движение их приводит тепловая установка с двигателем внутреннего сгорания, преобразующим химическую энергию топлива – дизельной «солярки», или мазута – в тепло и механическую работу для вращения винтов и получения того самого «хода») оборудованы всеми удобствами, красивой мебелью, розетками «на 220» и даже креслом возле откидного стола с подсветкой, идеально подходящей для ноутбука.

Вы опять спросите «для чего же ноутбук»?
Ну как «для чего», а вот эти заметки я, по-вашему, секретарше надиктовал, по телефону???
Хорошо бы, но нет, пришлось всё делать самостоятельно, ручками, в том числе, и текст набивать, причём «в реальном времени».

А дело было так…

 
-1-
В каменной ловушке

В плавание, то есть, прошу пардону, в поход, стартовали мы из Самары на большом (по речным меркам) четырёхпалубном теплоходе «Александр Пушкин». Строился он в Австрии, так что комфорт, декор (в стиле «хай-тек») и прочее – всё по высшему классу. Под весёлую музыку отчалили мы в 19.00 и неторопливо шли вдоль всего самарского берега, ужиная на застеклённой «веранде» третьей палубы с отличным обзором и наслаждаясь кондиционированным воздухом, хотя еще пару часов до этого ехали в такси в обратном направлении (к порту) по этому же берегу и изнывали от жары – в день отплытия на улице было +35, а в такси…
Но, не будем о грустном.

Отужинали мы, значит, и пошли знакомиться с судном. Пока излазили все четыре палубы, побывали на ознакомительной встрече с командой и организаторами круиза, уж и вечер опустился. На палубе дул порывистый ветер, от которого мы в летнюю жару совсем отвыкли. Сила его была такова, что казалось, будто натыкаешься на упругую стену, которая хочет тебя свалить. Причём эта «стена» была раскалённой – температура-то воздуха +35 и даже на воде холодка не ощущалось…

Но с палубы мы не уходили, т.к. предстояло интересное мероприятие – шлюзование. Поскольку шли мы вверх по Волге (круиз из Самары до Нижнего Новгорода и обратно), то к ночи вернулись к родному городу, и нам предстояло преодолеть плотину Жигулёвского водохранилища им. В.И. Ленина. Шлюзование – процесс до жути любопытный, особенно когда стоишь на самой верхней (4-ой) палубе на носу, а чуть сзади и выше тебя «аквариум» капитана. Наш капитан, кстати, большой шутник: когда его в «аквариуме» не было, на капитанском месте восседал огромный плюшевый медведь, причём на голове у него всегда красовалась капитанская фуражка. И мы знали, что штурвал судна в надёжных «руках», вернее лапах.

Итак, издали подходя ночью к «башенной стене» плотины не видать ничего. Только какие-то крошечные красные огонёчки периодически «всплывают» невдалеке от судна, обозначая «тропинку» в воде («фарватер» по навигационной терминологии). А впереди простирается сплошной мрак, и даже не верится, что в этом пространстве может быть ещё что-то кроме чёрной пустоты. Хотя берег-то по идее должен быть рядом – не более чем в двухстах метрах…

Спустя некоторое время впереди начинает различаться скопление ярких жёлто-оранжевых точечек, пока в виде бесформенного массива света. Становится ясно, что именно к ним мы и приближаемся, и этот светящийся покров выстраивается в виде вытянутой буквы «П». По мере приближения «буква П» всё больше вытягивается, а её «ножки» и «перекладина» распадаются на отдельные огоньки. Ещё миг и мы оказываемся перед входом в длинный и узкий «коридор», а «ножки буквы П» теперь видны в виде искусственных бетонных островов-рёбер, на которых частоколом возвышаются столбы с оранжевыми прожекторами. Впереди виднеется высокая тёмная стена, перегораживающая всю реку – надо сказать зрелище довольно внушительное. Снизу стена монолитная, зато сверху в ней множество стеклянных окон технологических помещений, «наросты» будок и каких-то механизмов. Кругом темно, мрачно и безлюдно…

Наш теплоход неспешно вплывает в узкое пространство – эдакий вытянутый погреб, спереди наглухо закрытый металлической громадиной шлюза. Стоя на носу можно видеть, что недалеко впереди, не более двух корпусов судна, на верхней границе стены предупреждающе горит красный сигнал семафора – стой! По правому борту неумолимо приближается тёмная сырая стена камеры шлюза, вся в мелких неровностях и бороздах.

Ход судна замедляется, а я быстрым шагом иду на корму, чтобы лицезреть как за нами закрываются створки шлюзов. На стульчике скучает симпатичная девушка, во взгляде которой сквозь равнодушие ощущается лёгкое любопытство. Но сейчас мне не до девушки, ведь я на себе ощущаю действие теории относительности: теплоход продолжает идти вперед, я иду назад, а относительно берега остаюсь неподвижным! И сбоку перед глазами всё тот же темный бугор – дефект бетонной стены – как мне от него убежать??! Прав был Альберт: движение и покой ничто, если ни с чем не соотносятся. Беглый взгляд вниз за борт, и с высоты четвёртой палубы виднеется упругая тёмная масса воды. Взгляд вверх, а там, на десятиметровой высоте, сероватые облака выплывают из-за границы стены…

Наконец, не противореча Эйнштейну, я оказываюсь на корме (или это она вместе с теплоходом «подходит» ко мне?..). За кормой слегка вспененная гладь воды: винты почти остановились и лишь постепенно затягивающийся «шрам» рассечённой реки и расходящиеся клином волны далеко позади теплохода напоминают об их былом вращении. Тем временем шлюзовая камера затворяет за нами свои огромные металлические створки. Вас когда-нибудь закрывали в спичечном коробке? Нет? Тогда вы не знаете, каково это наблюдать медленно сужающееся «окно мира»: вот позади осталась только половина пространства, вот уже четверть, ещё и ещё меньше, пока последняя узкая полоска бледноватого света не была сомкнута металлическими челюстями шлюзов, что любопытно – абсолютно бесшумно. Мы в каменной ловушке, а теплоход почему-то всё ближе и ближе правым бортом к серой, скользкой стене.

Катастрофа – врежемся?!!

Нет, всего лишь обычная технологическая процедура: продольные стенки камеры шлюза снабжены рядом вертикальных пазов с рельсами. В пазах находятся ярко красные поплавки с роликами по бокам и крепёжными гаками сверху. При подъёме уровня воды поплавки движутся вверх, скользя роликами по рельсам – это отдалённо напоминает поведение шарика уровня воды в обычном электрочайнике, только в «несколько больших» масштабах…

Наш борт уже вплотную приблизился к стене. Короткий и мощный импульс боковых водомётов, поднимающих из-под теплохода бежевую пену воды, и мы замерли так близко от стены, что её можно коснуться вытянутой рукой (к слову сказать, ничего в этом приятного нет – стена не грязная, но шершавая, сырая и холодная на ощупь, брр…). Тем временем, появившиеся на нижней палубе матросы накидывают верёвочное лассо на ближайший гак поплавка и наш теплоход вдоль всего борта (в трёх точках) оказывается плотно прихваченным к стенке.

