Сказки Семейка Рыжих глава 7

Лариса Прошина
           ГЛАВА  7. СНАЧАЛА НАДО НАКОРМИТЬ И ПРИГОЛУБИТЬ
               

   Наслушавшись разного на родительских собраниях, мама Горошина выработала свою тактику поощрения сыновей и дочерей (это, конечно, заключение папы – насчет поощрения).
   Увидев грустное лицо вернувшегося из школы дитяти (словечко бабушки – Почтенной Горошины), мамочка помогала переодеться, вымыть руки и  усаживала за стол в кухне-столовой, где всегда было чисто, светло и вкусно пахло.
   Сударыня Горошина не понимала тех родителей, которые сразу же хватались за дневник, едва их чадо переступало порог дома и снимало с плеч рюкзак. А некоторые, о ужас! начинали ревизию дневника ещё в школе.
   И тогда на весь вестибюль раздавались комментарии всего, что мамочка или папочка видели в дневнике: «Почему знак бесконечности? Мы же с тобой повторяли тему, какая архитектура была в раннем Средневековье, как выглядели храмы!» или что-то о задачах по математике.

   - Бедный ребёнок, - качала своей кудрявой головой Сударыня Горошина, -  в школе он устал. А  дома ему учиняют разнос, когда перед ним стоит тарелка супа. Он не может нормально прожевать пищу.
   Ему приходится отвечать на вопросы, оправдываться, листать учебники. Он расстраивается, начинает плакать. Еда стынет. Да и аппетит пропадает.
   А некоторые неразумные мамы ещё и упрекают едой: «Я не жалею для тебя ничего! Покупаю тебе самые полезные соки, фрукты.  Неблагодарный!» Так нельзя! Это вредно для здоровья. К тому же, постоянные нудные нотации разрушают отношения родителей и детей.

   Убеждение Сударыни Горошины: «Сначала надо накормить. Потом приголубить, погладить по головке. Ребёнок должен знать, что мама и папа его любят, с какой бы оценкой он не вернулся из школы. Главное: вернулся целым и невредимым.
   И только потом можно спросить: «Как дела?» Родители всегда должны быть на стороне детей! Всегда! Что бы они не услышали от учителей или ещё от кого-то. Если они, конечно, хотят, чтобы дети всё им рассказывали и доверяли».

   К чести Горохового государства надо признать, что «зудящих» родителей здесь было так мало, что годами не применялась статья в Конституции, ограничивающая и осуждающая «зудение».
   Если у кого-то и возникало желание «позудеть», для таких на каждом шагу были установлены специальные автоматы-психоаналитики. Вы задаёте вопрос, как быть, если то-то и то-то, нажимаете кнопку, и вам выдают несколько вариантов совета, как поступить, если ваше дитятко не интересуется каким-то предметом в школе, коллеже, гимназии, или его невозможно оторвать от Луноинтернета, или он на ваше «надо» твердит: «Не буду! Не хочу! Надоело!»… Или  быстро неисполняемое «сейчас».

   Автоматы-психоаналитики отвечали на вопросы не только о детях. Можно сказать, что не было такого вопроса, на который житель Горохового государства  не мог бы получить полный ответ, да ещё и с указанием любой книги, включая даже древние летописи, страницы, года и места издания.
  Где что когда произошло во Вселенной; кто что где и когда открыл; откуда берёт начало и куда впадает любая река; где в конце концов нашли Атлантиду; как удалось возродить мамонтов, динозавров; существовал ли на самом деле дракон или это поэтический образ; как быть, если вам не отвечают взаимностью на признание в любви… Так можно перечислять до бесконечности.

   Вы, конечно, уже давно задаёте вопрос: «Зачем  идти куда-то и тыкать пальцем по кнопкам автоматов-психоаналитиков, если дома есть Луноинтернет?» Но в том-то и дело, что не все граждане этого, выражаясь современным языком, продвинутого  государства, имели дома  «всекосмическую паутину». Были и такие, которые Луноинтернет не признавали. Вот не признавали и всё! И это было их право.
   Скучно было бы на любой планете, если бы там все живые существа и неживые предметы были бы одинаковыми. Там бы всё, что умеет зевать, рты бы свернули от зевоты.

