ЕГЭ

Татьяна Черепова
"Какая гадость эта ваша заливная рыба" Всем людям, причастным к школе, с самого начала было понятно, что ЕГЭ - это разрушение школьной системы. Не реформация, а именно уничтожение всего хорошего, что в ней было. Шестидесятники внесли в народное образование новый мощный посыл. И если общество постепенно в брежневскую эпоху близилось к застою, то школа процветала. Самыми образованными, уважаемыми, хорошо со вкусом одетыми были учителя. Редко какой хулиган мог позволить нецензурную брань вне школы при учителе.Сегодня педагогов в современном обществе не уважает никто: нищета, низкая зарплата, униженное состояние, вечное ощущение непонятно какой вины... Помню, как мои учителя в 75 году противились новым учебникам по математике, писали в министерство письма. "Если сегодня каждый умеющий хорошо читать и считать ученик легко усваивает  и  алгебру, и  геометрию, то при новой интерпретации материала математику будут понимать единицы." Мне эти высказывания казались смешными, просто мои учителя стареют и противятся нововведениям. Как любила говорить моя мама, вверху умнее нас, раз они туда попали. Через 10 лет я вернулась в школу учителем и с ужасом обнаружила, что математикой овладевают единицы, а уж с русским вообще кошмар. Да и как можно усвоить, запомнить правило: после ж, ш, ч, щ не пиши ы, я, а пиши и, а. разве этот бред можно понять или сравнить с нашим любимым правилом: жи, ши пишутся с буквой И, ча, ща пишутся с буквой А. Разница огромного размера.
 Попала я в школу на гребне новой реформы. Кроме вопроса о повышении зарплаты учителям проект реформы предполагал прилив кадров из народа: учёные, журналисты, художники, мастера, спортсмены и т.д. Я была журналистом, а по образованию филологом. Вопрос был поднят широко. Учёные просчитали, что один человек в состоянии научить не больше 15 человек при нагрузке не более 15 часов. С этим я согласна на все 100 процентов. Учитель имел возможность разработать свою программу. Свобод намечалось много, обсуждала вся страна, идей было пруд пруди. Но в нашей стране побеждает только дурь. Из всех предложений утвердилось только прыгание из 3 класса в 5. Всё остальное повисло в воздухе.
 Я пришла в школу со своей программой по литературе и ушла из неё, когда новый директор запретил мне преподавать по этой программе. Поразил меня за 15 лет преподавания в старших классах тот факт, что темы сочинений придумывались без всякого учёта программы.
Например: на изучение творчества Фета и Тютчева отводилось в программе всего 1 час. А тема сочинения: "Элегия в творчестве Ф.Тютчева" Не слабо? На изучение жанров, начиная с 6 класса, не более 10 часов. Мало какой учитель напишет сочинение по этой теме на 5. А если на эти темы выпадает медосмотр или карантин, или субботник, или дежурство по школе, то темы уходят на самостоятельное изучение, часы все просчитаны, их взять негде.
 Я никогда не понимала и не понимаю до сих пор, что это была за инквизиция? Есть программа, есть часы, учитель под страхом увольнения не имеет права нарушать святая святых. В какой-то момент Министерство народного образования потеряло почву под ногами и взлетело, чтобы ужалить, унизить, любым способом обидеть учителя. Началась погоня за медалистами. Где-то кого-то сажают, арестовывают за то, что помог медалисту написать сочинение. Такое впечатление, что быдло решило уничтожить золотые ростки нации.
 Какой-то умный человек придумал награждать медалями тех, кто 10 лет учился на пятёрки, а это, поверьте, очень сложно. Честь ему и хвала. До сих пор не могу понять, почему детей, которые протирали локти за партами, в поте лица постигая науки, в конце школьного пути нужно гнобить и преследовать, на мой взгляд, медали должны выдаваться золотые, если ребёнок  имел в течение 10 лет в четвертях и полугодиях только 5. Медалистов вообще можно было бы освободить от экзаменов в школе, выдать аттестаты и медали в день последнего звонка и пусть готовятся к поступлению в вузы. Это же цвет нации, почему бы им не создать благоприятные условия? Заслужили ведь... пусть их и экзаменуют потом хоть через ЕГЭ, хоть любым другим способом, но уже на пути в вузы.