Что дальше?

А дальше без всяких видимых причин стенка начинает уходить под воду. Медленно погружаются в глубину отметки уровня у поплавков: 8м…, 7м…, 5м… Всё это, повторюсь, в абсолютной тишине – даже когда в лифте едешь и то звуков больше. Постепенно мы начинаем подниматься из каменной клетки – уже виднеются верхушки деревьев…, вот уже наша палуба вровень с границей стены. Ба-а-а, да это же до боли знакомый район – вон в том месте мы тысячу раз ездили в Жигулёвск через плотину на машине! А нитка железной дороги всегда гостеприимно приводит нас в Москву… Правда с такого непривычного ракурса эти просторы видятся впервые, а берег так близко, что на него можно спрыгнуть! Но нет, уже нельзя, ибо уровень воды порядочно поднял нашу четвертую палубу, и мы вновь с гордостью взираем на окрестности с высоты почти капитанского мостика!

Негромкий металлический лязг, какая-то суетня, и передние громадины шлюзов, теперь комично торчащие из воды на высоте всего-то полуметра, начинают не спеша расходиться в стороны. Довольно вялый этот процесс, наконец, заканчивается, матросы отвязывают нас от поплавков, раздаётся однократная сирена и свет на семафоре, висящем теперь чуть ниже нас, сменяется на приветливый зелёный. Снова мощный удар водомётов с правого борта и, одновременна ожившая главная силовая установка, толкают нас вбок и вперёд, вон из каменного плена навстречу просторам, скрытым во мраке горячей летней ночи.

Мы на свободе и готовы к новым захватывающим впечатлениям, а первый день завершён!


-2-
Восточная сказка

Утро выдалось тяжёлым – где это видано, чтобы фрилансер, привыкший всё делать в ПОЛ силы (до ПОЛуночи писать, до ПОЛудня почивать :))  поднимался на завтрак к 8.00?! Но оставаться голодным не хотелось и пришлось сонным брести в ресторан. Вспомнились жуткие времена учёбы-работы с каждодневным ранним вставанием… А тут ещё новая напасть – меню! Скажите, пожалуйста, как можно завтракать булочкой с маслом, огурцами и помидорами, макаронами с котлетой – нет, всё это не в три отдельных утра, а одновременно?!!

Впрочем, к нашему ресторану претензий нет никаких: огромное помещение занимает большую часть третьей палубы и со всех сторон через большущие окна открывается вид на водную гладь и берега в отдалении. Не зря проснулись! И официантка, такая милая, улыбчивая девушка, как по волшебству выносит просто-таки шедевры кулинарного искусства. А какие в обед подают пирожные!..
Но об этом речь пойдёт чуть ниже, а пока что пришлось запихнуть в себя обильный завтрак и, расчувствовавшись от речных пейзажей за окнами, отправиться досыпать к себе в каюту.

Как следует поспать, однако, не удалось – разбудили томящиеся в голове впечатления от вчерашнего дня. Захотелось их как-то систематизировать и упорядочить, дабы сохранить и передать потомкам. Вот тут-то и пригодилось кресло в каюте, и откидной столик с подсветкой, и розетка «на 220», и главное – предусмотрительно взятый с собой кнопочный дружок-помощник.


На столе наш друг стоит, а в боку его торчит
Длинный тонкий проводок – в просторечии «шнурок».
А конец шнурка венчает…


Правильно – именно то, о чём вы подумали:


…Флешка белая такая, а «во лбу» её горит
Яркий синенький диод, сообщая что, мол, вот –
Связь с «тырнетом» найденА, и хотя кругом волна
Наш кораблик отгоняет от антенн и берегов,
Но читатель не скучает, твердо веря, что мы вновь
Интересный наш рассказ в сеть ему доставим в срок,
Правда, требуя «оброк»…


Приблизительно такие мысли посетили меня в то утро, а теплоход наш тем временем не спеша подошёл к Казани.

Вот он – огромный и светлый порт, памятный ещё с детства. Да-да, это не первое моё «мореплавание». Первый «поход» по схожему маршруту был очень давно, году эдак в 95-ом – тогда бытовые условия были гораздо скромнее, но воспринималось всё с несоизмеримо большим восторгом. А теперь… – Стареем?..

Итак, Казань встретила нас прохладой в +15 градусов. После домашней жары такая температура воспринималась как жуткий холод. Но любопытство согревало наши сердца сильнее джинсовых курток – вперёд, только вперёд! Выходим на «припортовую» остановку – конечную-«кольцевую» сразу для трёх видов транспорта: троллейбусов, автобусов и трамваев.

Куда поедем?
Наивный вопрос – конечно же, в центр.
А что туда идёт?

Да какая разница, посему садимся в первый попавшийся транспорт. Первым попался троллейбус, который строился, видимо, во времена взятия Казани Иваном Грозным. Зато какая в троллейбусе кондуктор! Помните старушку-сказительницу Анастасию Зуеву из старых советских фильмов для детей? Здесь тот же типаж. Спрашиваем у «сказительницы», куда бы поинтереснее прокатиться. Оказывается, нам несказанно повезло – как раз сегодня Казань празднует день города!

В центр – скорее в центр!

Троллейбус неспешно катит по широкой улице, вдоль ничем особо не примечательных домов. Ничем, кроме первых этажей, сплошь занятых красочными витринами. Скажете – в этом ничего необычного? Да нет – необычное есть: в Швейцарии я не был, но такого количества банков не встречал больше ни в одном городе. Кого здесь только нет, кажется, что все банки России решили открыть филиалы именно на этой улице. Но куда им до родного казанцам «Ак Барса» – его здание возвышается словно Колизей, нивелируя своей монументальностью робкие попытки конкурентов примоститься рядышком.

Мы оказываемся в красивейшем месте – на площади Тукая, именуемой казанцами по-простому «Кольцо». По случаю дня города здесь уйма народу, театрализованные постановки цирка «Дю Солей» там «в глубине»… впрочем, нет: «Дю Солей» выступал в другом месте, не менее красивом – на площади Тысячелетия. В Казани много площадей, а у нас так мало времени… – эх, жалко, а ведь хочется увидеть буквально всё!..

Рассказывать в двух словах о Казани – это все равно, что пытаться прочитать «Войну и мир» на остановке в ожидании очередной маршрутки. В этом городе нужно пожить, проникнуться его духом. И оно того стоит – за всё время нашего пребывания в многотысячной толпе не было ни малейшего намёка на агрессию, характерную, увы, для наших «культурных» столиц – есть о чём задуматься и чему поучиться. Идущие навстречу люди излучают удивительное миролюбие, так что просто приятно брести куда-то по улице, когда на душе так легко и беззаботно…

Но отдельное чудо Казани – это, конечно же, девушки: красавицы с бездонными миндалевидными глазами и волосами цвета ночи. Представьте общеизвестную сеть «Магнит» с её обшарпанными помещениями. Но вот на кассе в таком магазине сидит и мило улыбается настоящая Шамаханская Царица! Это невероятно – она что-то ещё нам говорит, отсчитывает сдачу, а ведь ей, наверное, нужно торопиться получать корону Мисс Вселенная! И на улице идущие навстречу девушки сказочного типажа так мило и загадочно улыбаются… А вот особа в форме – назвать её «милиционером» не повернётся язык – это же героиня Сказки Тысячи и Одной Ночи!!!

