Сказки Семейка Рыжих глава 9 часть 2

Лариса Прошина
            ГЛАВА 9, ЧАСТЬ 2. РАЗГОВОР С ДЕДОМ О ЛЮБВИ


     Как-то к деду подошёл внук, у которого как раз недавно стали пробиваться волосики на лице. На латинском языке это будет звучать так: flaventem prima lanugine malas, что означает – его щёки оттенил первый пушок.
     Надо заметить, что любое событие в Семейке Рыжих обязательно как-то отмечали. Был и  праздник под названием  «Первые усики». Сёстры дарили «усатым» братьям ручки с автоматической подачей чернил; шарфы, украшенные  изображениями животных, имеющих усы, пиратов, мушкетёров и других  литературных персонажей с лихо закрученными усищами; разные финтифлюшки на эту же тему.
  Папа Горох произносил короткую речь о возмужании и ответственности. А мама и бабушка, украдкой вытирая слёзы умиления, целовали в макушку и шли в кухню, чтобы приготовить на всех бублики или кренделёчки.

  Этот внук много читал. Читал он книги  в более интересном для него -  «бумажном» варианте, а не в электронном виде. К его страсти к литературе, в том числе и исторической, все в семье относились с большим уважением.
  Нередко он давал подсказки братьям и сёстрам, где искать ту или иную информацию. А ещё, как несколько грубо высказался один из соседей Семейки Рыжих – Початок Кукурузы, этот юноша был «помешан» на справедливости, на защите прав каждой личности. В семье его называли «Молодой Лихачёв».

  Но, видно, не на все вопросы могли ответить книги, которые он читал.
  Он подошёл к Маршалу не сразу, а покружил рядом. Значит, особые вопросы беспокоили его. Дед всё видел и терпеливо ждал – он не любил форсировать события.
  Внук присел на корточки возле кресла деда и сказал:
  - Дед, а вы влюблялись?
  - Что за вопрос! Влюблялся! Мы же мужчины!

  - А что надо делать, чтобы девочка…- он стал подбирать слова, но не находил их, покраснел.
  - Чтобы девочка заметила, что ты в неё влюбился? – пришёл на помощь Маршал.
  - Не то, чтобы влюбился… Она мне очень нравится.
  - Скажи ей об этом! – совет деда прозвучал, как военный приказ.
  - Что вы такое говорите! – от волнения внук сел на пол.

  - Подумай, как она может догадаться, что нравится тебе! Не за косички же её дергать. В моё время так и было: влюбившись, мы дергали девчонок за косы, носили портфели, но могли этим же портфелем и по спине стукнуть…
  От избытка чувств-с-с-с! Но подружки наши не обижались. Это были знаки внимания, пусть и грубоватые.

   - В нашем классе нет ни одной девочки с косами. Волосы они носят распущенными. У одной  такие золотистые-золотистые. Как, как…- внук долго не мог найти сравнение, а потом выкрикнул: - Как головка у подсолнуха.
   - Это у неё-то? – осторожно, чтобы не вспугнуть откровенность (ведь откровенность – как пух от одуванчика – тут же улетит) спросил дед.
   - У неё, - ответил, покраснев, внук, и «опустил  очи долу», как выразилась бы бабушка в такой ситуации.

    - Красивая?
    - Очень! – щёки паренька стали ярко красными, видно, нелегко давалось ему признание, что он влюбился. – Знаете, дед, в ней есть какая-то манкость.
    - Что за слово «манкость»? – удивился Маршал.
    - Раза два я его уже слышал. Так говорят, если девочка чем-то таким… таинственным притягивает. Я пытался найти его в словарях. Нашёл слово «манок», свисток или дудочка, которой подманивают зверей и птиц.

   Услышав это объяснение, Маршал начал хохотать. Он сел на диван, схватился руками за  живот. В его смехе были раскаты грома, взвизгивания, рокот мотора. Чтобы не смеяться, он крепко зажал рот  руками, но тогда смешно надувались его живот, щёки.