 Я пришла работать в школу, где было 11 пятых классов. Что мне понравилось, это то, что классы были сформированы по умственным способностям детей. Понятно, что приблизительно, дети растут, их интересы меняются так же, как и способности. Так вот из 11 классов только в двух ( по 24 человека) учились отличники и хорошисты, в 2х - хорошисты и троечники, в остальных - троечники и двоечники (по 30 человек). Сложилась такая практика, что со справками учеников выпускать нельзя - позор школе. А уж по сегодняшней системе оплаты - вместо зарплаты получишь милостыню. Меня интересует такой вопрос: почему учитель, подготовивший олимпиадника, должен получать достойную зарплату, а учитель, который в течение 45 минут удерживает в классе 30 буйных подростков,- копейки?
Учить там некого, задача - удержать любым способом, чтобы они не поубивали друг друга и не изнасиловали никого. И в излишней сексуальности дети не виноваты. Старые импотенты и педерасты, от которых зависит телевидение и кинопродукция, круглыми сутками крутят порнофильмы по всем каналам, а 12летние акселераты жадно выискивают и высматривают всё, что связано с насилием и сексом, а потом не в состоянии справиться с той энергией, которая переполняет тела, в то время, как интеллект колеблется на нуле. Что им ЕГЭ, им море по колено. Люди, которые лобировали псевдореформу сегодняшнего дня, вряд ли подозревают, что 70 процентов учеников старших классов читают по слогам, с трудом складывают десятки. Ржут на экзаменах и ставят галочки от фонаря.
В наше время двоечники хотя бы списывали - это тоже процесс обучения. После того, как придумали кабинетную систему и у детей отняли их родные классы,  уже никто не списывает, никто просто ничего не делает, сегодня требуется особое мастерство, сила характера и ещё много разных черт, чтобы заставить этих учеников хоть что-то делать на уроках, про домашнее задание здесь говорить бесполезно. На уроке усваивается в принципе только процентов 30 информации, тему ученик осваивает в основном в ходе домашней подготовки.
Вот и доходят дебилушки до 11 класса с навыками второклассника. Получается, что Единый Государственный экзамен - это инквизиция для умных, но скоро и этих станет мало.
Сегодня никто никого не в состоянии учить, урок строится таким образом, чтобы натаскать ученика на ЕГЭ. Если я со своими учениками проводила викторины, Литературные гостиные, самостоятельные уроки, когда дети становились учителями, то сегодня такое просто невозможно. Перед собой я ставила одну главную задачу - приобщить детей к великой литературе, научить их не просто читать, но видеть между строк эпоху, философию, красоту. Меньше всего меня интересовала элегия. Тут важно показать, донести до каждого, что такое в принципе поэзия и каким поэтом был Тютчев, чем его творчество отличалось от творчества Фета, Пушкина, Блока и т.д.? Теория литературы важна только в том случае, если ученик прочитал произведение и хочет разобраться в мастерской писателя. Да только читают единицы. Основная часть учеников с трудом разбирается в веках и с трудом запоминает фамилии Пушкина, Лермонтова, Блока, какая там метафора, эклога и вся прочая литературоведческая изысканность. Не школьное это дело. Это темы факультативов.
Сколько всего ненужного и в школьных, и в институтских программах известно всем. Нам в университете читали советское право, всякую лабуду, а конкретно никто не рассказал, какие права у молодого специалиста, какие законы, чтобы бороться с несправедливостью?
Реальные знания: как посадить сад, построить дом, написать письмо любимой, зачать правильно и родить ребёнка, как построить настоящую семью и т.д. - этому не учит никто и нигде. Вот по жизненным вопросам проводили бы ЕГЭ - совсем другой спрос. Мальчики сегодня не умеют вообще ничего в плане починить, прибить, отремонтировать, ведь вместо трудов - физкультура и информатика.
Беда коль сапоги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. ЕГЭ придумали преподаватели высших учебных заведений, заботясь лишь о том, чтобы уничтожить институт репетиторов, а зачем? Почему яму копать - это работа, а подготовить ученика в вуз - мошенничество? Да пусть люди зарабатывают, как умеют, если государство не в состоянии обеспечить своих граждан. Из-за этой мелкой причины рушится стена одного из лучших строений 20 века - народного образования. Люди, приводяющие реформу в действие, даже не понимают глубины проблемы, они настолько далеки от школы, что  ведут себя как свинья под дубом.