Сельские чудаки

Владимирми Фадеев
               
               

    Наум и Силантий поселились рядом на главной сельской улице. Их дома как близнецы, построены по одному проекту. Отличаются только флюгером на крыше Наумова дома. Усадьбу от усадьбы  отделяет прочный частокол. С одной стороны он покрашен темно - зеленой краской, а с другой стороны - светло - голубой, что отражает разные характеры. Это можно утверждать и потому, что у Силантия во дворе гремит цепью лохматый пес, а на калитке Наума приветливо звенит колокольчик.
    Силантий, а попросту Сила - рослый, широкоплечий. Его силе мог бы позавидовать сказочный  богатырь Илья  Муромец. Ручищи толстые, волосатые, кулаки - как боксерские перчатки. А таких, как Наум, называют тонким, звонким  и прозрачым.
Сила  -  мужик самоуверенный. Когда нужно, идет к своей цели  напролом, как медведь в чаще, и никогда не скрывает своих намерений. Наума же на селе с иронией называют разумакой. Физически он слабый по сравнению с Силой, а потому  практические дела решает медленно, но хитроумно и старается ни в чем не уступать здоровяку соседу. Сила часто подтрунивает над Наумом. Особенно любит делать это на людях, но Наум не обижается, он только отбивается от него острым языком, точной пословицей. Когда однажды Сила в насмешке перешел границу, Наум при всех громко сказал:
   - Сила есть - ума не надо!
   -Да уж у те6я  силы занимать не буду. Ты тонкий, как весло. На такой спине мешок с зерном не удержится. А при моей силе нет необходимости ломать голову, что-то там изобретать,- изложил Сила свою житейскую философию. Один надеялся на собственную силу, а другой - на свою смекалку.
    Сила поливал огород, играючи нося воду самыми большими ведрами. А Наум устроил из полиэтиленовых труб легкие желоба под крышей и направлял дождевую воду на грядки. Когда не было дождей, он протягивал желоба к колодцу и, выкручивая воду,  направлял ее на грядки, не сходя с  места. "Вот черт головатый!" - думал Сила, глядя на ирригационную  сеть Наума. "Ну ладно, сделаю я тебе еще проверочку!" - незлобливо усмехнулся про себя Сила.
    Такой случай скоро представился. Как всегда , они встретились  возле колодца. Поговорили  о том - о сем, о делах-заботах, о своих проблемах.
   - Хочу новый электрический столб поставить, уже яму вырыл. Осталось только найти подходящий пасынок метра в полтора,- поделился своими планами Наум.
   - Это не проблема. Я выручу тебя! - пообещал Сила.  И в уме усмехнулся: "Ну, сейчас начнется цирк!"- В-о-о-н, посмотри,  возле забора давно лежит обрезок железнодорожного рельса длиной метра два. Перекинь его через забор  в свой огород...
   - Спасибо, Силантий Петрович! Честно говоря, не ожидал от тебя такого подарка. Сколько ты за него хочешь? - обрадовался Наум.
   -Бери бесплатно, только перекидывай через забор сам. Мне некогда помогать тебе, срочно уезжаю в город,- соврал Сила и пошел в дом.
   А Наум тут же засуетился вокруг рельса. Он ухватился с одного края, но не сдвинул с места. Постоял, почесал затылок, зашел с другого конца. Но как ни тужился, дело не подвигалось. А Сила за всем этим наблюдал через окно и от души смеялся. Наум еще с минуту потоптался возле рельса, шагами измерил расстояние до колодца, посмотрел на свое дерево, которое росло рядом с забором,  и решительно пошел домой. Через несколько минут произошло то, чего Сила даже не мог предположить. Наум привязал  к стволу ролик, пропустил через него длинный трос. Затем один конец троса продел в отверстие  на конце рельса, а второй привязал к колодезной  цепи. И начал крутить колодезный ворот. Он поворачивался с большим трудом, но все же рельс сдвинулся с места и медленно на тросе  приближался к дереву. Через пару минут рельс уже висел под самым роликом вдоль ствола и почти доставал до земли. Затем Наум стал отпускать колодезную ручку  в обратную сторону, и рельс плавно опустился на его огороде...
    Увидев это, Сила насупил густые брови и стал стукать себя по лбу. Ведь этот рельс он привез для перекрытия своего погреба. Но идти и забирать его обратно он не решился, чтобы все село не смеялось над ним.
    На следующий день счастье к нему вернулось. У того же колодца  Наум сказал:
  - Силантий Петрович, я еще раз вас благодарю. Но рельс не подошел, он слишком  длинным  оказался. Можете его забрать, только я вам помочь не могу.
  - Да  я  и не нуждаюсь в чужой помощи,- обрадовался Сила.
Он попытался перекинуть обратно через забор эту тяжелую железяку. Но силы даже у него не хватило, и он было чуть не повалил забор. Тогда он продел сквозь рельс толстый скрученный провод и напрягаясь до предела,  кое- как выволок  через калитку этот проклятый рельс и остановился, тяжело дыша.
    В это время  мимо проезжал сельский автобус, полный односельчан.