На фоне подобных экзотических красавиц начинаешь понимать всю прелесть «обычных» девушек – славянские лица воспринимаются как что-то очень милое и родное. Ностальгия – пора домой? :)))

Пожалуй, действительно пора, а то «Александр Пушкин» наш уплывёт. И что бы вы думали – он действительно уплыл! Перед причалом № 14, с которого мы сошли на берег, «плавучего дома» не оказалось. Правда далеко без нас убежать строптивому теплоходику не удалось – нашли мы его у соседнего причала № 12, куда пришлось пришвартоваться из-за внутренних пертурбаций порта. Значит, без ужина сегодня мы не останемся, а пока накрывают столы, погреемся в салоне на носу третьей палубы и полюбуемся Волгой.


-3-
Морской конёк

Сытно поужинав, мы вновь вернулись в обзорный салон (по корабельной терминологии «музыкальный») для приведения в порядок мыслей и раскладки «по полочкам» полученных за день впечатлений. Тут бы положено сразу их и записывать, но…
Как можно что-то писать, когда сидишь в теплом уютном креслице, а за окном «прямо по курсу» виднеется носовая мачта-флагшток, на которой бешено бьётся и остро позвякивает «струна» троса крепления флага – на улице холодно и ветрено… Впереди, навстречу нам, разворачивается плавно изгибающаяся налево лента реки с крутыми берегами. Невдалеке сходным курсом, слегка нас обгоняя, идёт «Фёдор Шаляпин» – четырехпалубный теплоход, ближайший «родственник» нашего «Александра Пушкина». Видимо сам пушкинский дух судна и волшебный пейзаж за окном настраивают на поэтический лад, хочется что-то хорошее сочинить и тут же напеть под аккомпанемент рояля, нежно мурлычущего в уголке зала. Как все-таки здорово уметь играть на рояле – завидую.

Стихи так и остаются плодом фантазии, как может быть и баржа, парящая нам навстречу, попыхивая высокой трубой, и красные огоньки фарватерных буёв, и бледно-молочная шаль пены за кормой «Федора Шаляпина», и постепенно темнеющее небо – такое огромное в отсутствие высотных домов и смога…

Когда совсем темнеет, милая девушка плотно задёргивает тяжёлые шторы на окнах и вкрадчиво сообщает нам, что салон закрывается, так как свет мешает капитану (рубка которого расположена аккурат над нами) видеть «дорогу». И мы с сожалением, но и затаённой гордостью от важного вклада в навигационную помощь, расходимся по каютам. На так называемой «солнечной палубе» (самый верх судна, на корме позади «аквариума» капитанской рубки) как всегда по вечерам запланирована дискотека. Но температура воздуха в плюс десять градусов при холодном ночном ветре на воде предполагает очень ритмичные танцы – не с целью повеселиться, а хотя бы не окоченеть. Видимо сегодня, это мероприятие обойдётся без нас, да и усталость за день накопилась – пора восстанавливать силы под мерный шум винтов и плавное шептание волн, трущихся о борта.

Утро. Противно гаркает радио, на часах семь ноль-ноль – ну кто придумал такое расписание?! За окном холод – это видно по запотевшему стеклу и по особому бежево-стальному оттенку гребеньков волн. Волны? Значит ещё и ветрено, как и вчера вечером. А как, интересно, чувствуют себя утром туристы атомных ледоколов класса «Арктика»? К чему это я – вставать надо, и философия тут не поможет…

Чтобы хоть как-то взбодриться перед приёмом пищи, решил высунуть нос на палубу. Куда там! Двери открыть не удалось (они как в автомобиле распахиваются по ходу) – давление ветра снаружи «автоматически» закрывало их обратно. Несколько молей (т.е. количества вещества :) холодного воздуха мне всё же удалось в себя втянуть: сон прошёл вместе с желанием вылезти на палубу. Да и ресторан уже приветливо распахнул двери – пора!

Не успели мы сверхсытно отзавтракать, как раздался мощный «саунд» какого-то музыкального сопровождения, явно доносящийся с берега.

Берег? – Земля!!!

Срочно на сушу – так сказать пополнить запасы пресной воды и провизии. А что «ресторан»? Ресторан себе никуда не денется, но личный НЗ не должен же кончаться!

Тем более как не сойти на берег, ведь Чебоксары встречают нас хлебом-солью, хором самодеятельности в национальных костюмах и настоящим чебурашкой, распевающими заводные частушки на чувашском языке! Не успели мы сойти на берег, как попали в шумный водоворот: закусили хлебушком, посолились, что-то даже пришлось спеть и быстренько сымпровизировать – в общем, насилу вырвались на свободное пространство причала.

Театральное действо тем временем продолжалось. Часть наших туристов собиралась отправиться на экскурсию. Ну а нашим вниманием завладели многочисленные торговые ряды и палатки, выстроившиеся здесь же – хочется верить, что исключительно по случаю нашего визита :) Чего здесь только не было: продукты национальных промыслов, красивейшая вышивка, прекрасные образцы изделий шляпной фабрики, фабричное прессованное мясо. И конечно же, самое главное – сладкая продукция местной кондитерской фабрики «Акконд». Какие она выпускает конфеты!!! Фирменный магазин здесь же на причале, туристки берут приступом, зажимают в кольцо и подвергают длительной осаде, пока не опустошат полностью!

Даже я, вообще говоря, ровно дышащий к сладкому, проникся очарованием «Морского конька» – конфетки в форме одноимённого обитателя глубин. Такой необычный у неё, нежный вкус, но не приторно-молочный, как у швейцарского шоколада, и не «гольный сахар», как в последнее время у многих наших изделий. Наряду с «коньком» была ещё одна конфета, не помню уже как называется (давно привычку фантики собирать утратил :), с похожей приятной вкусовой палитрой, но несколько отличающейся нюансами. Ну а «Вечерние Чебоксары» – это просто шедевр шоколадного искусства, скромнее и не скажешь!

Правда эти исследования мы проводили уже потом, когда в каюте отогревались чаем с продуктовыми «трофеями», доставленными с берега, а пока не замёрзли, гуляли вдоль по пристани: туда, а потом обратно. Чебоксары очень светлый, чистый и приветливый город. Когда гуляешь по его улицам, кажется будто мир какой-то более широкий, чем обычно. Может дело в невысокой застройке, или светлых фасадах уютных домиков?.. Но главное ощущение, что город ориентирован на людей, на то, чтобы тепло приютить их, одеть во всё красивое и вкусно-сладко накормить. Низкие цены, улыбчивые культурные люди, умеющие малым создавать настоящий уют. И всё это без пафоса, так естественно и просто, что на предложение остаться пожить здесь, можно не раздумывая отвечать согласием!

