Владимир Емельянов

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

20 июня 1911 - 2 июля 1975 года. Народный артист РСФСР (1972).

Не очень корректно и очень несправедливо корить актера Емельянова в железобетонной непоколебимости его комиссаров, командиров, начальников и директоров, будь то великолепный Кондратьев из «Бессмертного гарнизона» (о подвиге героев Бреста) или яркий Феликс Дзержинский в «Вихрях враждебных»… Это же укор человеку, которому и без того выпало несправедливое: оживлять мертвые манекены/муляжи, очеловечивать ходульные дули «примерного» парт-аппарата и комсостава той жизни. И делал он это белстяще, тем более, что хороших людей и в верхах хватало: не банкиры, рейдеры и реэкетиры тон задавали. Да один его Антон Семенович Макаренко ("Флаги на башнях" и др.), давно признанный эталонным, размывает этот узенький штампик…
 
А грандиозная психологическая выверка воровского «Папаши» из «Дела пестрых» - это что? А, не знали. Не узнали? То он же, вечный «комиссар Емельянов». А если повнимательней отнестись к фильмографии, - да тут целый развод «негатива и отрицаловки». Офицер абвера («Повесть о чекисте»), немецкий вице-адмирал («Их знали только в лицо»), гестаповец («Водил поезда машинист»), немецкий шпион, шеф полиции…

И фантастический был вираж («Планета бурь») и комедийный опыт: «Когда казаки плачут». И «шекспировский ангажемент» от самого Козинцева – «Король Лир» (граф Кент). И горьковские приказчики («Егор Булычев и другие»), и сам Алексей Максимович («Аппассионата»).

Ни кто иной, как Владимир Емельянов создал образ одного из самых сильных, убедительных и благородных морских офицеров - вице-адмирал императорского флота Железнов ("Капитан первого ранга" по Новикову-Пррибою).

Лично мне так шибко запомнился его импозантный и убедительнейший  начальник Самарской губЧК в захватывающем теле-сериале "Тревожные ночи в Самаре" (1970, 3 серии) о том, как обезвреживали банду неуловимого бандита-аристократа Серого в начале 1920-х (НЭП). Персонаж Владимира Николаевича, как всегда строг, немногословен, флегматичен, но воспитателен (чуть-чуть Макаренко), зверски умен и проницателен.

У героев Емельянова взгляд-рентген. Таких положительно магнетизирующих экстрасенсов в кино крайне мало!