   - Что, Сила, может взять тебя на буксир?- смеялись мужики и отпускали в его адрес едкие слова.
    Вслед за Силой вышел Наум, неся несколько круглых чурбаков, скомандовал:
   - Приподними-ка рельс, положим под него эти коточки, легче станет.
    Минут через десять Силова перекладина уже лежала на прежнем месте.
   - Светлая у тебя голова, Наум. Мне бы такую,- похвалил Сила своего соседа.
   - Да зачем она тебе при такой силище, ты же сам говорил, что не стоит головой мараковать,- поддел его Наум.
     Сила молча проглотил горькую пилюлю, но в душе затаилась черная, как его шевелюра, мыслишка на счет того, чтобы посмеяться над этим рыжим слабаком.
    Как-то раз ко двору Наума подвезли большой мешок  с пшеницей. Чтобы занести его в калитку, он подставил под мешок свою узкоплечую спину. И повело его, как пьяного, из стороны в сторону, коленки даже подогнулись. Тут и подоспел Сила. Он под правый бок сгреб мешок с зерном, а под левый ухватил Наума и понес во двор. Наум дрыгал ногами, как велосипедист,  и сердито вопил:
    - Ты, медведь, а ну-ка поставь меня на место!
    - Да не бойся, не уроню. Я держу тебя для равновесия,- смеялся Сила. Он поставил у порога  дома  мешок и громко сказал:
    - Принимай, хозяйка, свое добро!
     И непонятно было, что он имел  в виду: зерно или Наума. Жена сразу набросилась с упреками:
    - У тебя что, ум за разум зашел? Мыслимое  дело такие мешки на себе носить! Зачем же тогда ты тележку сконструировал - она такая удобная, легкая, раскладывается.
И поставила ее рядом с мешком. Жена не догадывалась, что это Сила  принес мешок с пшеницей. Но Наум не стал благодарить соседа за помощь. Он с обидой подумал,  что тот опять пытался его опозорить, и решил: " Он у меня еще попляшет!"
    Однажды Сила собрался  в лес по дрова. К нему стал напрашиваться Наум, дескать, вдвоем будет легче тащить срубленные сухие стволы.
    - Я и один справлюсь. Сила есть, а  ума твоего мне не надо,- гордо ответил сельский богатырь и отправился в лес, играючи острым топором.
    Пока Сила рубил дрова, Наум пошел к его жене, сам себе на уме. Та испугалась неожиданному визиту:
    - Зачем пришел, когда мужа дома нет?  Узнает - быть худу,- предупредила она.
    - Я пришел вот по какому делу. Недавно в дальней чаще я нашел громадное, как дуб, ореховое дерево. Правда, орехов мало, но они крупные, как твой кулак. Просто чудо орехи. Одному мне не справиться, а  вместе с Силантием  Петровичем можно было бы их потрясти.
    Расчет был верным, у хозяйки загорелись глаза  и она невольно посмотрела на свои  кулачки. Она сразу подобрела, сменила суровый тон на милость и стала подробно расспрашивать, где растет этот орех.
    С того дня Наум  стал наблюдать за  Силой. И когда он тайком отправился в лес, последовал за ним.
    Сила нашел эти необыкновенные орехи. Их действительно было мало, но ниже всех  висели два ореха величиной с детский кулак. Он пытался трясти дерево, но оно было слишком толстым, и тряска получалась слабой. Он стал подпрыгивать, но руки не дотягивались. Нужно было преодолеть еще сантиметров пятнадцать. Он огляделся вокруг и увидел большой камень, вросший в землю. Это было то, что надо. Он возился  с  ним  минут двадцать, пока выдернул. Взвалив на живот, с трудом донес его до дерева. Отдохнув,  он взобрался на каменную  подставку и снова стал подпрыгивать. Только с третьего прыжка его волосатые  руки намертво вцепились в такие желанные орехи. Но они почему-то  не         отрывались. Ветка нагнулась под тяжестью Силы. Орехи не отрывались, но и он не выпускал их из рук. Так и болтался, как  сазан на леске, не доставая ногами до   камня. А когда он взглянул  на орехи с расстояния вытянутой руки,  то увидел,  что они привязаны толстой леской. Это были не орехи,  а небольшие булыжники, обклеенные  ореховой скорлупой. Сила сразу догадался, чья это проделка.
    Он шел домой уставший и с пустым рюкзаком, думал, как посильнее проучить этого мыслителя. "А все же,  как он залез на такое толстое дерево без единого сучка? Не на воздушном же шарике! Ну и ловкий мужик!" - уже успокоившись,  почему-то  тепло подумал Сила о своем  соседе. И вдруг на лесной тропинке они встретились.
    - Куда это ты спешишь, Наум?
    - Говорят, здесь где-то крупные орехи растут. Ты не видел, Сила?
    - Видел, да только они мне не нужны. У меня свои орехи на усадьбе. А до лесных  орехов ты не достанешь,  они очень высоко растут.
    - Как это не достану?  А голова на плечах для чего! - шутливо удивился  Наум и вытащил из своего рюкзака  веревочную лестницу  длиной в пять метров. И тут оба,  посмотрев в глаза друг друга, громко рассмеялись и вместе  пошли домой.               
С тех пор Силантий и Наум  стали  неразлучными. Там, где сила и ум вместе, любые  дела по плечу.