Вот почему Чебоксары покидали мы с такой неохотой. И сидя в нашем уютном ресторане (отплывали в обед) никак не могли налюбоваться красивыми постройками на берегу. Надо сказать, что порт в Чебоксарах очень любопытный – в виде огромного заливчика-подковы, так что суда не пристают К городу, а вроде как вплывают В него. Ну а сейчас мы медленно выплываем на «большую воду», а по обоим берегам разворачиваются портовые и туристическо-увеселительные строения. Вот небольшая «отмель» сплошь заставленная водными мотоциклами – в тёплую погоду они, наверное, не зная покоя, катают отдыхающих, звонко урча своими водомётами. А вот нечто вроде дачного массива с уютными, примостившимися вплотную друг к другу домиками «висящими» – там, где берег высокий – над самой водой. В окружении раскидистых деревьев стоит красивая церковь с блестящими куполами, гармонирующими с зеркальной гладью воды. Ещё чуть дальше вовсю копошатся бульдозеры и любопытные плавучие станции, подвозящие материалы по реке прямо к площадке строительства – берега-то расширяются…

А у нас десерт и наша волшебница-кондитер сегодня приготовила настоящий шедевр – заварное пирожное в виде лебедя с нежной кремовой начинкой – белоснежной – и вафельками в форме крыльев и изогнутой шеи. Разве такое можно съесть – этим же нужно любоваться как произведением искусства!
Вот так торжественно и немного грустно – от расставания с чудным городом – завершился наш визит в Чебоксары, но третий день путешествия ещё в самом разгаре.


-4-
– Конгениально, Киса!

Ближе к вечеру, часиков эдак в пятнадцать ноль нуль, мы подошли к маленькому «уездному городу N». Из школьных сочинений известно, что классики, писавшие свои рассказы о маленьких городах, всегда называли их «N», что означало «подставляй любое название, всё равно везде одно и то же». Частично это оказалось правдой и в нашем случае…

Причалили мы в порту маленького городка Козьмодемьянска. Чем знаменит этот уютный представитель «городов N»? Конечно же тем, что в нём находится музей Остапа Сулеймана Берта Мария Бендер Бея – всеми нами любимого Великого Комбинатора. И если, как говаривал наш старый преподаватель, в Советском Союзе трудно было понять, зачем нужны конторы по заготовке «рогов и копыт», и посему книги «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» не имели практического смысла, то с наступлением перестройки даже наша «передовая интеллигенция», оставшаяся без привычной зарплаты, стала по-новому воспринимать «бизнес схемы» Великого Комбинатора… Вовсе не думайте, что мы отклонились от темы, однако рассказывать здесь о музее я не буду, лучше вам всё увидеть самим – обязательно изыщите такую возможность.

Ещё городок Козьмодемьянск издревле славился своими выставками и ярмарками мастеров народного искусства. Выходя (а вернее сходя – по специальной доске «сходне») с теплохода мы сразу же попали в «первую волну» – непосредственно на «отмели» причала расположились стройные ряды торговцев, предлагающих съестное изобилие. Чего здесь только не было: рыба, море яблок, огромные кузовки спелой до черноты вишни и что самое удивительное – грибы. Таким «развалам» позавидовали бы даже лакомки хоббиты из Шира! Я никогда не представлял, что можно в одном месте собрать столько грибов, а тут, пожалуйста, сколько угодно.

От причала поднимаемся по лесенке в сам город (да-да, порт от города отделяет всего лишь одна, но зато каменная и двухъярусная лесенка – в минимализме и кроется очарование маленьких городов!) и попадаем во «вторую волну» – ремесленников. Сказать что мы были поражены – это значит ничего не сказать. На лотках красовались замысловатые шкатулки, разного рода поделки, расписная посуда – всё сделанное вручную и настолько искусно, что не верилось, будто это можно изготовить человеческими руками. Отдельного упоминания заслуживают картины: яркие, красочные с невероятно «мягкими» оттенками. Кажется, что это настоящие шедевры эпохи возрождения, несмотря на простенькие сюжеты и доступные цены.
Впрочем, народные умельцы явно не сильны в маркетинге, ведь нельзя же выставлять столько хороших вещей сразу – глаза разбегаются, и хочется купить всё, а в результате уходишь так и не решившись сделать выбор!

Идём дальше, в глубину города. Ой, а как же – идти прямо по «проезжей части»? А где пешеходная тропинка? Что? – не бывает машин? А…, бывают, но редко…

Тогда смело идём прямо по дороге. Вокруг очень любопытная архитектура. Это и не деревня (дома попадаются каменные, а если и деревянные, то стоят плотно, почти «городская» застройка) и не частный сектор, ибо сохраняются понятия «улица» и «перекрёсток». А вот и настоящий парк с нестройными рядами деревьев и аллеей, единственной сквозь весь парк, но длинной, в меру широкой (даже заасфальтированной) и со скамеечками по бокам.

Зато в центре парка…

В центре парка стоит памятник В.И. Ленину. Скажете – нет в этом ничего необычного? Так ведь памятник не простой, а ИДЕНТИЧНЫЙ таковому в нашем городе – тоже стоящему в парке на центральной аллее (естественно, на ул. Ленина). Вот так вот – было очень приятно в провинции, за тридевять земель встретить знакомое «лицо».

Интересной особенностью, как уже отмечалось выше, является архитектура Козьмодемьянска. Одноэтажные деревянные домики, типичные для любого частного сектора, перемежаются каменными постройками начала века. Умильно наблюдать, как на таких (двухэтажных!) «хоромах» красуется солидная вывеска «Мэрия», или что-то подобное.

За полчаса «по большому кругу» мы обошли практически весь городок. Люди на улицах попадаются редко, чаще деловито пробегают собаки, к слову сказать, при полном достоинстве – лаять на прохожих, тем более каких-то приезжих, у них видимо считается дурным тоном. И то правда – мы как приехали, так и уедем, а терять на наше облаивание драгоценное собачье время совершенно ни к чему.

Но не думайте, что Козьмодемьянск весь такой простецки-провинциальный: попадаются там иногда и большие коттеджи (видимо местных «новых» русских) красного кирпича, и четырёхколёсные иномарки (в основном джипо-внедорожного типажа). А бывает даже так, что деревянный домик, весь серенький и покосившийся, но большой, видимо не две-три семьи, и видимо опять же поэтому, гордо увенчан несколькими спутниковыми тарелками. Живут же люди! Но, увы, много в городке и откровенно запустевших домов, в ряде из них всё ещё пытается кто-то существовать…

По дороге к теплоходу навстречу нам попался «пазик» рейсового маршрута. Остановка, около которой он «причалил», была абсолютно пуста, но внутри автобуса некоторое количество народа имелось. Интересно, куда они едут, если весь городок из конца в конец можно пройти меньше чем за час?..