   Как-то папа Горох поделился с Сударыней Горошиной вычитанным в журнале факте из жизни выдающегося немецкого физика-теоретика Альберта Эйнштейна. В мире его знают больше, как создателя теории относительности, хотя  он сделал ещё много других открытий, за что в своё время и получил Нобелевскую премию.

   - Оказывается, - рассказывал папа, - в школе юный Эйнштейн никак не проявлял себя, как будущий гений. Особенно ему не давались, как говорят, точные науки. Доведённый до белого каления директор школы вызвал матушку Альберта и сказал, что её сын ни к чему не способен и пусть она забирает его домой.
   - Какая несправедливость! – с возмущением комментировала этот рассказ Сударыня Горошина. – Какая недальнозоркость! Уж директор-то должен знать, что способности у детей проявляются не сразу. Плохой директор! Не своим делом занимался.

   - Любезная мадам, я полностью разделяю ваше мнение.  Всё, что случилось с Эйнштейном в детстве, стало историей. У монголов есть такая пословица: «Не презирай слабого детёныша – он может оказаться сыном тигра».  А знаете ли вы, что сделала его мать?
   - Я надеюсь, что она не ругала сына?
   - Наоборот! – ответил папа Горох с улыбкой. – Директору эта мудрая женщина сказала всё, что о нём думает. Возможно, «сам ты неспособный» или что-то похлеще. Мать забрала  сына из школы. Сама разработала программу обучения. История умалчивает, были ли у него учителя или будущий гений учился по маминой программе самостоятельно.

   - Я всегда знала, что к детям нужно относиться очень терпеливо, - подытожила эту их беседу наедине Сударыня Горошина. – Ох, как трудно быть терпеливой! Но надо! Никто не заставляет нас  иметь детей. Это дело добровольное. Всех родителей.
    Уж если мы добровольно становимся папочками и мамочками, то  должны трудиться, не покладая рук, именно, как родители. Мне кажется, что самая трудная работа на планете – растить детей.
   А учителя, что учителя! Одни талантливые, другие по всем своим качествам и не должны быть педагогами. Отсев есть в любой профессии. Так что мы должны…

   - Так что мы должны, - папа Горох подхватил фразу, - держать руку на пульсе?
   - Вы правы, дорогой друг, - мама всегда радовалась, если их мнения совпадали, а совпадали они часто, - как это сказано в сказке Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц»: мы в ответе за тех, кого приручили.
   В нашем случае следует сказать: мы в ответе за тех, кому дали жизнь. Пусть наши дети не проявят себя, как выдающиеся физики, мы поможем им раскрыть  способности, которые пока дремлют. Неталантливых нет!
   - Позвольте мне, сударыня, выразить своё восхищение вашей мудростью, - сказал папа и поцеловал Сударыне Горошине руку.
   Конечно, они не расскажут своим детям, что юный Эйнштейн неважно учился в школе. Это, как бы выразился дедушка, деморализовало бы их отпрысков.

   Кстати, в школах Горохового государства не боялись экспериментов, новых методов обучения. Например, ученикам  разрешали  бегать и кричать во время перемен; если же кто-то из учителей их останавливал: «Хватит бегать! От вас слишком много шума», то этот учитель потом объяснялся с директором школы и ему могли снизить оценку.
   Да, да, в Гороховом государстве  педагогам ставили оценки. За поведение. Были оценки и за знания. Именно поэтому в учебных заведениях этого государства практически не было преподавателей, которые не любили детей и свою профессию.

