Критиковать? А зачем?

Юрий Пахотин
Критиковать? А зачем?

Полтора года пребывания на Прозе ру, больше 10 тысяч посетителей, прочитавших мои рассказы и тысячи авторов, с творчеством которых познакомился я, думаю, все это дает мне право высказать свои впечатления.

 1.

Честно говоря, поначалу я с некоторым опасением приступил к изучению содержательной части сайта.  Дело в том, что уже долгое время я просто не могу, за редким исключением, читать те книги, которые штампуют массовым тиражом наши издатели,  поскольку это не литература, а набор всяких текстов на скверном русском языке. И, вдруг, оказалось, что  именно на Прозе ру, а не в книжных магазинах и живет литература. Не идиотские ироничные детективы, не слезы богатых с Рублевки, не мемуары, называющих себя  «звездами» пустышек, а реальная жизнь с ее  горькой,  страшной,  веселой,  мудрой правдой ворвалась в мою жизнь.
Я открыл для себя не только множество новых имен. Навязанное  современным книжным рынком чтиво не давало мне представления о том, как и чем живут, о чем думают, спорят, мечтают  мои сограждане в России, в бывших союзных республиках, за рубежом. Теперь, наконец-то, знаю. И радуюсь. Я открыл для себя самое главное – русская литература живет везде - в Америке и Германии, в Англии и Прибалтике, в Израиле и Австралии, в Узбекистане и Киргизии,  в Сибири и Поволжье, на Дальнем Востоке и на Кавказе. А значит, мы по-прежнему, вопреки всем катаклизмам, остаемся одним народом. 


2.

Меня часто спрашивают, почему я не пишу критических рецензий. А зачем? Еще в школе меня, поражало трепетное отношение учителей литературы к Белинскому, Добролюбову. С чего, вдруг, я должен воспринимать то или иное произведение так, как требовали эти ребята, сами не написавшие ни одной выдающейся строчки прозы? И до сих пор я не понимаю роли критики в литературе. Творчество – это такая нежная, хрупкая, зыбкая ткань, что ее может повредить любое дуновение, не говоря уже про  тычки, пинки и зубодробительные удары.
«Вы же видите, какие здесь бывают кошмарные произведения. Разве это литература», - говорят мне. Вижу. И понимаю, что, как любой живой организм и сайт Проза ру насыщен разными творениями. Я отбрасываю откровенную похабщину, труды графоманов и, пишущих заунывные физиологические экзерсисы под названием «эротические рассказы». Я это просто не читаю, поскольку, когда еще не прочитаны классики, отвлекаться на всякую дребедень - расточительство. Есть  здесь авторы, описывающие свою первую любовь. Это прекрасно, я разделяю их восторг, или горе, но большую часть таких историй читать невозможно, они написаны, как под копирку. Просто раньше это писали в девичий дневник, а сегодня «по секрету всему свету». Есть и те, кто пишет,  подражая авторам  той жвачке, которую навязывают нам книготорговцы и издатели. Видимо уже подросли первые жертвы, выросшие на этой хрене, и не читавшие ни наших, ни зарубежных классиков и вообще качественной литературы.  Любопытно, что именно они, чаще всего набрасываются и друг на друга и на других авторов с какой-то оголтелой и бестолковой критикой, или дают свои дурацкие советы. Отмечу, таких, как не странно, не так уж и много на Прозе ру.

3.

Критиковать я не буду никого.  Десятилетия редакторской работы, научили меня понимать такую вещь - если тебе что-то не нравится, не значит, что это и другим не понравится. Как-то в  молодости я не мог читать  материалы одной нашей журналистки. Мне они казались такими слезоточиво-сиропными. И, вдруг, оказалось, что это единственный автор нашего издания,  у которой моя мама - умная, эрудированная с безупречным  литературным вкусом женщина, читает все публикации. Для меня это стало шоком и уроком одновременно. Так что критиковать я никогда не буду. А вот хвалить - за оригинальный сюжет, за красивую фразу, если даже она  будет единственной на весь рассказ, за колоритный образ, характер, за  «стреляющую»  метафору -  буду всегда. Я убежден в том, что, человеку пишущему, у которого есть искорка таланта очень важно, особенно на первых порах,  чтобы кто-то ее заметил и сказал об этом.

4.

 Долго думал, как, не впадая в пафос,  завершить эту статью. Наверное, не получится, поэтому прошу заранее прощение. Я за это время так прижился в этой стране, под названием Проза ру, и так привык и сдружился с ее обитателями - талантливыми, умными, добрыми, интересными и  глубокими, что буквально болею, когда кто-то из них, вдруг, закрывают свою страничку, или долго не появляются в сети. Я настолько уже привык к атмосфере этой страны, что за ее пределами чувствую себя эмигрантом. Вот собственно и все. Думаю, что больше на эту тему ничего писать не буду. С любовью, Юрий Пахотин.