Возвращаясь, мы снова прошли через стройные ряды торговцев, которые как ни странно, весело сворачивались – видимо наши «коллеги» всё же подняли продажи поделок и продуктов в этот день, чем и порадовали местных мастеровых. Приятно.
Как и в Чебоксарах, уже второй раз за сегодняшний день, мы ощутили грусть от расставания с простым, но приятным и милым маленьким «городком N». Здесь, как нигде сильно, ощущается мудрость о том, что счастье не в «третьих развязках» и не в количестве торговых точек, набитых электронным барахлом, а в чём-то таком, что даже трудно выразить словами. Хорошо хоть чувствовать это мы ещё не разучились. Пока ещё не…


-5-
Дорога в облака

Утро четвёртого дня выдалось солнечным, сквозь шторы на окне в каюту пробивались золотые шпаги, теплом царапающие лицо. От такого пробуждения настроение как-то само собой поднимается. Да, пусть на часах опять невероятные 8.00, пусть впереди ожидает завтрак, по плотности конкурирующий с ужином (обед, правду сказать, обычно ещё сытнее), но ведь ко всему привыкаешь. Так что настрой сегодняшний «на четвёрку» – сойдёт.

А почему такое необычное чувство?

А-а-а-а, сегодня же «праздник» – 1-ое сентября! Никогда не понимал, в чём торжественность этого дня?.. Вот покажите мне хотя бы одного малыша, для которого конец беззаботных каникул, конец лета и начало школьной каторги (каторга здесь, обратите внимание, написана без кавычек не случайно!) является радостным событием?

Чепуха какая-то!

Жалко тех, кому сегодня предстоит тащиться в школу. Но мы, однако, заболтались, а теплоход наш давным-давно уже стоит в порту Нижнего Новгорода. Завтракаем и сходим на берег. Замечаем оживлённую суету команды теплохода и наших ресторанных работников: они таскают какие-то белые тюки, что-то меж собой активно обсуждают… Мини детективное расследование с привлечением «агентов» – соседей по столу – показало, что третьего дня, в Чебоксарах дешёвой продукцией восхищались только мы – туристы, а понимающие толк в путешествиях «хозяева палубы» обошлись без восторгов, зато как следует «закупились», воспользовавшись, так сказать, «спредом» цен между областями.

Порадовавшись практичности наших «соплеменников», идём в город. Впрочем «идём» термин неверный – на самом деле мы интенсивно трусим в сторону речного вокзала, дабы в его просторной светлой глубине укрыться от холодка, прямо скажем недетского. Беспристрастное электронное табло термометра внутри вокзала (то ли по случаю «праздника», то ли в ранние утренние часы абсолютно пустого, напоминающего покинутый храм ацтеков) показывает +6 градусов – по шкале Цельсия. Это означает, что мы всего лишь на шесть делений поднялись над температурой замерзания воды, а ведь человек состоит из воды на…

Да-с, а мы-то всего четыре дня назад уплывали от +35 градусов – это только в Самарской области, что ли было бешено жаркое лето?! Впрочем, всё верно, сегодня ведь уже осень – так что не удивляет ни рабочая суета на нижегородских улицах, ни даже девушка, бегущая (видимо на работу) навстречу нам в перчаточках и пёстром шарфике. Хорошо хоть не в шубке, а то мы как-то совсем себя чувствуем африканцами в гостях у белых мишек.

Но все эти температурные ощущения ерунда по сравнению с впечатлениями от города. Нижний Новгород величием своих проспектов и интенсивностью дорожного движения напоминает Москву: те же широкие проезжие части – вдоль Волги вообще уходящие вдаль до самого горизонта, те же старинные дома с узкими плиточными тротуарами и массой витрин в первых этажах. А если повернуться спиной к Волге, то можно увидеть главную особенность города – «дорогу в облака»!

Даже на фотографиях заметно, что центр города находится на возвышении, но когда стоишь у «подножия» этой «горы», кажется что дороги к вершине ведут не в центр города, а в заоблачное царство! И крупные буквы «инопланетных цивилизаций» («Мегафон» и «Центр М») на крышах самых высоких домов, видимых с «нашей» точки, подавляют своей монументальностью, и похоже свидетельствуют о тщетности усилий обычных людей подняться к ним…

Но это, естественно, не так – шустрые автомобильчики запросто взбираются по широкой дороге, туда же ползут неторопливые, но упорные трамваи. Наш же маршрут лежит несколько ближе – по улице Рождественской, расположенной параллельно Нижневолжской набережной. Ряд преодолённых лестниц (почему-то запыхавшиеся мы :) приводит к красивейшей Церкви Собора Пресвятой Богородицы (в обиходе Строгановской церковью – в честь построившего её купца Строганова). Об особенностях её архитектурного стиля можно, конечно, почитать в энциклопедии, но красоту этого достояния культуры вряд ли передадут самые витиеватые фразы. И я не буду оригинальничать, лучше посоветую вам увидеть всё собственными глазами.

Пока мы гуляли вокруг церкви, нам попалась толпа малышей – первый или второй класс – видимо «отмечающих» «праздник» первое сентября. Они избрали неплохой способ – уйти с уроков на экскурсию. А вот их учительница (симпатичная такая блондиночка в теле) явно желала бы более спокойного времяпрепровождения: где-нибудь в пределах классного помещения, в рамках которого «орду» диких кочевников, сейчас с гиканьем сбегающих с горы, было бы намного легче утихомирить.

Исчерпав согревающий лимит калорий, поглощённых за завтраком, мы повернули обратно к порту. Ветер с Волги, однако, никак не хотел пускать нас на уютный кораблик. Пришлось пойти на хитрость и передвигаться «короткими перебежками»: из города через прибрежное шоссе к широкому зданию речного вокзала, хорошо прикрывавшему от ветра. Затем сквозь речной вокзал, где удалось немного согреться и отметить между делом наличие банкоматов с родной символикой – оплотов финансовой стабильности в ситуации «ежели чё».

Последний стремительный рывок – от стеклянных дверей вокзала, через пристань по лестнице вниз, к самой воде и сходне, перекинутой на борт «Александра Пушкина», сквозь его гостеприимно раздвигающиеся двери (автоматики нет – двери гостеприимно раздвигаются гостеприимно же настроенными ребятами из ОМОНа, отряд которых из четырёх-пяти человек, видимо, постоянно приписан к судну и сопровождает нас на протяжении всего круиза) – и вот мы в холе первой палубы и наши родные девушки с «ресепшена» протягивают ключи от Дома, который некоторые по легкомыслию называют каютой.


