Все реформаторы одинаково несчастны

Николай Шошунов
Все реформаторы одинаково несчастны: реформируемые народы их поносят и проклинают, благословляя каждый свой застой, свою былую нужду и свои былые неудачи, выдаваемые за "особый путь развития"

The New Times, 29.06.2009


Да, судьба реформаторов и их реформ была незавидной во все века и во всех странах. Но даже на этом всемирно-историческом фоне список российских реформаторов за последние 150 лет выглядит жутким мартирологом.

Александр Николаевич Романов (1818-1881) - император Александр 2-й Освободитель. Отменил крепостное право, провёл реформу земского и городового управления, судебную реформу, военную реформу, реформу образования, начал ликвидацию черты оседлости евреев. Подготовил проект создания верховного совета с передачей ему части царских полномочий. Готовил введение в России ограниченного общественного представительства при Государственном совете. После нескольких покушений убит террористами-народовольцами.

Сергей Юльевич Витте (1849-1915) - министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903), председатель Совета министров (1905-1906). Проводил национализацию частных железных дорог, ликвидировал скопления неперевезённых грузов, реформировал железнодорожные тарифы, форсировал строительство Транссибирской магистрали, ввёл винную государственную монополию, провёл денежную реформу с золотым обеспечением валюты, разрабатывал рабочее законодательство с законом об ограничении рабочего времени, начал реформирование крестьянской общины с отменой круговой поруки, телесных наказаний и облегчением паспортного режима для крестьян, инициировал составление Манифеста от 17 октября о гражданских свободах и Государственной думе, представил царю записку о необходимости глубоких политических реформ. Под жёстким давлением недовольных реформами дворянско-помещичьих кругов был отправлен в отставку с поста министра финансов, затем с поста председателя Совета министров. Известны слова царя Николая 2-го: "Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий".

Пётр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) - министр внутренних дел, председатель Совета министров (1906-1911). Внёс изменения в избирательную систему, обеспечившие устойчивую работу 3-й и 4-й Государственных дум, разработал законы об упорядочении автономного управления и усилении центральной власти в Финляндии, подготовил законопроекты об отмене еврейской черты оседлости и ограничений евреев в правах, начал рассчитанную на 20 лет крупную аграрную реформу, направленную на ликвидацию устаревшего общинного землевладения и создание мощного класса крестьян как частных землевладельцев, вёл политику по поощрению заселения и освоения Сибири, внёс закон о земстве в западных губерниях и добился его принятия. После нескольких покушений убит террористом - эсером и провокатором.

Александр Васильевич Чаянов (1888-1937) - выдающийся учёный-экономист, видный деятель кооперативного движения, депутат Учредительного собрания, член коллегии Наркомзема. Заложил признанные в мировой экономической науке основы междисциплинарного крестьяноведения и "моральной экономики", дал теоретическое обоснование добровольной сельскохозяйственной кооперации, противоречившей официальной партийной концепции "сплошной коллективизации" и "уничтожения кулачества как класса". В 1929 году И.В.Сталин между прочим заметил: "Непонятно только, почему антинаучные теории "советских" экономистов типа Чаяновых должны иметь свободное хождение в нашей печати". В 1930 году Чаянов арестован, в 1937 году расстрелян.

Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938) - выдающийся учёный-экономист, работал в высших учебных заведениях, Временном правительстве, Наркомземе и Госплане. Заложил основы теории экономических циклов, известных в мировой экономической науке как "циклы Кондратьева", дал всестороннее теоретическое обоснование "новой экономической политики (НЭП)" в СССР, активно участвовал в составлении первого пятилетнего плана с использванием матричного метода экономического планирования. Сразу после принятия этого плана начались нелепые официозные попытки его корректировки и "перевыполнения", а затем - поиски "врагов народа", якобы виновных в срыве планов партии. Реально этот пятилетний план был выполнен в первоначально заданных объёмах, как и намечалось Кондратьевым. В 1928 году Кондратьев отстранён от должности, в 1930 году арестован, в 1932 году приговорён к 8 годам тюремного заключения, в 1938 году приговорён к расстрелу и расстрелян.

Николай Алексеевич Вознесенский (1903-1950) - учёный-экономист, председатель Госплана (1938-1949), заместитель председателя Совета Министров (1939-1949). Много работал над общими проблемами политической экономии социализма, занимался организацией производства, перестройкой экономики на военный лад, разработкой мобилизационных народно-хозяйственных планов. Автор уникальной научной монографии "Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны" (1947). В других его работах рассмотрены вопросы планирования расширенного социалистического воспроизводства, хозрасчётной организации труда, действия закона стоимости при социализме. По инициативе Вознесенского была начата партийная дискуссия об экономических проблемах социализма, в которой он выступил за переход к более свободной экономике, повышению её эффективности за счёт использования рыночных механизмов. Это вызвало недовольство И.В.Сталина, поскольку противоречило его командно-административной концепции, изложенной в книге "Экономические проблемы социализма в СССР". В 1949 году Вознесенский был арестован, в 1950 году приговорён к расстрелу и расстрелян.

