Действия КСФ по обеспечению доставки союзных грузо

Петр Чванов
Действия Краснознаменного Северного флота по обеспечению
         доставки союзных грузов  в Мурманск и Архангельск

Семидесятилетию со дня начала Великой Отечественной
  войны  посвящается

  Шел  четвертый месяц Великой Отечественной войны. Гитлеровские войска армий группы «Центр» рвались к Москве.  Группа армий «Север» пыталась замкнуть кольцо окружения вокруг Ленинграда, группа Армий «ЮГ» пыталась блокировать в своих базах Черноморский флот, а армия «Норвегия», в состав которой входили 2 немецких дивизии  и одна финская,  стремилась отрезать Кольский полуостров от центральных районов  нашей страны и оккупировать Карелию. В поддержку армии Норвегия придавались более 200  самолетов штурмовиков и истребителей и 100 транспортных самолетов, которые базировались на аэродромах Норвегии.
Государственную границу СССР от Баренцева моря до Кандалакши  протяженностью более 300 км прикрывала 14 армия Ленинградского военного округа в составе 2 дивизий. Её правое крыло и Северное побережье прикрывали силы Северного флота. Береговая оборона СФ располагала 14 береговыми батареями  от 100 до 180 мм.  ВВС СФ располагали 118 самолетами, в том числе, 49 истребителями. И армия и флот нуждались в продовольствии и вооружении.
 По условиям договоренности, достигнутой на Московской конференции(29 09. - 1.10 1941 г.) Великобритания и США обязались оказывать СССР помощь вооружением и стратегическими материалами.
Вступление в войну Италии, Румынии и Финляндии на стороне фашистской Германии доставка этих грузов через порты Балтийского и Черного морей стала невозможной. Оставалось три направления: Север, Дальний Восток и Иран. Самым коротким путём для доставки этих грузов  из союзных портов  был Север,  т. е. через Баренцево, Норвежское и Гренландское моря. Переход судов между советскими портами и портами Великобритании занимал всего 10-14 суток. По этой трассе за годы Великой Отечественной войны в обеих направлениях прошли 1464 транспортных судна в 77 конвоях * КОН и 41 судно самостоятельно.
Пунктами формирования КОН были Лох-Ю и Скапа-Флоу в Великобритании; Рейкъявик и залив Хваль-Фиорд  в Исландии.
Пунктами разгрузки транспортов  были Архангельск, Северодвинск и чуть позже Мурманск.
Из-за меняющейся ледовой обстановки маршруты переходов конвоев проходили летом в 100 милях севернее о. Медвежий, а зимой в 50 милях южнее его. На протяжении всего пути перехода КОН не было ни одного порта, куда бы ТРТР могли зайти для ремонта либо укрыться от шторма.
Движение КОН проходило в зоне интенсивной деятельности немецких ПЛ и НК., а также ВВС противника, базировавшихся на аэродромах Норвегии, что позволяло им во время обнаружить и преследовать КОН почти на всём протяжении пути перехода.
КОН состояли из 10-40 судов, водоизмещением  не менее 10 тыс. тонн каждое  и скоростью хода не менее 10 узлов. Охранение КОН на переходе морем осуществлялось до 30 градусов  восточной долготы кораблями союзников, а при пересечении этой долготы охранение усиливалось советскими надводными кораблями и подводными лодками и небольшим количеством патрульной авиации. Для охраны каждого КОН англичане выделяли 1 КРЛ, 2-3 ЭМ и 10-15 СКР. За 30 меридианом к ним присоединялись 2-3 ЭМ  СФ и они прикрывались пикирующими бомбардировщиками ПЕ-2 иногда для прикрытия использовались самолеты дальней авиации  торпедоносцы ИЛ-4. Защищая внешние морские сообщения, они часто наносили удары по аэродромам противника.
За 1-2 суток до подхода КОН к Кольскому заливу, горлу Белого моря и Архангельску корабли и самолеты СФ осуществляли поиск и уничтожение ПЛ противника, которые представляли наибольшую угрозу для кораблей охранения и судов КОН.
