http://www.proza.ru/2011/06/13/1270
Маша Р. перепечатала неоконченный рассказ Антоши из тетрадки .
Он писал летом, собирался подготовить несколько вещей для публикации .
Поэтому я считаю " В парке " поздним сочинением Антона. Как и незаконченная Поэма "Путана и Поэт ".
Стиль Антона виден сразу - безупречные конструкции, никакого лингвистического балласта , выверенная эмоциональная нагрузка .
Рассказ выстроен, как киносценарий - неторопливое движение камеры - промокшая от длинной осени природа :
"..впитали в кожу и волосы ее скучные дожди."
И радость белого - фетиш Антоши :
"И вдруг, на второй неделе декабря, выпал снег."
В этом "И вдруг ,..." - его завязка - экспозиция.
Только в белом окружении Антоша любит всех и всё - своего незамысловатого героя Олега :
"Он был спокойный и нечестолюбивый человек. Нигде не учился после школы, ушел в армию, а вернувшись, устроился работать охранником."
Такой нежной отстранённости я ещё не встречала в Рагозинских миниатюрах. Его герои были страдающими, рефлексирующими, непонятыми, слегка эгоцентричными - но никогда "нечестолюбивыми " .
Что случилось с амбициями героев ?
Его проза была автобиграфична- даже его сказки и фантазии .
Герой Антона был болен, обречён, сексуален и яростен, всепрощающий и гневный .
Олег заикается. Дефект речи , хорошо мне знакомый . Как и стыд от снисхождения :
"А Олег заикался. Это мешало ему заводить друзей, а позже – знакомиться с девушками. В школе учителя из жалости ставили четверки за письменные ответы. Вообще-то он далеко не глупый, говорила математичка. Квадратные уравнения как семечки щелкает."
Удивительное сопереживание Антона в том, что он не стал развивать тему детской травмы, как в " Чёрных коридорах ".
Николаев СПОКОЙНО пережил годы унижений, достойно отшагал положенное, выполнил долг - и вернулся. В осиротевший дом - но и здесь нет трагических нот .
Мы знаем судьбу Антона .
Лишённый родительской ласки, более того, отторгнутый, непонятый и претерпевший грубое физическое насилие, он трансформирует ЖЕЛАЕМОЕ будущее для себя ?
Заикающийся, но удовлетворённый одиночеством, которое не угнетает .
Собака Альма , о которой он говорит с отцовской теплотой - не материнской, а мужской заботой :
"Всю осень она потребляла чертово количество костей, хлеба и вареных потрохов. Николаев прошел к будке, подумав, что его следы будут первыми на всей улице. Альма лениво понюхала корм, есть не стала.
Сегодня ощенится, подумал Николаев, погладил Альму меж ушей и выглянул за калитку."
"Чёртово количество костей" - какой любящий тон здесь .
"- Альма, снег выпал! – сказал Олег. – Вот родишь, поведу тебя в парк по снегу бегать…
Когда он говорил с близкими – с собакой (а прежде – с мамой и отцом), заикание пропадало.."
Заикание только с чужими - а близких Олегу не хочется.
Парк - его друг.
"Отсюда хорошо виден заснеженный парк. Зима – это так приятно, думал Николаев. Особенно после долгой осени.
Николаев работал сутки через трое. В свободные дни он сидел у окна. Пил чай, читал и наблюдал жизнь парка."
Эпическая неторопливость, сосредоточенное внимание, знание имён и повадок гостей парка - я думаю, что Антоша не стал бы развивать сюжет в знакомство с кем- либо .
"С кустов летели сине-белые искры…
Николаев вспомнил, что вчера еще собирался смазать петли в калитке, чтобы они не визжали противно. Взял масленку, накинул отцовский ватник. Мимо калитки – тоже в музыкалку – прошествовала Светлана Аркадьевна "
И на этом всё .
Даже без точки .
У меня была мысль предложить авторам, которым близко творчество Антона, продолжить его миниатюру .
Но перечитывая её, мне кажется, что кульминация и развязка пришлась бы на роды Альмы . Маленького нового близкого существа - с которым Олег говорил бы легко , без заикания и страха быть униженным .
Вполне вероятно, что Маша пришлёт и окончание - почерк Антона неразборчив .
Но стиль и качество его прозы и поэзии - украшение нашего Портала .