В Парке Антона Рагозина

София Павлова
http://www.proza.ru/2011/06/13/1270


  Маша Р. перепечатала неоконченный рассказ Антоши из тетрадки .

Он писал летом, собирался подготовить несколько вещей для публикации .
Поэтому я считаю " В парке " поздним сочинением Антона. Как и незаконченная Поэма "Путана и Поэт ".

Стиль Антона виден сразу - безупречные конструкции, никакого лингвистического балласта , выверенная эмоциональная нагрузка .

Рассказ выстроен, как киносценарий - неторопливое движение камеры - промокшая от длинной осени природа :

"..впитали в кожу и волосы ее скучные дожди."

И радость белого - фетиш Антоши :

"И вдруг, на второй неделе декабря, выпал снег."

В этом "И вдруг ,..." - его завязка - экспозиция.

Только в белом окружении Антоша любит всех и всё - своего незамысловатого героя Олега :

"Он был спокойный и нечестолюбивый человек. Нигде не учился после школы, ушел в армию, а вернувшись, устроился работать охранником."

Такой нежной отстранённости я ещё не встречала в Рагозинских миниатюрах. Его герои были страдающими, рефлексирующими, непонятыми, слегка эгоцентричными - но никогда "нечестолюбивыми " .

Что случилось с амбициями героев ?

Его проза была автобиграфична- даже его сказки и фантазии .
Герой Антона был болен, обречён, сексуален и яростен, всепрощающий и гневный .

Олег заикается. Дефект речи , хорошо мне знакомый . Как и стыд от снисхождения :

"А Олег заикался. Это мешало ему заводить друзей, а позже – знакомиться с девушками. В школе учителя из жалости ставили четверки за письменные ответы. Вообще-то он далеко не глупый, говорила математичка. Квадратные уравнения как семечки щелкает."

Удивительное сопереживание Антона в том, что он не стал развивать тему детской травмы, как в " Чёрных коридорах ".

Николаев СПОКОЙНО пережил годы унижений, достойно отшагал положенное, выполнил долг - и вернулся. В осиротевший дом - но и здесь нет трагических нот .

Мы знаем судьбу Антона .
Лишённый родительской ласки, более того, отторгнутый, непонятый и претерпевший грубое физическое насилие, он трансформирует ЖЕЛАЕМОЕ будущее для себя ?

Заикающийся, но удовлетворённый одиночеством, которое не угнетает .
Собака Альма , о которой он говорит с отцовской теплотой - не материнской, а мужской заботой :

"Всю осень она потребляла чертово количество костей, хлеба и вареных потрохов. Николаев прошел к будке, подумав, что его следы будут первыми на всей улице. Альма лениво понюхала корм, есть не стала.
Сегодня ощенится, подумал Николаев, погладил Альму меж ушей и выглянул за калитку."

"Чёртово количество костей" - какой любящий тон здесь .

"- Альма, снег выпал! – сказал Олег. – Вот родишь, поведу тебя в парк по снегу бегать…
Когда он говорил с близкими – с собакой (а прежде – с мамой и отцом), заикание пропадало.."

Заикание только с чужими - а близких Олегу не хочется.


Парк - его друг.

"Отсюда хорошо виден заснеженный парк. Зима – это так приятно, думал Николаев. Особенно после долгой осени.
Николаев работал сутки через трое. В свободные дни он сидел у окна. Пил чай, читал и наблюдал жизнь парка."

Эпическая неторопливость, сосредоточенное внимание, знание имён и повадок гостей парка - я думаю, что Антоша не стал бы развивать сюжет в знакомство с кем- либо .

"С кустов летели сине-белые искры…
Николаев вспомнил, что вчера еще собирался смазать петли в калитке, чтобы они не визжали противно. Взял масленку, накинул отцовский ватник. Мимо калитки – тоже в музыкалку – прошествовала Светлана Аркадьевна "

И на этом всё .

Даже без точки .

У меня была мысль предложить авторам, которым близко творчество Антона, продолжить его миниатюру .

Но перечитывая её, мне кажется, что кульминация и развязка пришлась бы на роды Альмы . Маленького нового близкого существа - с которым Олег говорил бы легко , без заикания и страха быть униженным .

Вполне вероятно, что Маша пришлёт и окончание - почерк Антона неразборчив .

Но стиль и качество его прозы и поэзии - украшение нашего Портала .