Немецкое командование, рассчитывая на молниеносную победу, в 1941 году не предпринимало никаких действий против союзных конвоев, но в 1942 году отозвало свои ПЛ из Атлантики и нацелило их на активную деятельность у берегов Норвегии и в Баренцевом море.  Возросшая активность противника в 1942 году заставила союзников и командование СФ усилить охрану КОН. Так со стороны союзников стали выделяться дополнительно 1-2 линкора и авианосец, которые составляли дальнее охранение. Командование СФ получило пополнение своих ВВС и несколько средних ПЛ, что позволило улучшить воздушное прикрытие КОН и по возможности блокировать выход НК и ПЛ противника с пунктов базирования.  У выхода из Норвежских фиордов как правило находились позиции наших ПЛ. Не смотря на принятые меры конвои несли значительные потери. Так КОН  РQ-16 потерял в англо-американской зоне 7 ТР, а РQ-17 был почти полностью уничтожен.
КОН  PQ-17 вышел их залива Хваль-фиорда (Исландия)27 июня 1942 г. Он состоял из 34 ТР союзников и 3 Спасательных судов. КОН двигался  строем фронта отрядом в 9 кильватерных колонн в охранении 6 ЭМ, 4 Корветов, 2 ПЛ и 2 кораблей ПВО, и 7 ТЩ. В составе КОН находилось 2 советских судна ( ТР «Донбасс»  и танкер «Азербайджан») В составе ближнего хранения находились 4 КРЛ, и 3 ЭМ, в составе дальнего прикрытия – 2 линкора, 2 КРЛ, один АВ  и 14 ЭМ. Кроме этих сил с северной стороны Норвежского побережья было развернуто 4 ПЛ СФ и 9 английских ПЛ. Артиллерия ТР ТР насчитывала 66 стволов различного калибра, 6 ракетных установок и 207 пулемётов. Над КОН было поднято13 аэростатов. Слабым звеном в обороне КОН было отсутствие воздушного прикрытия, так как авианосец следовал в слишком большом удалении.
Первая атака конвоя была произведена немецкими ПЛ и авиацией 2 июля 1942 г. Она оказалась безрезультатной. Немецко-фашистское командование 2 июля выслало в море  на перехват КОН эскадру НК.  4 июля немцы предприняли новую атаку. В результате массированного налета немецких самолетов – торпедоносцев КОН потерял три ТР.
  Получив донесение о выходе немецкой эскадры при подходе КОН к о. Медвежий оба отряда прикрытия повернули на запад, не уведомив об этом командование СФ. Британское адмиралтейство дало команду КОН  рассредоточиться и следовать в русские порты. Кроме того 6  ЭМ эскорта были отозваны для усилении охраны авианосца. Конвой оказался без прикрытия с воздуха, задолго до подхода кораблей СФ. До места встречи  кораблей охранения СФ  с союзническим КОН было более 300 км.
Из 39 судов КОН 24  судна были выведены из строя и уничтожены. При этом 11 судов были только повреждены, но экипажи союзнических судов перешли на борт других судов и их транспорта были расстреляны кораблями эскорта. Только советские суда, будучи серьезно повреждены, упорно продолжали свой поход к советским берегам, отражая атаки немецкой авиации и ТР «Донбасс» и танкер «Азербайджан» самостоятельно дотянули до Мурманска.
Правящие круги США и Великобритании всячески тормозили выполнение своего союзнического долга. Летом1942 года, ссылаясь на большие потери при переходе в дневное время, они полностью прекратили отправку КОН. в советские порты. Особенно длительным был перерыв после потерь понесенных КОН  РQ- 17 и  РQ-18 (сентябрь 1942г.).
Всего за эти два года Северным морским путем  было проведено 77 КОН, в состав  которых  вошло 1464 ТР  и 46 ТР прошли самостоятельно.
Несмотря на значительные потери объём перевозок  за 1041-1942гг. составил:
Импорт- 975 тыс. тонн.
Экспорт- 511 тыс. тонн.
Это сыграло немаловажную роль в обороне нашего Севера, хотя общий объем оружия, продовольствия и технических средств, составил всего 4% от общей потребности Советских Вооруженных Сил.

АВ - авионосец
*ВВС – военно-воздушные силы.
*КОН – конвой  -  группа транспортных судов, идущих в строю, под конвоем боевых кораблей или без него.
*КРЛ – легкий крейсер.
*НК – надводный корабль.
* ПЛ – подводная лодка
*СФ – Северный флот
*ТР - Транспорт
*ЭМ – эскадренный миноносец