Вспоминая прошлые годы

Владимир Горев
          Вспоминая прошлые годы, каждый раз останавливаюсь на событиях февраля-марта 1917 года, предпоследнего года Великой войны. В Могилёве в Ставке Верховного Главнокомандующего в это время заканчивалась работа над планами летней кампании.       
       Но из Петрограда стали поступать тревожные вести. Началось с того, что в первых числах февраля поступил доклад недавно назначенного Военного  Коменданта Петрограда  генерал-лейтенанта Хабалова.
       Вести требовали немедленных действий. Сергей Семёнович доносил о забастовках на некоторых Петроградских заводах и общих волнениях в городе, вызванных отсутствием хлеба в магазинах. При расследовании оказалось, что и в самом деле была задержка с поставкой муки на два дня, что при наличествующих запасах на складах не являлось заслуживавшим внимания, если бы не слухи, активно раздуваемые подстрекателями. Известно, что бунт начинают не голодные работники, а сытые нахлебники, которых три дня не кормили.
        К тому же  скопившиеся в столице солдаты запасных полков, включая даже гвардейские,  всячески оттягивали своё выступление на фронт, пользовались любым предлогом, вплоть до угрозы бунта и прочего. Дальше - больше. Прибывшие в ночь на 2 марта думские деятели фактически ультимативно потребовали отречения Государя.
         Тут, проявившаяся с некоторого времени,  твердость действий и решительность Государя, удивила всех нас. Ни до, ни после марта 1917 года я его таким не видел.  Начальник штаба, генерал-адъютант Михаил Васильевич Алексеев едва успевал записывать его слова. Казалось его отец, твёрдый и решительный Государь  Александр Александрович говорит его устами. Вот эти воистину исторические распоряжения Государя, как я их помню.
      Итак:
              1. Подтверждалось, что Петербург остаётся на военном положении, что было введено ещё 26 февраля 1917 года. Вследствие чего полицейские силы оперативно подчинялись Командующему Петроградским Военным округом и вооружались стрелковым оружием и пулемётами. Указывалось также Военному Коменданту Петрограда на недостаточную решительность в наведении должного порядка.
              2. Петербургский Военный округ с сего дня входил в прифронтовую зону, со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая наличие Военно-Полевых судов, борьбу с  саботажем и противодействие всем попыткам ослабления армии.
              3. Немедленно подлежали задержанию все саботажники и подстрекатели. Разбираться в их действиях предписывалось Военно-Полевым судам, с обязательством определять причины сего действия подданных: под паникой или вследствие найма их в качестве провокаторов и т. п.
              4. Солдат запасных полков, как главную причину беспорядков, предписывалось немедленно, в три  дня, силой  казачьих соединений и военных училищ  разоружить и вывести из Петрограда в загородные лагеря.
             5. Указанных запасных направить на фронт по принадлежности, разбавив верными фронтовыми  войсками. Оружие вручить  запасникам только на фронте. Любую самовольную  отлучку из части считать дезертирством. Дезертиров – карать по законам военного времени. В дальнейшем запасные полки, включая гвардейские, обучать и накапливать в полевых лагерях, не допуская в города.
             6. Поставки хлеба и продовольствия в столичные, а также крупные города и прочие, важные для военного производства, поставить под контроль военного ведомства. Задержки – карать по законам военного времени.
             7. Дума распускается до окончания военных действий, без сохранения содержания и привилегий депутатов. Депутаты, по годности к военной службе подлежат мобилизации наравне с прочими гражданами Империи. Не имеющие военного образования – вольноопределяющимися (при наличии высшего образования) или нижними чинами (без такового).
              8. Действие всех партий и союзов, за исключением показавших себя деятельными помощниками Армии Земского и Городского союзов, а также Красного Креста,  в Империи прекращается до того же времени.
              9. В случае возникновения чрезвычайной ситуации или невозможности восстановления порядка силами полиции и коменданта Петрограда, немедленно направлять в город верные войска, выделив для этих целей две дивизии с Западного фронта под командованием вновь назначенного Командующим Петроградским Военным округом генерала Николая Иудовича Иванова с дополнительным усилением казачьими частями в потребном по обстановке количестве под командованием уже успевшего прославиться генерала Лавра Георгиевича Корнилова. (Через малое время именно он был назначен комендантом Петрограда и мы обязаны ему многим: фактически именно на него легло наведение и поддержание порядка в Столице.)