   В Гороховом государстве так же, как и в других, были приняты Неотъемлемые Права Детей. Здесь их никто не нарушал. Родители  всегда знали, где их дети и чем они заняты.
   Можно сказать, что это было компьютеризированное государство. Абсолютно везде были  всем доступные установки, с помощью которых можно было связаться с любым человеком в любой точке планеты. В вестибюлях всех учебных заведений стояли самые современные компьютеры.
  Дети могли задавать любые вопросы преподавателям, вносить свои предложения директору школы или другого учебного заведения, писать домой и получать ответ.
  На это их право никто не посягал, это было так же фундаментально, как сумма от умножения два на два.
 
  А ещё во всех школах, колледжах и коллежах, гимназиях и других учебных заведениях проводили уроки и на полу. Все в удобной для них позе, кто сидя, кто лёжа, включая  преподавателя, сидели на полу весь урок, лекцию. Были противники такой  «вольности».
  Но социологические опросы  населения показали, что качество знаний от этого никак не страдало. Наоборот, родители отмечали, что ребятишки с большей охотой  готовились дома к тем занятиям, которые можно было проводить на полу.
   Когда спросили Сударя Гороха его мнение о такой нестандартной форме занятий, он ответил:
  - Я – за! Всё должно быть в разумных пределах. Главное, чтобы знания откладывались в головах молодого поколения.
 
   Потом Сударь Горох полистал  свои энциклопедические словари, в том числе и выпущенные ещё до Гороховой эры, хмыкнул и пошёл в «Лоскутную», где Сударыня Горошина пришивала заплатку на очередную дырку.
   - Представляете, моя дорогая, - сказал Сударь Горох, -  уроки на полу – вовсе не какое-то сверхъестественное новшество; такая форма обучения стара, как мир. Не напрасно утверждают, что всё новое - это хорошо забытое старое.
   - Что вы говорите, друг мой! – с большим интересом отозвалась Сударыня Горошина. Она выключила швейную машинку, положила на колени шорты с разноцветными заплатками и приготовилась слушать.

    Надо сказать, что в Семейке Рыжих никто никогда не позволял себе неуважительного отношения к другим. Невозможно было представить такую картину: бабушка что-то говорит дедушке, а он слушает и читает газету.
   Или такую сцену: сестра о чём-то спрашивает брата, а он продолжает сидеть к ней спиной и что-то ищет в компьютере.
   Сразу же всё откладывалось, ставилось «на паузу», закрывалось – чтобы внимательно слушать.

   - Ещё в Догороховые времена учитель и ученики сидели на полу, - продолжал глава Семейки Рыжих. -  Условно можно сказать «на полу», потому что уроки могли проводиться во дворе дома учителя; на берегу реки, в пустыне… И так далее.
   Парты и столы появились значительно позже. И в наше время в некоторых странах даже поощряется такая форма занятий. Дети – народ любознательный, им каждый день подавай что-нибудь новенькое и интересненькое. Иначе они киснут, вянут… - потом он посмотрел на Сударыню Горошину, улыбнулся и сказал. – Думаю, друг мой, что вы давно это знаете. И хитрите!

    - Что вы хотите этим сказать, милостивый государь? – мама сделала вид, что возмущена. - И в чём же моя хитрость?   
    - Эти ваши заплатки… Мы могли бы своим детям покупать столько брюк и всего остального, на чём они методично делают дырки, сколько им надо. Но не покупаем. Вы штопаете, подшиваете и закрываете дырки лоскутками. Дети довольны, никто не протестует. Почему? Потому что такая одежда интереснее, привлекательнее.
   А как они ждут своей очереди на получение особого подарка от бабушки – лоскутного одеяла! Всё по той же причине – не стандартно.

   Я слышал, как одна из наших дочерей спросила: «Милая бабушка, а когда будет готово мое «весёлое» одеяло? Хочешь, я тебе помогу?» Но мы знаем, что Почтенная Горошина всегда готова показать, как подбирать, кроить лоскутки, раскрыть все секреты создания таких необычных одеял. Но свои одеяла шьёт сама.
   Ведь редкий художник позволяет что-то рисовать или дорисовывать на своей картине. Она – художница. Как и вы, любезная мадам. Это лишь кажется, что заплатки на джинсах не имеют никакой системы, что вы берёте первый попавшийся лоскуток ткани и пришиваете, только бы прикрыть дырку.
  Словом, за ваше мастерство и оригинальность я ставлю вам самый большой плюс, который может существовать в мире.