   До этого момента, когда дед просто взорвался смехом, как взрывается шина автомобильного колеса, попугай сидел на спинке дивана и прихорашивался. Смех, как говорят, выбил его из колеи. Граф вздрогнул, даже попытался взлететь, как бывает, когда чувствуешь опасность.
  Поняв, что ему ничто не угрожает, он сложил крылья, встряхнулся и застыл, как египетский Сфинкс. Потом стал ходить по дивану и бормотать. По бормотанию можно было понять, что он недоволен поведением своего вожака. Но как сказать? Вопрос на засыпку.

   Маршал приказал себе остановиться, понимал, что его смех не к месту, может обидеть внука.
  - Прости, пожалуйста. Очень тебя прошу, не сердись, - наконец, смог он выговорить. Если вам когда-нибудь приходилось долго смеяться (а главное – от души!), вы знаете, что надо сначала перевести дух, чтобы начать говорить. А у кого-то смех  заканчивается икотой.
  - Я не сержусь, - не обиделся влюблённый юноша, - сам смеялся. Попрошу отца поискать объяснение слову «манкость».

   А попугай всё ходил по спинке дивана и бормотал. Наконец, дед это заметил и спросил:
   - В чём дело, Граф? Вы чем-то недовольны? Понимаю, вы меня осуждаете. Но я уже попросил прощение.
    Птица остановилась, скосила глаз в сторону Маршала и ответила на поставленные вопросы так:
   - Гипноз! Ги-п-п-н-н-оз!
   - Вы правы, Граф. Любовь – это гипноз.

   Внук молча выслушал этот диалог, потом спросил:
   - Дед, если не дергать девочку за косички, что ещё можно сделать?
   - Пригласи её в кино. А ещё лучше - читай ей стихи.
              Я не ропщу. Я вознесён судьбою
              Превыше всех! – Я счастлив, я любим! -
   Так объяснялся в любви гусар, партизан, поэт  Денис Давыдов.

   Дед поднялся с кресла, заложил руки за спину и стал ходить по комнате. Ходил и молчал. Потом резко остановился возле внука и сказал:
 - Запомни, мой друг, женщины не любят грубого отношения, грубых слов. Никогда, слышишь, никогда, не будь с девочками грубым. Не бери  примера с друзей, если они что-то неприличное рассказывают о девочках – такое в нашей, мужской, среде случается. 
  И идёт это от плохого воспитания. А ещё от неуверенности в себе. Мы, мужчины, часто бахвальством, какими-то сарказными словечками пытаемся подавить в себе неуверенность перед этими загадочными созданиями – женщинами.
 
  Если, мой друг, ты хочешь понравиться девочке, не будь грубым, не играй мускулами, не пытайся выглядеть круто, как вы теперь выражаетесь. Лучше заучивай стихи и читай ей при первом же удобном случае.
  Уверяю тебя, перед таким «оружием» она не устоит. Ты меня понимаешь?   
  - Понимаю, дедушка, понимаю… Но… - внук мялся, краснел.
  - Что ещё? - Маршал  присмотрелся внимательнее к внуку. – А, есть противник, как говорят в армии? Есть?
  -Да. Он учится в нашем классе.

  - Противника надо перехитрить. Выработать тактику, чтобы нейтрализовать его. Если есть противник, ты должен всегда держать порох сухим, как выражаемся мы, солдаты. Быть готовым к бою.
   Да, нам, мужчинам, за представительниц прекрасного пола приходится биться. История человечества полна таких примеров. Ты пробовал?
   -Я боюсь.
   -Чего ты боишься, мой друг?
   - Что она заметит и обидится.
   - Если бы все так рассуждали, то не было бы великих побед! – дед рубил воздух, как клинком. – Нет такого противника, которого нельзя было бы победить. Уж поверь мне, вояке.
   Великий солдат Александр Васильевич Суворов был мастером на разные афоризмы, даже есть книга его афоризмов. Например, сейчас тебе подойдёт такой: «Каждый воин должен понимать свой манёвр».
   