-6-
На подступах к крепости

Нижний Новгород был «поворотной точкой» маршрута, после которой наше путешествие вверх по Волге завершилось. Настало время возвращаться обратно и идти вниз по реке – к дому. И первым интереснейшим местом на нашем «новом» пути стал посёлок Макарьево. Посёлок этот знаменит сразу несколькими вещами. Во-первых, там находится музей «Сказка», где выставлены известные работы художников Фоминых. Во-вторых, страусовая ферма – очень необычное для наших северных краёв хозяйство, которое, однако, приносит солидный доход. Говорят, страусы стойко переносят холода, мало едят, а их яйца, жир, мясо, кожа очень ценятся…

Но главной достопримечательностью является знаменитый Макарьевский Желтоводский монастырь, в основе своей заложенный аж в 1439 году, и позже возрождённый в 1620-х годах. Архитектурно ансамбль монастыря представляет собой настоящую крепость, обнесённую четырехугольной стеной со смотровыми башнями в углах стен и местами по их центру. Внутри, за крепостной стеной располагается Собор, несколько Храмов, монастырских келий и ряда вспомогательных хозяйственных построек. Поскольку, как уже говорилось, основан монастырь очень давно, его архитектура – даже если просто посмотреть на стены – завораживает своей монументальностью, но не величиной или красотой строений (по обоим параметрам они вполне «обычные»), а другим, намного более величественным критерием – временем.

Кажется время вмуровано в эти стены и не властно над ними, но не над нами…

Рядом с такими постройками остро ощущаешь собственную человеческую бренность и сиюминутность существования. Ощущения эти, надо сказать, не из приятных! Возможно что-то подобное (и даже в большей степени) испытывают туристы, посещающие пирамиды, но ведь они далеко, а тут такое совсем рядом…

Но не стоит думать, что Желтоводский монастырь мрачное место, потому как не может быть мрачным невысокий полуостровок, вдающийся в Волгу и неспешно омываемый блестящей на солнце водой, гладкая равнина берега, покрытая невысокой зелёной травой, от которой мы в такое жаркое лето совсем отвыкли, а ещё тишина… По ходу повествования я не раз упоминал про тишину. Неверное это не столько от того, что на реке тихо, сколько потому, что в городе мы привыкли к шуму – и даже его научились называть тишиной…

Внутрь самого монастыря попасть нам не удалось. Экскурсии туда, конечно, проводятся, но наша мирская одежда не совсем соответствовала правилам, а, как известно «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Вот и мы не стали противоречить народной мудрости, а сосредоточились на внешнем осмотре и прогулке в окрестностях, где, как и в других небольших поволжских городах, был представлен ассортимент товаров народного промысла. В этот раз нашим вниманием (вернее, обонянием) завладела вяленая рыба, практически всех «сортов и размеров». На вид она выглядела великолепно, но брать с собой столь ароматные «трофеи» в каюту размерами чуть больше вагонного купе было бы слишком большим риском.

Вдоволь нагулявшись (насколько позволила быстро опускающаяся вечером температура воздуха) по берегу мы вернулись на теплоход, стараясь запастись приятными впечатлениями перед – теперь уже безостановочным – плаванием (на самом деле, конечно же, «ходом») до самого дома.


-7-
Потерявшееся лето

Утро пятого дня пути выдалось ещё более светлым и жарким, чем накануне. Яркое солнце, многократно усиленное отражением в воде, но не зеркальным, а (видимо, из-за волн) каким-то переливающимся сиянием, напоминало о том, каким должно быть лето – светлым и тёплым. И хотя по календарю лето прошло, но наш храбрый телоходик видимо нагнал его где-то между Чебоксарами и Казанью и мы вновь получили возможность наслаждаться солнцем, горячим ветром и чудесными видами реки с открытой палубы.

Как можно передать словами те ощущения, которые ты испытываешь после пробуждения, когда одевшись и умывшись, выходишь «на улицу», а вместо гаркающего шума машин и суеты прохожих, упираешься в фальшборт (на «сухопутном языке» – это перила ограждения на палубе) за которым волнующимся ковром расстилается Волга? Над головой безбрежное небо, очень нежного оттенка (что-то среднее между бежевым и самым «началом» синеватого тона), а тело со всех сторон окружает вуаль тёплого ветра, осторожно ласкающего, а в порывах и озорно-пихающего в разные стороны… Случайно, или нет, но ветер в то утро «пихал» в сторону ресторана. Не было ни сил, ни смысла ему сопротивляться, ну а что происходило дальше – нетрудно себе представить :)

После завтрака у меня состоялся короткий, но очень живой ликбез с одним нетерпеливым заказчиком, с которым я имел «счастье» быть на постоянной связи благодаря нехитрому, и в меру капризному «3-Джи» устройству от вышеназванного оператора. Надо сказать, что сотовая связь (включая скоростной интернет) исправно присутствовала все дни нашего круиза. Причём «ловило» даже посередине реки – за редким исключением, когда теплоход, видимо, оказывался в низине естественного рельефа. А уж вблизи крупных городов – непременно.

Таким образом, экспериментально был доказан очень важный для фрилансера тезис: при наличии «ноута», розетки с электричеством и флешки с «тырнетом», эффективно трудиться представитель нашей не слишком древней профессии может буквально «из любой точки мира». Причём это относится не только к суше, но и к воде! Под водой, правда, эксперименты не проводились, но и для «надводной» работы требуется всё же периодическое причаливание к населённым пунктам, для пополнения, как говориться, запасов пресной воды, провизии и обмену с «туземцами» творчески заработанных электронных на (при наличии соответствующей сети банкоматов) госбанком выпускаемых денежных знаков.

До обеда мы совершили небольшую (буквально минут двадцать) «технологическую» стоянку в Казани, где на борт взяли туристов-счастливчиков, для которых увлекательный круиз ещё только начинается. На берег нас (то есть уже старых «просоленных морских зайцев») в этот раз не пустили, зато мы смогли во всех деталях понаблюдать «поднятие якоря» и то, как теплоход сперва швартуется к берегу, а затем отчаливает в поход.

В обед, когда народ тихо-мирно сидит на стульчиках и пожёвывает всякие аппетитные яства, происходило ещё одно любопытное мероприятие – заправка теплохода топливом. Оказывается, сейчас теплоходы заправляют не в порту (хотя не поручусь, что такого правила не было и раньше), а буквально посреди реки. Выглядит это грандиозное действо так. «Эскадра» из трех теплоходов (в нашем случае это были «мы» – «Александр Пушкин», а также наши «собратья по классу» – «Фёдор Шаляпин» и «Капитан Пушкарёв») выстраивается рядышком, носом против волны. Откуда ни возьмись, ухая и дымя, к нашей «эскадре» «с тыла» подходит «плоскогузое» чудо-юдо с ощутимым водоизмещением и грузоподъёмностью, и «протягивает» какие-то противные чёрно-масляные шланги. Для отсутствия всяческих любопытных на палубах заправку проводят во время обеда, а пассажиров строго-настрого предупреждают не курить. Хотя кури-не кури, а дизтопливо (или тем паче, мазут – что они там гонят по этим чёрным «змеям» к нам в трюмы?) не испаряется, а, следовательно, пары его не воспламеняются. И даже если б топливо испарялось, на открытом воздухе, посредине реки, всё равно не смогла бы образоваться горючая смесь с необходимой для воспламенения концентрацией…