Георгий Максимилианович Маленков (1902-1988) - заместитель председателя Совета Министров (1944-1953, 1955-1957), председатель Совета Министров (1953-1955). Курировал ряд важнейших отраслей военной промышленности, в том числе создание водородной бомбы и строительство первой атомной электростанции. После смерти И.В.Сталина стал председателем Совета Министров и сразу же заявил о необходимости "прекратить политику культа личности и перейти к коллективному руководству страной". По инициативе Маленкова было принято постановление, вдвое уменьшавшее вознаграждения партийным чиновникам, он выступал за борьбу с привилегиями и бюрократизмом партийного и государственного аппарата, отмечая "полное пренебрежение нуждами народа", "взяточничество и разложение морального облика коммуниста". Краткое время правления Маленкова отличалось снятием множества запретов - на иностранную прессу, пересечение границ, таможенные перевозки, критику экономического состояния страны. Маленков первым выдвинул тезис о мирном сосуществовании двух мировых систем, выступал на сокращение непомерных военных расходов и за развитие лёгкой и пищевой промышленности с целью повышения благосостояния населения. Простому народу Маленков надолго запомнился мерами, принятыми в сельском хозяйстве - двойным снижением сельхозналога, списанием прошлых недоимок, изменением принципа налогообложения сельских жителей, повышением закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, началом выдачи паспортов колхозникам. В 1960-70-х годах я сам слышал множество добрых воспоминаний пожилых людей о Маленкове и поговорки типа "Товарищ Берия вышел из доверия, а товарищ Маленков надавал ему пинков" и "Пришёл Маленков - поели блинков". Политика Маленкова вызвала острое недовольство партийного аппарата, чем и воспользовался Н.С.Хрущёв в борьбе за власть. Маленков был подвергнут критике за "ревизионизм", смещён с поста председателя Совета Министров, а в 1957 году после неудачной попытки сместить Хрущёва исключён из партии. В старости Маленков кое-как перебивался, работая церковным чтецом.

Алексей Николаевич Косыгин (1904-1980) - заместитель председателя Совета Министров (1953-1964), председатель Совета Министров (1964-1980). Заняв пост председателя Совета Министров, Косыгин стал добиваться проведения экономических реформ, изложенных им в 1965 году в докладе об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства. Суть этих реформ была в децентрализации народнохозяйственного планирования, повышении роли таких интегральных показателей эффективности промышленности, как прибыль и рентабельность, увеличении хозрасчётной самостоятельности предприятий, широком использовании приёмов материального стимулирования. Восьмая пятилетка 1966-1970 годов, прошедшая под знаком экономическмих реформ Косыгина, стала самой успешной в советской истории, она показала рекордные темпы экономического роста и получила название "золотой". В ходе этой реформы была сделана попытка перехода от экстенсивного к интенсивному характеру экономического роста, что открывало перспективы создания постиндустриальной экономики. Однако этому серьёзно препятствовали такие факторы, как исчерпание резервов мобильной рабочей силы, необходимость прямого и косвенного дотирования неэффективных предприятий, отраслей и территорий, развитие социального обеспечения, сокращение рабочего времени и рост доходов населения, затратные и долгосрочные программы развития Сибири и Дальнего Востока, непомерно высокие военные расходы, безвозвратные кредиты странам третьего мира и т.п. Медвежью услугу экономике оказало резкое повышение мировых цен на нефть, которое положило начало превращению страны в пресловутый "сырьевой придаток Запада". Чрезвычайно негативной тенденцией в отношении продовольственной безопасности страны стало увеличение импорта сельскохозяйственной продукции в сочетании с отказом от дальнейшего реформирования отечественного села. Кроме того, попытки развития реформ в 1970-х годах встретили резкую критику и оппозицию в политических, военных, промышленных и академических кругах. Уже в 1971 году Косыгин в беседе с главой правительства Чехословакии Л.Штроугалом говорил: "Ничего не осталось. Всё рухнуло. Все работы остановлены, а реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят... Реформу торпедируют. Людей, с которыми я разрабатывал материалы съезда, уже отстранили, а призвали совсем других. И я уже ничего не жду".

Что произошло потом - подробно и аргументированно описано в книгах Егора Тимуровича Гайдара "Гибель империи" и "Дни поражений и побед". А желающим глубже ознакомиться с научными взглядами Гайдара рекомендую его фундаментальный труд "Долгое время", содержащий интереснейший концептуально-исторический обзор экономического развития всей человеческой цивилизации.

В заключение остаётся только вспомнить сказанные кем-то невесёлые слова: "В России за 15 лет меняется всё, а за 150 - ничего".