   - Дед, но он такой красивый, все девочки в школе на него заглядываются. И та… тоже.
   - А ты уверен, что он самый умный? Женщины лишь внимание обращают на красивых, а влюбляются в умных, сообразительных, энергичных. 
    Ты непременно хочешь, чтобы эта юная сударыня заметила, что ты в неё влюблён?
   - Я бы хотел. Но боюсь, вдруг она начнёт насмехаться надо мной. Подружкам расскажет.
   - Если ты чего-то боишься,  то сиди и жди у моря погоды. Знаешь такую поговорку? И что это такое: мой! мой! внук боится! Да, девочка можем насмехаться над тобой. Не потому, что она злая, глупая.
   А может, она тоже влюблена в тебя и насмешками даёт тебе понять, что именно тебя она выделила среди других мальчишек? Это такой сигнал: «Я тебя высмеиваю, потому что ты мне нравишься». Такое ты можешь допустить?
   - Не могу, дед! Какая же это любовь, если девчонка говорит: «Посмотрите, посмотрите, как он пишет! Ужаснее каракуль я в жизни не видела». Или ещё  что-нибудь.

   - Подумаешь, насмешка! А ты не обращай внимания. Оберни всё в шутку. Вот ещё что нужно влюблённым – юмор. Учись все насмешки обращать в шутку. Смейся вместе с ней, с её подружками. И ни в коем случае, запомни, ни в коем случае, не лезь в пузырь. Знаешь, что это значит?
   - Нет, не понимаю, - честно признался внук.
   - А это значит, что кто-то без причины сердится, возмущается, надувается, как индюк.  Из-за какого-нибудь пустяка. А ещё хуже – начинает размахивать кулаками.
    Кулаки нужны для боя с настоящим противником. И всё! Остальное время они должны быть на цепи. Кулаки – как оружие у солдата. А оружие применяется лишь при реальной угрозе.
   Если мальчишка лезет в драку при любом случае, чтобы показать девочке, какой он храбрый, - это никчемная стратегия. Он проиграет в её глазах. Конечно, в глазах умной девочки.

   - Она умная! – защитил свою избранницу внук.
   - А я и не сомневаюсь, что она умная. Мой внук не может влюбиться в глупышку! – с уверенностью ответил Маршал.
   - Как же мне быть, дед? Подскажите.
   - Могу назвать два пути. Первый:  подходишь к девочке и говоришь ей открытым текстом: «Ты мне нравишься». Или: «Я в тебя влюблён».
   Внук внезапно при этих словах передёрнул плечами.
   - Что с тобой? – спросил участливо дед. – Тебе холодно?
   - Смотри, пупырышки по коже, - внук показал руку. – Представил, что я подхожу к Л. и говорю ей: «Я тебя люблю!».

   - Опять ты о страхе! – возмутился Маршал. – Ты что решил, что любить легко? И мороз по коже пойдёт, и пупырышками будешь весь покрываться, и спать перестанешь, и аппетит пропадёт…
   Я – военный , как говорится, прошёл огонь, воду и медные трубы… Но когда объяснялся в любви своей невесте, ещё как холодным потом  покрывался, робел так, как не робел никогда перед врагом.
   - Неужели? – искренне удивился внук. – Что-то это на вас не похоже, дед.
   - Сказал тебе истинную правду, мой дорогой внук. Дедом я же не всегда был. Когда-то так же, как и ты, терзался сомнениями, цветочки дарил, ручку целовал. Хотя хотелось поцеловать в губки.
   Всё было, как описал Александр Пушкин в романе «Евгений Онегин»:
              Я помню море пред грозою:
              Как я завидовал волнам,
              Бегущим бурной чередою
              С любовью лечь к её ногам!
              Как я желал тогда с волнами
              Коснуться милых ног устами!

