33. уход и возвращение

Ааабэлла
        (предыдущее: http://proza.ru/2011/06/17/1192)


Дэн незаметно погрузился в нечто между сном и явью. Мысли слегка путались, словно из полутьмы выплывали загадочные видения, звучали отдельные странные фразы, возможно, из услышанного им случайно и непонятого разговора докторов о ком-то…

«Коллега, как вам эти достижения московской школы? «скрытая (латентная) шизофрения, она же «малопрогредиентная с пограничными состояниями»… Это просто прорыв в медицине! Причём, только сам херр профессор, как автор концепции, владеет истиной и имеет монопольное право решать, кто болен, а кто пусть пока погуляет».

«Центр всегда определяет истину на сегодняшний день. Всем понятно, что число больных зависит от критериев диагностики…»

«А это ещё лучше: «инакомыслие может быть обусловлено болезнью мозга, когда патологический процесс развивается очень медленно, мягко, а другие его признаки до поры до времени (иногда до совершения криминального поступка) остаются незаметными»… Каково?»

«Тише, пройдём в кабинет. Нас слушают».

Потом Дэн стал впадать в несколько озорно-приподнятое состояние и решил побеседовать с тем, кто оставил ему чёрную тетрадь.

Дим!.. Пта!.. Дим-невидИм! Ты же говорил, что я могу позвать тебя. Где же ты? Молчишь? Так я тебе сам скажу: Бредовый спектакль вокруг меня разыгрывается… В любом случае, ясно, что будущего у меня нет.
- … Люди, в большинстве своём, неправильно понимают что такое будущее… В одно и то же время разные люди проживают: одни – своё будущее, другие так и не уходят из прошлого… Но правят ими те, кто живут настоящим.

Ах, ты здесь, Пта… Разъясни мне, убогому, свои умности… пожалуйста…
- Человек состоит из своего прошлого. Оно может быть даже будущим для страны и человечества. Но это – не про тебя. Лучшее у тебя позади. Своё будущее ты убил, запретив его себе. Уж извини за откровенность, сейчас не время для комплиментов и реверансов…

Вот как… А почему же я убил, а не меня?..
- Ты всегда брал ответственность на себя. Оправдание другим – для слабых, не так ли ты считал? Теперь же за него хочешь спрятаться?

Нет, Пта. Ты прав. Скажи всё прямо…
- Кто оставил дневной институт с бронёй от армии? Ты. Кто поэтому в армию попал? Тоже ты. Кто по той же причине поссорился с любимой? Ты. Всё прочее – следствия твоего поступка.

Погоди, Пта, я перешёл на заочный, чтобы зарабатывать. Как там у Ремарка? «это же так страшно – любить, желая подарить любимой весь мир, и быть бедным».
- С ней ты не посоветовался.

Такие решения мужчина должен принимать сам. Если б не «афган» я просто оттрубил бы два года и вернулся. В газете приводили цифры о том, что в Союзе за год гибло примерно по шестнадцать тысяч – убивали в быту, и столько же - в авариях на дорогах. Т а м  мы потеряли меньше за десять лет! Если только не врут…
- Да… «лучше, чем от водки и простуд»? Чем же ты тогда недоволен?

Перестань. Она не выдержала испытания. Как видно, хотела решать всё сама. Узнав, оскорбила меня… Меня, который бы убил за неё, сел за её вину, взяв на себя, но неуважение простить… нет. Любить не заставишь, но хотя бы уважать…
- Она тебя любила…

Правда?
- Да.

Почему же тогда?..
- Гордые вы слишком оба…

… Может быть, Пта, может быть… Послушай, я не хочу знать того, что произойдёт, ничего хорошего не жду, но скажи мне чего я не знаю в прошлом… о ней.
- Это девушка, о которой мог бы только мечтать любой мужчина… Впрочем, ты и сам это знаешь.

Знаю, Пта, но ничего не могу с собой поделать. И потом… она же пропала и, наверняка, устроила свою судьбу.
- А вот и нет.

