Лео Таксиль - иезуит, памфлетист, мистификатор

Николай Шошунов
Меня весьма позабавило, что на проходящей сейчас на ВДНХ книжной ярмарке "Книги России" на стенде нацистско-неоязыческой редакции "Русской правды" выставлены знаменитые издания Лео Таксиля. "Забавную библию" этого автора я читал в самом раннем детстве - в 7-8 лет. Собственно, именно это чтение и показало мне уже тогда всю несуразность формы и пустоту содержания воинствующего атеизма. Хотя до принятия православной веры мне было ещё очень далеко, но с атеизмом было покончено сразу и навсегда. Спасибо Лео Таксилю!

Кто же этот автор, сделавший для меня такую блестящую антирекламу атеизму? И какое отношение его сочинения имеют к книгам России и к русской правде?

Лео Таксиль (1854-1907) - французский журналист-памфлетист, его настоящее имя - Мари Жозе Габриэль Антуан Жоган-Пажес. Родился в Марселе в семье небогатого служащего. С пятилетнего возраста воспитывался в иезуитском монастыре, где веры в Бога не обрёл, зато в полной мере овладел иезуитским инструментарием в деле одурачивания людей. По всей видимости, ему не давали покоя лавры Вольтера, столетием ранее остро высмеивавшего католический клерикализм. Поэтому юный иезуит и решил пойти по литературным стопам своего предшественника.

Начало 1870-х годов в Европе было временем, когда римско-католическая церковь попыталась взять реванш за свои поражения в эпоху Просвещения. Кульминацией этого стало принятие в 1870 году на 1-м Ватиканском соборе знаменитого догмата о главенстве в Церкви римского папы и безошибочности высказываемых им суждений. Часто это постановление собора называют "догматом о непогрешимости папы", что формально не совсем верно, но по сути близко. С точки зрения традиционного православия, этот католический догмат просто ни в какие ворота не лезет. Вот с критики римского папства Лео Таксиль и начал свою публицистическую деятельность.

В 1879 году в Париже вышла книга Лео Таксиля "Скуфья и скуфейники", посвящённая изображению отрицательных сторон папства. Эта книга была издана и в России под названием "Священный вертеп". В 1879-1884 годах были написаны также сатирические антикатолические памфлеты "Любовные похождения папы Пия IX", "Сын иезуита", "Семейство Борджиа", "Отравитель Лев XIII и пять миллионов каноников" и другие. Эти сочинения вначале приобрели популярность у широких масс французского народа, но в среде атеистически настроенных учёных не имели никакого авторитета - по причине своего явного эпигонства и плебейства.

Тогда же Лео Таксиль написал и более известные русскому читателю "Забавную библию" и "Забавное евангелие, или Жизнь Иисуса". Правда, на мой взгляд, ничего забавного там нет - книги эти представляют собой цитирование библейских фрагментов, перемежаемое безграмотными комментариями автора с натужной претензией на юмор. Подозреваю, что именно от Лео Таксиля идёт и такой бездарно-пошлый приёмчик критиканства, как заключение терминов оппонента в иронические кавычки. Эти сочинения тогда не вызвали у издателей никакого интереса, поскольку литературная звезда Лео Таксиля уже явно клонилась к закату. И вот тогда для поднятия своего рейтинга на книжном рынке Лео Таксиль задумал и с блеском осуществил грандиозную мистификацию.

В 1885 году Лео Таксиль заявил о своём раскаянии и переходе в католичество, отрёкся от своих прежних литературных работ, за что был исключён из Антиклерикального союза. В 1890-х годах он написал ряд произведений с оглушительными разоблачениями масонства. Самым крупным трудом Лео Таксиля в этот период стала написанная в соавторстве с Карлом Хаксом книга "Дьявол в XIX веке", в которой описывались откровения некой Дианы Воган, раскаявшейся верховной жрицы масонского тайного общества "Палладиум", члены которого предавались сатанинским ритуалам и вынашивали планы о мировом владычестве. Книга была написана под псевдонимом "доктор Батайль" и имела огромный успех.