   - Круто! Я вас, дед, зауважал ещё больше. За вашу откровенность. Такое в книгах не прочитаешь.
   - Смотря, в каких книгах, - сказал дед. – А второй путь назвать?
   - Обязательно.
   - Ты ничего не предпринимаешь, чтобы девочка обратила на тебя внимание. Живи, как жил. Веди себя, как вёл. В том же романе  Александра Пушкина «Евгений Онегин» есть и такие строчки:
            Чем меньше женщину мы любим,
            Тем легче нравимся мы ей….
   Время покажет, правильно ли ты поступил, не объяснившись. А вдруг ты ещё в ней разочаруешься?
   - Никогда! – с жаром влюблённого воскликнул внук.
   - Ну-ну! – дед спрятал улыбку в пышные усы.
 
    Пока велась эта беседа, попугай наводил порядок в своём оперении, чем он мог заниматься долгие часы, возможно, как говорится, от нечего делать. Но, скорее всего, он не просто прихорашивался, а чистил перья, чтобы быть чистым.
   Вы расчёсываете волосы расчёской, умываетесь, мылом смываете грязь с рук … У попугаев, как и у других птиц, своя метода соблюдения гигиены. А гигиена – это чистота.
    У древних греков была даже богиня здоровья Гигиея. От её имени и произошло слово «гигиена». Соблюдать все правила гигиены надо для того, чтобы не болеть. И чтобы не распугивать сограждан запахом немытого тела, нечищеных зубов.
   Попугаю болеть не хотелось. А срамиться своей неопрятностью – тем более. Он ведь Граф!

   Услышав с жаром произнесённое «никогда», Граф встрепенулся и даже хохолок его вздыбился, как поднимается шерсть на загривке у собаки, если она напугана или чем-то возмущена.
   Граф подумал про себя: «Отчего так кипятится этот юноша? Мне бы его заботы! Я слишком был занят собой и упустил нить разговора. Надо поправить дело».
   И желая высказать своё мнение о предмете разговора, птица произнесла:
     - Лямур! Ай-ай-ай!
     - Не стыдите его Граф. Дело молодое. Небось, и вы знаете, что такое любовь, или, как вы изволили выразиться по-французски, лямур?

     Попугай закатил свои глазки кверху, как это часто делают влюбленные, чтобы окружающие поняли, что им известно это чувство. Птица даже вздохнула, как это также часто делают влюбленные, вспоминая предмет своей любви.
    Маршал наблюдал за попугаем, скрывая улыбку в усах – все влюблённые очень обижаются, если над ними  насмехаются, подшучивают.
   - Спасибо, дед, - сказал влюбленный внук. - Вы – настоящий друг! А вдруг я найду ещё третий путь?
   - Я буду рад, если найдешь. И третий, и четвёртый. Есть и нестандартный путь: ты можешь подружиться с тем красивым мальчиком, на которого заглядываются все девочки в школе.
   Это тоже один из манёвров по нейтрализации соперника. Соперничество раскрывает и хорошие, и скверные черты характера. Девочка будет вас сравнивать и выберет самого, на её взгляд, достойного. Тебе придётся смириться, если это будешь не ты.

    Совет тебе ещё один дам: не ленись учиться. Постарайся не смешивать свою влюбленность и учёбу. Пусть они идут разными, параллельными дорогами. Может, ты будешь влюблён ещё десять раз…
    - Никогда, дед!
    - Мы - мужчины вылеплены из одного теста, - парировал Маршал горячее возражение внука. - Уж поверь мне: ничего порочного во влюблённости нет. Влюбляйся хоть десять, двадцать раз. Главное – не терять голову.
    Ты, мой любезный внук, уже достаточно взрослый парень, чтобы понять суть мудрого наставления: ничто не вечно под Луной.
    К сожалению, и все наши чувства, в том числе и любовь, подвержены изменениям.
   Любовь  может увянуть, как цветы; пересохнуть, как речка; замёрзнуть, как вода зимой; развеяться, как туман; уйти, как Солнце за горизонт; погаснуть, как фейерверк; забыться, как сон…
   По-нашему, по-солдатски, сказала своему сыну одна американская дама: «Любовь не безгранична. Её ровно столько, сколько боеприпасов на войне». Поверь мне, солдату, эта синьора сто раз права.