Не знаю, что подействовало сильнее: сытный обед, покачивание на волнах в отсутствие хода судна, тёплое солнышко и шепчущий что-то ветер, а может вот эти мысли про физико-химию сгорания, только заснул я крепко прямо на палубе (не «прямо на», конечно, в креслице, но смысл, думаю, вы поняли :))

И видел я сквозь сон дивной красоты картины: как будто идёт наш теплоход вдоль высокого берега, тёмно-бурого у самой воды, словно глинистого. А чуть повыше оттенок меняется на тёмно-зелёный, ибо покрыт травой неровный склон, и деревья на вершине берега стоят и тянут ввысь свои раскидистые кроны, сквозь которые золотистыми лучами пробивается дневное солнце. И чудится мне, будто рассказывает некто, что в древние времена эти берега были известны глубокими мрачными норами, в которых обитали отшельники. Даже сейчас есть ощущение, что с берега кто-то внимательно и угрюмо наблюдает за нами…

Всё-таки похоже, что увиденные пейзажи и услышанные истории были не во сне, а только сквозь сон. Поэтому я поправил креслице так, чтобы ни солнышко в глаза не светило, ни сажа из корабельной трубы не коптила, ни ветер звуки не заглушал, и внимательно стал слушать увлекательную историю об этих давних временах. Тем временем берег то вздымался так, что деревья перекрывали собой солнце, то опускался к самой воде. В какой-то момент сбоку открылась впадающая в Волгу речушка – буквально широким лезвием прорезающая глинистые «берега отшельников». А когда мы поравнялись с этой «проталиной», то увидели петлистый приток, вьющийся почти что до самого горизонта. И перед самой «смычкой» речушки и огромной неторопливой Волги, на бережку уютно устроился маленький причальчик с кажущимися издали «игрушечными» лодочками на привязи и крохотными автомобильчиками рыбаков на суше…

Много всего было услышано и увидено в этот «полдник» – как-нибудь обязательно расскажу вам полную историю. Можно было бы поведать её и сейчас, если бы нас не ожидало гораздо более грандиозное и торжественное событие…


-8-
В гостях у капитана

«Капитанского ужина» – этой интереснейшей традиции круизов нашего туроператора – мы ожидали с интересом и неподдельным восторгом. Судите сами: во-первых, от кудесников нашего ресторана, которые в обычные-то дни закатывали угощения не скромнее иного «нобелевского банкета», можно было ожидать самых невероятных чудес. А во-вторых, скажите, часто ли вы ужинаете с сами КАПИТАНОМ первоклассного судна??

Одеваемся поприличнее (смокинги – не смокинги, но что-то близкое к пиджакам и галстукам) и поднимаемся на третью (получившую среди отдыхающих естественное название «ресторанную») палубу, а там…

Там нас уже ждут: капитан и первые помощники, организаторы круиза, местные «телевизионщики» и, конечно же, сама Волшебница – заведующая рестораном. Само помещение сверкает огнями хрустальных люстр – настоящих «канделябров», ведь теплоход, в отличие от самолёта, не имеет строгих ограничений «взлётного веса» и может себе позволить декор и красивую мебель на борту. Скатерти на столах, кажется, обрели ещё большую белизну, а столовые приборы – дополнительную «сусальную» позолоту от заходящего солнца, насквозь пронизывающего праздничное помещение.

И вот мы идём сквозь «торжественный строй» элиты судна и поочерёдно здороваемся со всеми, словно знакомы тысячу лет, а капитанские нашивки на кителе сверкают ярче самого солнца.

За стол!
А за столом…

Попробуем сохранить голову холодной, а животик на привязи, и поведать всё спокойно, без лишних судорожных метаний к ручке на дверце холодильника (ведь в нём, увы, такого изобилия всё равно нетути…).

В качестве холодной закуски подавали слабосолёную сёмгу и белую (кажется, она называется «масляной») рыбу. Следующей закуской был мясной салат-ассорти (как и положено, он подавался в глубокой «вазочке» на ножке), с неописуемо вкусной заправкой. Кто сейчас сказал «майонез»? – Ох, не смешите! Овощной салат – что-то по типу «Цезаря», только с более пикантным соусом и бОльшим разнообразием овощей. Были тут и тарталетки с мелкой, прямо-таки воздушной икоркой, и какой-то необычных белый хлебушек…

Наш столик располагался близко ко входу, поэтому мы в числе первых уселись на свои места и наблюдали за тем, как празднично одетые коллеги-туристы не спеша заполняют зал, не упуская удобного момента сфотографироваться с капитаном. Наконец все расселись по своим местам, и с приветственным словом к нам обратилась директор круиза. Она по очереди представила всех ключевых фигур, участвующих в организации столь замечательного похода, а затем слово взял капитан и по-морскому прямо и четко произнес…

Тост!

Мы подняли рюмки и… Ух ты – крепко! Это что же за такое «зелье морское»? Не иначе по собственному рецепту капитана Флинта! А если честно, мы так и не узнали тайну марки этого высокоградусного напитка, но и к лучшему – есть повод повторить всё сначала!

В этом месте логично приняться за закуски, что мы и сделали. Оказывается, их было много только «на глаз», ибо действие «морского зелья» распалило внутренний жар, который способствовал быстрому поглощению всего содержимого тарелок.
Тем временем наши невидимые, но бдительные официантки (по случаю логично их признать «русалками») быстренько заполняли образовывающиеся на столе ниши тарелочками с горячим. Вторым блюдом сегодня подавали сёмгу, зажаренную в хрустящем кляре. Что можно сказать про неё? К сожалению, не много, ведь исчезла она так же быстро, как и появилась, а не языке остался лишь лёгкий привкус чего-то волнующего, столь же прекрасный и неуловимый, как голоса сирен…

Снова торжественный момент – к нашему столу приближается капитан! Оказывается сразу после своей речи он со «свитой» начал обходить зал и лично (!!!) к каждому обращался с приветственным словом. Поблагодарил его и я, протянул свою рюмочку с «сэкономленным» (как знал!) «морским зельем» и после звонкого «чок!» почувствовал себя настоящим морским волком. Неважно что мы на реке – ведь капитан-то настоящий, а «зелье» обострило и без того отточенное писательское восприятие. Местные «телевизионщики» сиё действо планомерно зафиксировали, а «официальные лица», закончив своё шествие по залу разделились: капитан и помощники попрощались с нами, сославшись на уважительную причину (теплоходом-то надо кому-нибудь управлять!), а директор круиза и заведующая рестораном остались с нами, заняв мета во главе зала.

Что дальше? Ну, если горячее «подытожено», наступило время десерта. По такому торжественному случаю десерт подавался особый: мороженное в шоколаде, причем из шоколадной «пыли» на тарелке была выложена настоящая картина: волны, парусный фрегат, взлетающий на волнах к небу, покрытому мрачными тучами…
Разве возможно такое создать? Оказывается да!

