Галопом по Европе

Леонид Терентьев
Из дневника туриста



 

8 июня. Лечу в Лондон. Мой дядя, угнанный в годы войны в Германию, затем оказался в Англии, женился на ирландке, а после его смерти семья перебралась в Северную Ирландию.
   В Москве дождь, холодно. Волнуюсь. ТУ-154 набирает высоту — и через три часа я в столице Соединенного Королевства.
   Легенда о лондонских туманах не подтверждается. Очень жарко. Двадцать минут спустя я в «Боинге-737» авиакомпании «Бритиш мидлайнз». Поражает количество бортпроводников и стюардесс, быстрота и качество обслуживания. Самолет еще не набрал высоту, а они уже разносят еду. Кстати, спиртные напитки в российском  самолете надо оплачивать в валюте, а здесь — бесплатно в любом количестве. Взял рюмку виски и банку пива.
 В Белфасте меня встретили две кузины — я их сразу узнал по фотографиям. Отличная дорога и новый «Мерседес» делают 70 километров до Лондондерри почти незаметными.
9 июня. Всюду двухэтажные аккуратные домики с крошечными лужайками. Для себя делаю некоторые бытовые открытия: в домах нет газа, готовят на электроплитах, отапливают каминами. Уголь привозят каждое утро, для его хранения — маленький сарайчик. В умывальнике нет смесителя — надо закрыть пробкой раковину и напустить холодной и горячей воды из двух кранов.
   В Лондондерри, портовом городе на берегу Атлантического океана, около 350 тысяч жителей. Общественного транспорта почти нет, люди ездят  на личных автомобилях или в такси.
   Вечером идем в пивбар. Много людей самого разного возраста. Выбор закусок большой, одного пива — 30 наименований. Поразило умение веселиться: люди поют, танцуют, пьяных почти нет, скандалов и «выяснения отношений» не бывает. Приятны радушие и доброжелательность ирландцев. Когда они узнали, что я с Украины, стремились поговорить, угощали, дарили сувениры. Понял, как мне не хватает знания английского  языка.
10 июня. Ирландцы, как шотландцы и уэльсцы, коренные жители Британских островов, в отличие от германских племен англосаксов, пришедших в Англию в пятом—седьмом веках, говорят по-английски. Здесь только теперь идет постепенное возрождение ирландского языка.
   Ирландия обрела независимость в 1949 году, но Северная часть острова, Ольстер, осталась в составе Соединенного Королевства. Ирландцы, в основном католики,  желают объединения с Ирландией. Протестанты, наоборот, не хотят выходить из состава Великобритании. Крупные стычки между ними происходили в семидесятых годах. Сейчас стычек не бывает, но на улицах постоянно патрулируют английские военные. Большая часть населения, как я понял, относится к ним без восторга.
11 июня. Едем отдыхать на берег Атлантического океана. Погода на редкость хорошая. Кстати, здесь очень ветрено, за день погода может меняться раз десять. Когда пасмурно — довольно прохладно.
  Вода тоже прохладная, но надо же искупаться в океане! Рядом с пляжем — пирс, с рыболовецких судов больших крабов и рыбу разгружают прямо в автомобильные рефрижераторы. Заходим в кафе. Узнав, откуда я, официантка улыбается и приносит презент — пиво и футболку с фирменным знаком   заведения.   Приятно.
   Во время еды здесь не пьют, только под конец на столе выстраиваются  батареи всевозможных напитков без закуски.
12 июня. Едем в курортный город Банкрану. Это в Ирландии, так что надо пересекать границу. Медленно въезжаем в ворота, с обеих сторон — стенки из мешков с песком. Ни колючей проволоки, ни других атрибутов границы. Машины останавливают очень редко, водители предъявляют удостоверения, пассажиры — вообще ничего. Побыли на берегу океана, обедали в китайском ресторанчике. В Ирландии своя валюта — ирландские фунты. Проблем с обменом  нет. К сожалению, ни рубли, ни украинские деньги не меняют, даже по курсу нашего  черного рынка.
14 июня. Мы в музее быта ирландцев под открытым небом. Дома в натуральную величину, служащие — в костюмах XVIII века. На память фотографируемся.

7 июля. Уже месяц, как я здесь. Спасибо, ирландцы, за добросердечие, я много узнал, много увидел. До свидания, Ольстер!
  Контроль в аэропорту Белфаста строгий, полиция обыскивает каждого и с помощью электроники, и вручную. 1 час 10 минут — и я снова в Лондоне.
9 июля. Понравились Гайд-парк, часы Биг-Бен. Наблюдал за сменой караула возле королевского дворца. На удивление много негров, индусов и пакистанцев. На улицах наперебой кричат торговцы, предлагающие свой товар. Поражает обилие самых экзотичных недорогих фруктов и овощей.
   Взял билет в Германию, в Кёльн.
14 июля. По Рейну величественно плывут баржи, больше с углем. А вот знаменитый Кёльнский собор, жемчужина средневекового зодчества. На улицах очень чисто и опрятно.      
   Остановился     в недорогой, но уютной гостинице рядом с вокзалом. В витринах магазинов удивительно много колбас — на Британских островах она не столь популярна.
15 июля. Днем выехал в Берлин. Поезд идет быстро. Проезжаю Дюссельдорф, Эссен, Ганновер — всюду порядок и чистота. Бывшая Восточная Германия чувствуется сразу — будто уже дома. Поезд замедляет ход, подолгу стоит. Появляются многоэтажки, вдоль дорог валяются сломанные тракторы. Но всюду строительство -дорог, зданий, городов. В Берлине устраиваюсь ночевать под кустом какого-то пахучего тропического растения.   Холодно.
17 июля. Много эшелонов советской бронетехники — войска покидают Германию. Беседовал с русскими офицерами и их женами — они в растерянности, боятся своего будущего. Я — грязный и небритый, полиция уже проверяла документы. Взял билет в Познань — это уже Польша. Очень хочу спать, все надоело.
18 июля. Перемышль. Устал, ничего не привлекает — домой скорее бы! За билетами огромная очередь — не пробиться. В рейсовом автобусе проезжаю десять километров. Вот она, самая неприступная в мире граница, многорядно огражденная колючей проволокой, контрольными полосами и сторожевыми вышками. Для прохождения формальностей я потратил здесь впятеро больше времени, чем на переход всех остальных границ. С туристами на их автобусе попадаю во Львов. Я — на Родине!

Олег ЧЕРВАК, инженер-механик.

  Подготовил к печати Л. ТЕРЕНТЬЕВ.

1993 г.