              10. Представителей Думы, прибывших без вызова в Ставку, задержать и отправить конвоем обратно в Петроград, предупредив об ответственности за попытку ослабления власти Государя в военное время.
              Последствия этих решительных и твёрдых действий не заставили себя ждать. В течение двух недель порядок в Столицах  был восстановлен. Скажу ещё, что для огромной России всё это прошло практически незаметно. Великая страна не поддержала потуги пытавшихся низвергнуть её в пропасть бунта в военное время..
            Решив эту неотложную задачу, Верховный Главнокомандующий, Ставка и Действующая Армия продолжили свою работу. Учитывая неудачи предыдущих лет, когда ряд операций не удалось победно завершить по причинам недостатка снарядов и припасов, особое внимание уделялось увеличению поставок.
       Еще начиная с лета 1916 года, усилив контроль над военными поставками, вышли на положение, при котором Ижевские и Тульские, а также заводы Урала, как главные заводы вооружений, почти полностью обеспечивали фронты. Нельзя сказать, что теперь об этом теперь можно было не беспокоиться, но основные  действия фронтов в период кампании 1917 года были обеспечены.
          При выборе районов наступления и обороны было решено сделать упор на самостоятельность наших действий.
         Дело в том, что ряд наших наступлений потерпел неудачу только вследствие их неподготовленности – они производились как правило, по требованию союзников, второпях, без снабжения и подготовки. Чуть не  «в привычку» вошло, после появления затруднений на их фронтах, просить немедленных и решительных ударов от Русской Армии.
         Это не в меру услужливое, диктуемое влиятельными,  как правило, французскими финансистами, торопыжество вело к неоправданным потерям наших солдат и провалам в действиях фронтов в целом. Государь, всегда спокойный и корректный, теперь, казалось, испытывал большее раздражение действиями союзников, чем противника.
          Это сказалось на его твердом решении, как Верховного Главнокомандующего, проводить далее сугубо самостоятельные военные действия, направляя их на наибольшую выгоду для России. Отныне просьбы и требования союзников будут учитываться только с этой точки зрения.   
        Решили, как только просохнут дороги на Юге, совершить там задуманное ещё в 1615 году наступление, против чего всегда была  Англия, традиционно опасавшаяся влияния России на Балканах и южном направлении. Да и вообще остерегавшаяся любого усиления нашей страны, казалось даже более чем укрепления Германии.
       Пренебрегая этими навязчивыми рекомендациями союзников, планировалось решительными действиями на Балканах разгромить Австро-Венгрию, чтобы вывести её из  войны к концу лета. Затем, заняв часть Балканского полуострова, всеми освободившимися  силами развивать с Юга и Востока наступление на Германском фронте.
         Для этого немедленно отзывались направленные ранее во Францию войска, они возвращались обратно, в черноморские порты, для подготовки в наступлении на балканском направлении. Несмотря на протесты союзников, особенно Великобритании, в течение марта – апреля это удалось исполнить. Также была усилена группа наших войск созданная  ранее в поддержку Румынии.
        9 мая 1917 года  началось наступление обновлённого, обученного  и усиленного Румынского фронта, под командованием генерала от кавалерии Владимира Викторовича Сахарова. Король Румынии Фердинанд 1 к этому времени фактически отошёл от руководства войсками и сосредоточился на снабжении и транспорте, как главной трудности действий в Румынии, не имевшей тогда железных дорог.
         Цель наступления - переход Южных Карпат и выход на равнину Трансильвании при одновремённой  жесткой обороне на болгарском направлении против всей Болгарской армии и Дунайской армии Германии.
         С поставленной  задачей  новый фронт, хоть и со значительным трудом, но  справился. Одновремённо  наносились  мощные демонстрационные удары артиллерии на Юге Польши. Обращалось особое внимание на одновремённость, согласованность действий наших  фронтов, что далеко не всегда имело место ранее. 