    - Что вы такое говорите, друг мой! – щёки у мамы от смущения стали как маков цвет. – Какая из меня художница? Я мастерица, это признаю. Но вы очень наблюдательны, любознательный сударь. В самом деле, я подбираю и ткань, и рисунок. Иначе на одежде наших детей была бы  цветная неразбериха и над ними бы смеялись.
   - Над нашими детьми трудно посмеяться. – Сударь Горох даже спину выпрямлял и гордо голову поднимал, когда говорил о своих сыновьях и дочерях, так он был ими доволен. -  У них хорошо развито чувство собственного достоинства. И они не боятся насмешек.
   У них высокая самооценка. Они понимают одно из важных правил поведения в обществе: во всех ситуациях необходимо оставаться самим собой. Не идти на поводу у  кого бы то ни было -  это они хорошо усвоили. Прислушиваться к советам, и идти на поводу – совершенно разные характеристики поведения.

  Вы  глубоко ошибаетесь, если думаете, что дети в Семейке Рыжих все были пай-мальчиками и пай-девочками. Всякое бывало и в этой семье, что случается и в семьях Слонов, Бегемотов, Львов, Зубров, Китов… И в семьях Людей.
  Дети приходили с разбитыми носами, в разорванной одежде; они умудрялись обменивать новый «механизированный» пенал на копеечную бумажную наклейку, которой не хватало в их коллекции;  на просьбу что-то сделать могли ответить: «Не буду, не хочу, не обязан»…
  Или даже: «А мне фиолетово!» или: «А мне по барабану!», что означает: безразлично, всё равно.
  Трудно даже перечислить ситуации, при которых Сударыня Горошина и Сударь Горох становились в тупик, не знали, как реагировать на поведение своих чад, на их поступки. Их было «вагон и маленькая тележка», как мог бы сказать дед.

  Однако, что бы не случилось, на детей здесь не повышали голос, не давали пощечин; здесь не было таких понятий, как «поставить в угол» и «дать ремня».
  Во-первых, потому что в биографии каждого (без исключения!) взрослого есть такие же факты, какие потом случаются и с их детьми, или ещё похлеще.
  Просто, взрослые забывают о них, или помнят да не признаются. А это нечестно! Кто же признается, что мама или папа ему не однажды говорили: «Ты – не сахар!».

  Во-вторых, физическое наказание детей в Гороховом государстве считалось самым тяжким преступлением и сурово наказывалось. Надо сказать, что за многовековую его историю не было ни одного подобного судебного дела.
  В-третьих, в Гороховом государстве существовали  своеобразные школы для родителей, для бабушек и дедушек. Бесплатные. Для бабушек и дедушек посещение таких школ – было делом добровольным, они могли их не посещать.
  А вот женихи и невесты обязательно должны были при вступлении в брак представить дипломы о состоянии здоровья и об окончании школы для родителей. В тех школах было много полезных лекций на темы: как держать себя в руках, если чадо непослушное; как отвечать на разные вопросы, в том числе и каверзные; что делать, если голова идёт кругом от экстравагантных увлечений ребёнка, и так далее и тому подобное.
  Все это помогало жителям-родителям Горохового государства слыть во Вселенной самыми справедливыми, терпеливыми, чадолюбивыми,  деликатными. Слово «справедливыми» по праву стоит на первом месте.
  Чем больше справедливости в любом обществе, тем больше там порядка и счастья.

  В-четвёртых, здесь вместо «кнута и пряника» применяли только СЛОВО. УБЕЖДЕНИЕ– вот девиз взаимоотношений граждан в Гороховом государстве.
  Добавим к словам Сударыни Горошины: чем чаще в семье детей приголубливают, тем увереннее везде и всегда они себя чувствуют  – «как у Христа за пазухой» (конечно, так могла говорить мудрая Почтенная Горошина).