И тут один из наших самых догадливых туристов обратился к заведующей рестораном с просьбой явить нам главного кондитера, автора всех сладких шедевров – сегодняшнего «девятого вала» и «чебоксарского» пирожного-лебедя, да и многих других. Слегка смущаясь, к нам вышла девушка в белоснежной одежде, настоящая речная нимфа, только удивительно худенькая для своей профессии. Мы все сердечно поблагодарили её за невероятные кулинарные произведения и наказали, несмотря на свои обязанности, откармливать сладостями не только туристов, но и себя не забывать.

Как и всё хорошее, «капитанский ужин» пролетел очень быстро, но масса впечатлений ещё долго «крутилась» в голове – в такт раскачиваниям судна. Дело в том, что в этот вечер поднялся нешуточный ветер, а мы как раз оказались ниже Казани (не доходя до Ульяновска), где самый крупный приток Волги – река Кама – впадает в Куйбышевское водохранилище. Как известно, в этом месте очень обширное «море», и качка бывает «почти настоящей». Наш теплоход по графику должен был идти с большей скоростью, но этому мешали «прыжки» по воде, как будто мы катались на водном мотоцикле, а не на огромном четырёхпалубном судне.

«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых паруса…»

А вот наш кораблик, в отличие от героя стихотворения Пушкина, ветром не подгонялся, а наоборот – замедлялся, поскольку ветер дул слегка «сбоку» и волны били в борт по диагонали, так что через особенно крупные «гребешки» нам приходилось переваливаться «с боку на бок».

Правда особенных неприятностей это не доставило – разве что вечернюю дискотеку пришлось отменить, иначе не ровён час и за борт могло сдуть. Ну а качку мы частично списали на действие «морского зелья», которым сегодня нас угощал капитан, во всяком случае, она не помешала спокойно заснуть после такого интересного и насыщенного волшебными событиями дня.


-9-
И снова в двух шагах от Дома

Ранним утром нас потревожил какой-то грохот – это при очередном шлюзовании теплоход довольно внушительно «приложился» бортом к стенке. Странно, до сего момента операция шлюзования проходила идеально. Видимо волны, так сильно качавшие нас всю ночь, добрались и сюда – в «каменную ловушку» – поэтому так сложно было «припарковать» покачивающийся теплоход. А может «морское зелье» накануне вечером употребляли не только гости, но и команда? :)))

После такого «шороха» мы снова заснули, но ненадолго – ожило корабельное радио и традиционная песня группы «Земляне»

«Солнце летом светит ярко,
Все ворчат, что слишком жарко,…

…Ничего не понимаю:
Я с восторгом принимаю
И жару, и дождь, и стужу:
Мне всё это очень нужно…»

известила нас о начале нового – увы, уже последнего – шестого дня круиза. Утренняя зарядка, обычно воспринимаемая нами скептически, сегодня показалась чем-то очень близким и приятным.

Ностальгия? Уже?!..

И наши попутчики – соседи по столу – стали для нас уже родными. Забавно – целой жизни не хватит, чтобы узнать человека, а почувствовать с ним душевную связь можно так быстро…

За окном проплывают Жигулёвские горы. Наша гордость – Национальный парк «Самарская Лука» с уникальной флорой и фауной, которой нет больше нигде на планете (!!!) в этом году чуть не выгорел целиком… На протяжении почти недели его тушили два итальянских самолёта-амфибии, а потом пролетали и над нашим домом, держа курс в сторону лесного массива на северо-западе, где поднимались предательские струйки сизо-чёрного дыма, и снова возвращались к Волге, «зачерпывали» воды, набирали высоту и летели обратно к лесопарку. И так целыми днями, бесконечными знойными днями…

Сегодня тоже тепло, и солнце по-прежнему светит ярко, но зноя уже не излучает – просто пригревает макушку. Мы вновь шлюзуемся, опять родной берег оказывается в шаге от нас – в прямом и переносном смысле, ведь до дома из Жигулёвска километров сорок. Но до конечной точки маршрута – Самарского порта – ещё есть пространство-время, и нам пора собирать свои пожитки.

Во время этой нехитрой операции директор нашего круиза – как всегда перед остановкой в интересных местах – по радио рассказывала об истории самарского края, о людях, её творивших. Очень многого мы не знали, а ряд вещей вообще считали прямо противоположными…

Тем временем «Александра Пушкин» шёл уже непосредственно вдоль берега Самары. «В длину» город имеет очень большую протяжённость, и если вы решитесь на обзорную экскурсию, то первую её часть совершать лучше именно с воды. Отсюда ярко видны выделяющиеся архитектурные постройки и зелёную шаль деревьев, в которую так уютно закутана Самара.

Из-за ночной качки и вынужденного сбавления хода мы слегка опаздываем с прибытием. Но это даёт нам дополнительную возможность взирать на красоты областного города с самой, может быть, выгодной точки. И мы стоим на палубе, смотрим и пытаемся запомнить этот вид, очень хочется запечатлеть и сохранить в памяти то, что «в обычной жизни» можно увидеть, только отвлёкшись от каждодневной пустой суеты. А это почему-то бывает так трудно сделать...

Но вот уже наш «собрат»-теплоход, идущей спереди делает в развороте широкую петлю и величаво подходит к причалу. Наша очередь: пространство неторопливо описывает полкруга и вот уже наш правый борт приближается к левому берегу – нет, что вы, никакой путаницы, просто мы развернулись носом вверх по течению, а «право-лево» у реки и «у руки» совпадают, только когда стоишь «носом» вниз по течению…

Такие вот любопытные мысли роились в голове, когда мы протискивались на первую палубу, а большой GPS-навигатор на «ресепшене» показывал приближение к исходной точке маршрута. На берегу уже волнуется толпа встречающих, а наши «родные» теперь уже омоновцы распахивают двери и спускают на берег трап – да, да, не какую-то там деревянную «сходню», а настоящий трап, с перилами и ступеньками-ребрышками.

«Вот я и дома» – сказал Сэмуайз Гэмджи, вернувшись из гавани после отплытия Фродо за Море. Наш «Александр Пушкин» сегодня тоже возьмёт новых «фродо» в увлекательное турне вверх по Волге и обратно. А вот мы, в отличие от Сэма, ещё не дома. Поэтому по высокой лестнице поднимаемся в порт и идём, слегка удивляясь лёгкому «шатанию земли» (за шесть дней, оказывается, привыкли к незаметной качке). Мы идём на стоянку, где нас с нетерпением уже ожидает водитель Марина на своём белоснежном такси.


***

Наш путь домой тянулся сквозь улочки «старой Самары», в которых мы с удивлением узнавали черты «городов N», мчался по широким магистралям, похожим на транспортные артерии крупных волжских городов, летел через пожелтевшие от жары загородные равнины, отличающиеся от водных просторов только своим цветом и твёрдостью.

Откуда здесь то, что мы видели за многие километры похода?

Всё очень просто, ведь «этого» не существует: его мы привносим с собой в незнакомые места, его же открываем в знакомых. Порой мы ищем то, что находится не где-то далеко, а прямо у нас «под носом». И остаётся только увидеть это. Но как?
Ответ на этот вопрос мы обязательно найдём – в следующих путешествиях.



© Владимир Баринов
Тольятти, 2011 год