Что ты сказал?! Повтори!
- Она ждала тебя.

Подожди! Писем она не писала, к маме не являлась…
- Мама была настроена против неё. Не без основания считая, что дневной ты бросил, со всеми вытекающими отсюда, из-за Ирины.  Девушка узнавала всё от твоей тёти. Ты же - ни разу о ней не обмолвился в письмах.

Тётя тоже мне ничего не писала об этом.
- Ирина приходила к ней, плакала… и та ей клялась не выдать.

Плакала?... Ирина?.. Тётя-тётя… Господи… что же было потом?
- Разное… Она казнила себя за твоё ранение… как и твоя мать её… А когда ты пришёл в себя, то не желал её знать. Думать себе запрещал. Как ты сказал в последнюю ночь на заводе? «Не надо про любовь»? Больно ведь и сейчас?

Сам знаешь… Что было после?
- Ты путался с кем попало, бросал их, мстя женщинам таким образом. Она узнавала об этом и попыталась в какой-то момент ответить на оскорбление. За ней ухаживал очень солидный человек, с положением, обеспеченный. Предлагал руку и сердце. Такой умница...  Нравился ей тем, что был похож на отца…

Говори-говори!
- Не смей её осуждать. Тем более, что его уже нет.

Как я могу?.. Извини, Пта.
- Замужество было не слишком долгим. Начались иные времена, супруг пошёл в бизнес. С молодым компаньоном. Всё шло успешно, пока… В общем, вдова, Ирина. Уже больше, чем полгода. Дело к рукам прибрал компаньон… Хочет на ней жениться. Он, но не она.

Скажи, это не глюки у соседки, будто ко мне ходила, открывая ключом квартиру, красивая, высокая и стройная?
- Ирина. Она ждала тебя в твой день рождения. Открытку помнишь?

Её же свет на кухне и спас меня! Вот кто мой ангел-хранитель! Выходит, её я видел уходящей тогда ночью и не узнал… Осёл!
- Два… влюблённых и гордых осла.

Не смотри на меня, Пта, не смотри…
- Не стыдись этих слёз, Дэн. В средние века их не стеснялись. Считалось, что способность рыдать давалась свыше, как облегчение и знак чистой души… Ты же рыцарей не обвинишь в нехватке мужественности? Сейчас другие стандарты, только и всего. Не надо бояться плакать… такие слёзы несут облегчение. Хочешь, покажу тебе последний фокус?

Покажи…
- Узнаёшь чёрную тетрадь?

Да… в ней обо мне… Я туда не заглядывал.
- Взгляни! Можешь пролистать. Она – чиста.

Что это значит?
- То, что вы можете начать всё с чистого листа. Но… Забыть вам надо многое и не вспоминать. Человек и так знает слишком много для того, чтобы быть счастлив. Я уже говорил тебе, что каждый состоит из своего прошлого. Оно способно и убивать… его будущее. Не убей его, Дэн.

Ты уходишь, Пта? Ответь только: этот компаньон… вдовство Ирины и охота на меня – не его работа?
- … Доказательств не найдёшь, до него тебе не достать. А у тебя не осталось даже следов и орудий нападения. Не бред ли то больного воображения? Денег там уже столько… и охраны достаточно. Бежать вам с ней надо. Туда, куда не дотянутся. Прощай! Детали узнаешь сам, у тёти.

Боюсь, что и до тёти не доберусь. Тем более, в таком состоянии. Перехватят.
- Гражданин Горюнов, вы забыли про долю в совместном рэкете в составе организованной бандгруппы во главе с гражданином Лодыгиным?  Есть на что вызвать извозчика к парадному.

Спасибо, Пта… как бы тебя не звали, спасибо!
- За что? Меня здесь не было. Я тебе лишь кажусь… Последняя просьба: не сходи с ума, потому что не факт, что окажемся соседями по палате. Грустная шутка… На земле нельзя не полюбить юмор повешенных… спасая психику.

                (окончание: http://proza.ru/2011/06/18/1188)