Затем Лео Таксилем была опубликована книга "Антихрист, или Происхождение франкмасонства". Эти книги были переведены на многие языки и легли в основу распространившегося тогда же мифа о всемирном масонском заговоре. Эти разоблачения Лео Таксиля были благосклонно встречены высшей католической иерархией, он даже удостоился аудиенции у римского папы. В 1896 году Лео Таксиль стал одним из организаторов антимасонского церковного конгресса в Тренто. Но на этом конгрессе некоторые серьёзные делегаты неожиданно выразили сомнения в достоверности приводимых Лео Таксилем фактов и потребовали доказательств. Тут-то Лео Таксиль и смекнул, что "финита ля комедия".

19 апреля 1897 года в Большом зале Географического общества в Париже Лео Таксиль выступил со скандальным саморазоблачением. Он заявил, что на протяжении 12 последних лет он разыгрывал свою публику с помощью своего друга доктора Карла Хакса и своей секретарши-машинистки Дианы Воган. Все факты о масонском заговоре были высосаны им из пальца только для того, чтобы позабавиться над так глупо поверившей ему католической общественностью. Эта речь была целиком перепечатана ведущими французскими газетами и наделала много шума. Взбешённый папа Лев XIII своей буллой предал Лео Таксиля отлучению и проклятию.

На волне этого скандала Лео Таксилю удалось наконец издать свою "Забавную библию", но искушённых европейских читателей творчество этого саморазоблачившегося мистификатора уже не интересовало. Зато спустя много лет в СССР эти бездарные сочинения были высоко оценены неким Минеем Израилевичем Губельманом, более известным под партийной кличкой Емельяна Ярославского. С подачи этого функционера, поставленного партией на антирелигиозную пропаганду и организовавшего знаменитую "безбожную пятилетку", "Забавная библия" была издана в 1929 году в русском переводе под названием "Занимательная библия". Затем "Забавная библия" и "Забавное евангелие" много раз издавались в СССР огромными тиражами, особенно в период хрущёвской борьбы с Церковью.

По-видимому, чистопородный славянорусс Губельман и был первым, кто задолго до нынешних неоязычников-"родноверов" разглядел в творчестве Лео Таксиля ту самую "Русскую правду". Отношение Минея Израилевича к "Забавной библии" было столь трепетным, что он не постеснялся по существу переписать её с небольшими вариациями и издать под своим именем, озаглавив книгу "Библия для верующих и неверующих". Благо, желающих схватить члена ЦК за руку, указав ему на очевидный банальный плагиат, в то время в СССР не нашлось. До того ли было в то время, когда планомерно взрывались храмы и уничтожались священники.

Чтение подобной антирелигиозной литературы вызывает у меня ассоциации с такой школьной сценкой. Учитель математики объясняет, что такое квадратный трёхчлен, пишет на доске формулу и рисует график. А сидящий на последней парте двоечник-второклассник ничего этого не воспринимает: он под квадратным трёхчленом понимает нечто скабрезно-смешное и глупо хихикает. Вряд ли осознавая, что хихикает он над самим собой, над своей же тупостью.

Не остались забытыми и фантастические россказни Лео Таксиля о всемирном масонском заговоре - хотя саморазоблачительное выступление автора было предано забвению очень скоро. Ещё при жизни Лео Таксиля, в 1904 году некий Михаил Орлов в книге "История сношений человека с дьяволом" на полном серьёзе рассказывал о жутких обрядах несуществующих масонов, черпая выдуманные факты из книги "доктора Батайля". И до сих пор легковерных людей дурачат и ещё долго будут дурачить байками про жидомасонов, придуманными не кем иным, как тот самый иезуит, памфлетист и мистификатор Лео Таксиль.