    - Дед, зачем вы нарисовали мне такую мрачную картину? Я читал о любви столько восторженных стихов! Верю и в любовь, и стихам. Это прекрасное чувство! А вы о тумане, о сосульках, в которые может любовь превратиться. Признайтесь, вы пошутили?
    - Конечно, мой дорогой внук, я пошутил, - Маршал засмеялся и обнял внука за плечи. – Люби, на то она и сотворена – любовь. Что бы я тебе сейчас не посоветовал, ты всё равно пойдёшь своей дорогой.
   И любовь у тебя будет своей, не такой, как у других. А я всегда к твоим услугам. Захочешь поговорить о любви ли, или о ревности… да, да, тебе предстоит ещё узнать, что такое ревность. Любовь и ревность – это… - Маршал замялся, хотел найти поточнее сравнение, чтобы оно было понятно внуку, - как соседки, которые друг друга не понимают, а потому всё время в ссоре…

    Их разговор прервал звонок мобильного телефона. Внук выхватил его из кармана, быстро включил и выбежал из комнаты.
    Попугай наклонил голову вправо-влево, вправо-влево. Так делают люди, когда качают головой, если чему-то удивляются и не находят слов, чтобы это выразить. И подвёл итог беседы деда и внука:
    - Р-р-ребъёнок-к!
    - Вы и правы, любезный Граф, и не правы, - сказал Маршал. – Как утверждал французский писатель Виктор Гюго: «Жизнь – цветок, любовь – мёд из него». Прекрасное сравнение, уж поверьте мне. – Потом дед засмеялся: - Уверен, что это сравнение знаете и вы, мой друг.
    А ещё мы с вами уверены в том, что любви все возрасты покорны. Верно я говорю?
   - Завар-р-р-р-ил кашу! – может, птица сказала бы другие слова, но она так заслушалась Маршала, что перезабыла на время  свой словарный запас.

   Разговоры о любви, дружбе, зазнайстве, преданности и предательстве, верности и неверности, чести и бесчестье случались ещё и ещё – по мере того, как подрастали внуки. И внучки.
   Для всей этой молодой поросли (как выражалась бабушка) Семейки Рыжих дед всегда находил нужные слова. А молодая поросль в разговорах с дедом оттачивала своё мастерство полемики, то есть беседы и спора на разные темы.
    Уметь разговаривать с кем-то без раздражения и обид, умение убеждать, как говорят, силой аргументов – это очень важно для комфортной жизни в обществе себе подобных.

   После очередной такой беседы с представителем молодого поколения Маршал говорил сам себе:
   - Нет, что бы не говорили о техническом прогрессе, никакой компьютер, робот, телефон и прочее такое, не заменят, как выразился бы скептик, стандартной, то есть -  живой беседы.
   Когда смотрят в глаза друг другу. Когда можно погладить по руке, чтобы показать: «Я разделяю твою печаль. Успокойся, всё будет хорошо». Когда не чувствуешь одиночества, даже, если кто-то из близких или друзей сидит в другой комнате, а не рядом с тобой. Когда, даже в моём солидном возрасте, хочется положить голову на колени матери или отца, и почувствовать их нежность.
   Я уверен, что никогда механические приборы не вытеснят у нас желания общаться с теми, в ком бьётся сердце и пульсирует кровь.
   Любое живое существо нуждается в тепле, исходящем от другого живого существа. В этом источник существования Вселенной, Мира.