         Эти меры не дали возможности Германии перебросить из Польши дополнительные войска летом 1917 года на помощь Австро-Венгрии, державшейся уже из последних возможностей.  Положение её усугубилось также кончиной императора Франца-Иосифа 1 осенью 1916 года. В результате наших действий, как известно, его приемник, Карл 1, спасая единство страны и свой трон, поспешил заключить односторонний мир со странами Антанты.
         К концу лета 1917 года окончательно обессиленная Австро-Венгрия была вынуждена выйти из войны, причём ей были переданы все военнопленные и граждане, оказавшиеся в плену в России. В дальнейшем, как знаете, она разделилась на отдельные страны.
         Осознав опасность мощной и победоносно наступающей группы объединённых Русско-Румынских войск и без того колеблющаяся Болгария также начала с Антантой переговоры о  мире. Мир был заключен при условии беспрепятственного пропуска наших войск к Проливам.
         Лето 1917 года закрепило наметившиеся в 1916 году успехи. Предвидя возможные печальные последствия,  Генеральный Штаб Германии вышел при посредстве Швеции на нашего посла в Стокгольме с предложением о начале секретных сепаратных переговоров о мире с Россией. Помню, что для сохранения конфиденциальности их проведения была выбрана небольшая гостиница на окраине Стокгольма.
        На переговорах, прежде всего, был рассмотрен вопрос о взаимных претензиях экономических и территориальных. На первом же заседании  обнаружилось почти полное отсутствии таковых между Россией и Германией. Стремление Отто Бисмарка к союзу с Россией неожиданно стало сбываться. Переговоры были прерваны для немедленных консультаций, настолько  важным и близким к решению оказался вопрос.
        По размышлению Государь решил, учитывая невыгодность продолжения военных действий для России, поскольку война ведётся русскими солдатами за цели, чуждые России, отказаться от договорённостей достигнутых в начале февраля на Петроградской конференции. При этом  не считать приобретение Россией черноморских проливов основной целью военных действий, если их нужно оплатить такой ценой.
        Это было нелёгкое решение, и оно стоило Государю видимых усилий. Но окрепшая в войне Россия, наконец, перестала догонять политику Европы, а проводила свою и, главное в своих интересах.
        Получив высочайшее повеление на обсуждение уже конкретных вопросов заключения сепаратного мира, удалось за месяц решить всё. О дальнейшем вы знаете  - в итоге этих переговоров взаимные интересы были признаны преобладающими над взаимными претензиями. Россия и Германия отныне прекращали состояние войны с взаимной компенсацией потерь и убытков.
         Примирившиеся страны обратились к воюющим сторонам с предложением о заключении всеобъемлющего мира. Но в мирные переговоры согласилась вступить лишь некоторые малые страны и США. Мудрый президент Вудро Вильсон не захотел платить жизнями американских парней за доходы банков, кредитующих Европу. Это стоило ему вспышки необычайной популярности в обществе и провала на следующих президентских выборах, но его идея 14 пунктов и  Лиги Наций, как наднационального консультационного и распорядительного органа, запала в умы. 
         Продолжение наступления и успешные действия Южного фронта в Закавказье, под командованием Николая Николаевича Юденича, взятие Эрзерума и Трапезунда весной 1916 года и уничтожение при этом почти пятой части войск  поставило Турцию  в чрезвычайно тяжелое положение. Османская Империя была вынуждена пойти на значительные территориальные уступки взамен на заключение мира: 7 Ноября 1917 года Россия выполнила завет Петра Великого: отныне над Босфором  - Российский флаг!
         Война Великобритании и Франции с Германией, между тем, продолжалась, кровь лилась, люди погибали.
         Было принято не ожидаемое никем, необычное решение: Россия и Германия вступили в военный союз,  действующий и поныне - знаменитый Варшавский  договор 1918 года, о чём не смел даже мечтать Железный Канцлер. Огромное видимое военное,  промышленно-экономическое и сырьевое преобладание этого союза вынудило все страны  Европы поспешно сложить оружие. Люди Европы, да  и всего мира наконец вздохнули с облегчением и надеждой, обратив свои взоры на Россию и её Императора.

      09.05.2011.Шестьдесят пять лет Победе.