Дерево рода. 11. Замужество

Вера Нлс

11.Замужество.

                Как-то   вернулся  Олефир Иван Оксентиевич, а по уличному  - Поштарь, домой в хорошем расположении духа, что  за последние два года редко с ним случалось.  Оксана, его жена , что-то делала в огороде, а дочь Надежда возилась  у  печурки в саду ,  годовалый  внук Ванечка спал в люльке, подвешенной к ветке груши.
                Иван Оксениевич позвал женщин и сообщил : « Радость у нас! Вот и пришел на нашу улицу праздник! Быть тебе , Надежда, мужней женой, а  не презираемой покрыткой,  а сыну твоему и нашему внуку Ивану, быть отцовским сыном, а не байстрюком –безотцовщиной! Высватал я тебя и замуж пойдешь!»  Надежда вздрогнула – кто же возьмет покрытку? Убогий какой или калека, или старик , или вдовец многодетный . Как бы читая её мысли Поштарь продолжал: « Отдадим тебя не за  многодетного вдовца и не за старика, а за богатого парубка. Единственного сына у родителей  и наследника  !  Отдадим не в дальнее село к чужим людям, а здесь  на Глубокой.»  Надежда пристально посмотрела на отца – не выпивши ли он ? Что за разговоры, что за шутки? Ведь нет на Глубокой такого парубка,а Оксана крестясь спросила: « Да кто же это?»
                - А это Луки Гумы сын Иван! – ответил отец.
                -  Подкидыш? Да лет – то ему сколько? Ведь мал он ещё – подросток.
                - Не подкидыш, а единственный сын и наследник законный. Гума его сразу усыновил.  А лет ему вот шестнадцать исполнилось. Гума решил женить его. -  Объяснил Проштарь.
                - Да что же его так рано женить хотят? – спроосила Оксана и тихо добавила  -  Слышала я, что он вспыльчив очень….
                -Видно пора пришла, вот и хотят женить, слава Богу! Надежду нашу берут – с нажимом ответил Поштарь. – Иди- ка ты Надежда к копанке, да корову напои, а мы тут с матерью поговорим-обсудим.Надежда пошла вниз, к выкопанному пруду, а  Иван Оксентиевич с Оксаной принялись что-то горячо обсуждать.
                Надежда шла и  всё думала и не могла собрать мысли в кучу.  Они, мысли эти, носились как угорелые в голове , сталкивались, рассыпались,  обрывались. Вспоминала Надежда давнишнюю новость, рассказанную отцом, когда ей было лет восемь : «   Гумам кто-то ребенка подбросил– мальчика,  Ванюшкой зовут…»
                То возникал в памяти образ Ивана Гумы – Надежда его видела два года назад, когда они  с  матерью Оксаной у Гумы вязали пшеницу в снопы. Иван  и Лука работали на конной косилке. Иван тогда был действительно мальчишкой – худой, не высокий. Может,  подрос и возмужал? Затем мысль перескакивала на Луку – отец  его уважал. Грамотный человек и хутор ведет грамотно, по науке – книги и газеты выписывает с губернии – говорил отец.
                Вспоминала Марту. Часто отец привозил от неё угощение – самые первые огурцы, арбузы, молочная кукуруза на пшенку, были у Марты. Она угощала Поштаря, когда он привозил почту. Потом снова думала Надежда о Иване – соседские девушки ингда забегали к Поштарям и рассказывали новости Надежде. Слышала она от них, что пошел Иван Гума на улицу летом и на вечорницы осенью, но никто  из девушек не  захотел с ним быть в паре. Очень уж  некрасив, угрюм и вспыльчив оказался Иван.Вспомнила и новости о Гавриле. После освобождения он пристал в приймы к Лайлихе Марии…
                Потом снова мысли перескочили на хутор Гумы.  Умерла Марья – сестра Луки. Люди говорили – дармовая работница. Всю черную работу делела по дому Марья, хоть и не в себе была с рождения. Наверно Марте новая работница нужна, ну что же , работы я не боюсь – думала Надежда. А как же Ванечка, сынок её? Признают ли его, не попрекнут ли? А я и не дам обижать, не дам попрекать!  - хорохорилась Надежда.  А муж не будет бить? Если вспыльчивый такой?  Буду убегать и прятаться. Замуж надо идти- прав отец. Говорили подружки, что не очень в работе  спор Иван, да и не любит он её, работу эту. Любит он рыбалку. Хоть и молод, рыбак знатный.  Никогда не   возвращался с рыбалки Иван  пустой – всегда с уловом. Поначалу домой приносил всё, а потом стал заходить к самогонщкам в Кравченки или Фёдоровку, менял рыбу на самогон – попивать стал…  А если сопьется?
                Вечером Иван Оксентиевич  рассказал подробности сватанья. Отпишет он внуку своему Ванюшке половину долины – сенокоса и выпаса. Нет сыновей у Поштаря, Яков умер, а Федор убит. Земля-то и отойдет частично внуку. Пока внук Иван не вырастет, то землей будут пользоваться   Гумы,а  вырастет внучек – сам распорядится. У Гумы не было ни выпаса, ни сенокоса,  на ровной местности стоял их хутор, только лощинка ,талой водой заливная. Можно в долине и вторую копанку выкопать, чтоб стирать бельё  не ездить далеко к Хоролу, и коноплю мочить на пряжу  тоже можно будет.
                Насчет жениха, Ивана , сказал  Поштарь,что сватал его Гума ко  всем девкам хуторским на выданье. Родители и не против были бы , да вот девки  хуторские  балованные да упрямые  - не захотела ни одна такого жениха , некрасивый очень , говорят. «А ты , доню, пойдешь, хоть и на семь лет старше, хоть и покрытка». – подитожил Иван Оксентиевич.  « Добре, тату….» - с поклоном отвечала Надежда.
      ( продолжение следует)
       На украинском языке рассказ помещен на сайте Стихи.ру
         http://www.stihi.ru/2011/06/19/7744