Л И К Б Е З П Р О Ш Е Л С Т О Р О Н О Й
О п р е д е л е н и е :
Анекдоты не сочиняют, они рождаются действительностью
А н е к д о т :
Директор поручает секретарше напечатать объявление о том, что совещание состоится во вторник. Секретарша, уходя, уточняет: как пишется - “вторник” или “вторнек”? Директор подумал и посоветовал ей посмотреть в словаре. Через некоторое время она приходит: «Товарищ директор, я в словаре на букву “Ф” все посмотрела и не нашла». Директор опять подумал и сказал: «Пишите, что совещание будет в среду».
Э П И З О Д .
Грамотность. В нашей семье грамотность была наравне с лозунгом «Чистота – залог здоровья». Мы «добывали» грамотность в общении ежедневно, ежечасно. Это была увлекательная игра – уловить не правильное ударение в словах, не литературный оборот речи, заглянуть в словари для уточнения понятия и толкования того или иного слова. Семейным увлечением были игры в слова, разгадывание кроссвордов, сочинение шарад, стихотворных буриме. Упражнением на грамотность было – встретить ошибку или опечатку в газете и предложить найти ее другому. А мой отец, бывало, услышит по радио изъян в произношении диктора, садится за письмо и отсылает его в радиокомитет с наилучшими пожеланиями. Для нас с сестрой эти игры способствовали достижению высоких оценок по родному языку и литературе в школьные годы.
Э П И З О Д .
Был такой случай: пришла в класс новая учительница русского языка, вызывает меня и предлагает рассказать какое-то правило. Я ответил, что не знаю его. Мне грозит «двойка». «Не ставьте ему двойку, - кричат с мест ребята", - он у нас не делает ошибок».
А к десятому классу я оставался с преподавателем литературы после уроков, и мы поровну делили трудную работу по проверке сочинений двух классов. Только оценки она выставляла из своих соображений.
Э П И З О Д .
Одно дело – оценивать грамотность учеников школы, другое – быть свидетелем «грамотности», то есть неграмотности, отдельных личностей, деятельность которых предполагала во всех отношениях служить для нас образцом. Сколько у нас авторитетных персон, включая учителей, которые еще «хочут» и «ложат»! Не забуду свою учительницу, которая выставила меня из класса за то, что я неоднократно повторял за ней слово «сантиметры» с правильным ударением. И директора школы не забуду, который не любил меня за то, что я спросил, как понимать его указание – «реставрировать все дыры в заборе».
Э П И З О Д .
Запомнились «шедевры грамотности», выставленные в форме объявлений. Вот – несколько из их ряда:
«Вход для ограниченных людей» (служебный вход),
«Гражданкам с узким горлышком керосин не отпускаем» (в керосиновой лавке),
«Сдается квартира вместе с хозяйкой, смотреть в любое время» (на заборе),
«Сдается пол дома вместе с хозяйкой» (имеется в виду половина),
«Абест» (знак со стрелкой для объезда ремонтируемой дороги),
«Берегись авто-ля» (дорожный знак в Одессе),
«Это случилось в Нюйерке» (афиша кинофильма),
«Приступник седит на стадиони Уебли» (афиша кинофильма в сельской местности).
Э П И З О Д .
А вот рассказ моего отца, кадрового офицера. В военное училище прибыла инспекция. В вестибюле генерал-инспектор прочитал надпись на зеркале, выполненную воском – «Заправься!». «Почему с мягким знаком? – удивился генерал, -- исправить!». Прибежали, как всегда, к моему отцу на кафедру за авторитетным ответом. Ответ не совпал с командой старшего по званию и по положению. Через некоторое время генерал спросил: «исправили?». Начальник училища ответил, что уже стерли и послали за художником. В мирной обстановке выручила боевая смекалка участника отгремевшей войны.
Р е з ю м е :
Сколько таких «исправлений» в правописание и правила произношения вносили «генералы наших карьеров»! Не любили наши «генералы» «шибко грамотного» подчиненного, который «книжек начитался», «законы знает», да еще «в шляпе и очках». Кадры подбирали такие, чтобы «от сохи», чтобы которые «университетов не кончали».
Долго держали эту позицию персонажи анекдотов. Позицию сдали, а вот грамотность еще не в цене.