Сказки Семейка Рыжих глава 6

Лариса Прошина
                ГЛАВА 6. ОЦЕНКИ В ШКОЛЕ – ПЕРЕЖИТОК ПРОШЛОГО?               

    -  Жизнь - как быстро созревающий фрукт, - как-то философски заметил папа Горох. – Кажется, вот дети  такие маленькие, им ещё расти и расти. Ан, нет! Оглянуться не успеешь, а их уже в школу собирать пора.
    Это время приходит у всех детей –   человеческих, гороховых, собачьих, кошачьих, обезьяньих, рыбьих…
   «Если вы, конечно, хотите чего-то добиться в жизни», - так  напутствовал Сударь Горох  всех своих детей, когда приходила пора им учиться.

   Само собой разумеется, что в многодетной Семейке Рыжих учёба никогда не прекращалась. Мальчики и девочки – сёстры и братья Горошинки-Курносый Носик - учились в разных классах. Как только они садились за длиннущий письменный стол (он был сделан на мебельной фабрике по чертежу, нарисованному главой семейства), младшие детишки были тут как тут.
  Им разрешалось присутствовать и наблюдать. Запрещалось шуметь, но у них было право предлагать свои варианты решения задач, ответов на вопросы.

  Если Горошинка пыталась помочь найти правильное слово, хотела что-то подсказать, старший брат говорил: «Позволь мне самому  сделать это. Если не справлюсь, спрошу твоё мнение».
  Сестра совсем не обижалась, потому что старший брат никогда не злился и не разговаривал грубо. Просто ему хотелось самому во всём разобраться. И пока он не находил правильного решения, не отходил от письменного стола.
  «Весь в отца!»,- с восхищением говорила мама. А Маршал однажды назвал этого своего старшего внука  «Молодой Лихачёв», что и прижилось в семье.
 
   Мама Горошина всегда восхищалась своими детьми.
   - Любезная  сударыня, - говорил папа в таких случаях, - вы ведёте себя, как мать английского премьер-министра Уинстона Черчилля. Он  был любимцем матери, и в детстве она разрешала ему всевозможные проказы. И никогда не наказывала.
   Хотя в те годы применялись розги в учебных заведениях и в семьях. По приказанию отца Черчиллю-мальчику  время от времени «всыпали» определённую порцию розг.

   - Любезный сударь, - тем же тоном, что и папа, отвечала мама, - не кажется ли вам, что любовь матери и свобода, которую она поощряла, сделали из английского мальчика выдающего политика? О нём помнит мир. Если я не ошибаюсь, Черчилль был даже удостоен Нобелевской  премии.
   Я люблю наших детей и буду их любить, даже, если они не станут премьер-министрами, и не получат Нобелевскую премию. Именно любовь и разумное, без мании величия, восхищение поощряют развитие личности.

   - Только не будем путать два противоположных правила воспитания, - продолжала развивать свою мысль Сударыня Горошина, -  А) Развивать личность ребёнка.  Б)  Внушать ему, что он относится к избранным и что ему уготована какая-то особая миссия на нашей планете.
   В первом случае  ребёнок растёт и развивается в пределах своих возможностей, потом занимает свою нишу среди сограждан, и счастлив тем, что имеет. Хотя это вовсе не значит, что он оказывается на задворках жизни.
   Во втором случае, ребёнок с малых лет посматривает на всех свысока. Ведь мама и папа ежеминутно твердят ему, что он особый, не такой, как все остальные, лучше, талантливее, что он должен готовить себя к чему-то, что осчастливит человечество. Из таких вырастают, подобные У., Д., Г…
 
   Болезненное самолюбие – страшная черта характера. Приведите хоть один пример, когда всё- всё! человечество просит какую-то одну личность осчастливить его! История развития  Вселенной не знает такого примера.
   Я часто вспоминаю прекрасный фильм «Покровские ворота» и изумительную по своей философской точности фразу одного из героев, Костика: «Уж поверьте историку: осчастливить без желания невозможно». Автор этих слов достоин восхищения.

   - Полностью разделяю ваше мнение! – папа подносил пухленькую мамину ручку к своим губам, целовал её, а потом легонько похлопывал. Глаза его при этом щурились, словно от попавшей соринки. Он улыбался.
Хорошо, когда тебя понимают!
 
   Эти родители знали: любить труднее, ругать легче.

   Мама была уверена, что отметки в школе –  не главный показатель ума и развитости ребёнка. В школе, где учились дети большой  Семейки Рыжих, не ставили единицы; двойки, тройки, четвёрки и пятёрки. Там просто не знали, что это такое.
  Оценки в учебных заведениях их государства, как утверждал папа Горох, были с графическим уклоном. При удовлетворительном ответе на уроке, правильно приготовленном домашнем задании, оригинально сделанном проекте, учитель «рисовал» плюс, а если что-то  было совсем уж не так, как требовалось по учебной программе, то ставился знак бесконечности.
   Знаете, что это такое? Не знаете. Это лежащая недорисованная цифра восемь. Этим знаком учитель отмечал, что учащийся неважно подготовился к уроку, но у него есть шанс исправиться и дальше идти в ногу с товарищами.

   Справедливости ради надо отметить, что знак бесконечности  в дневниках и школьных журналах можно было по пальцам пересчитать – до того его не терпели даже учителя.
   Почему? Потому что считали: если ученик чего-то не понял, не запомнил,  в чём-то не разобрался, то виноват не он, а педагог. И дальше этот педагог занимался дополнительно (конечно, безвозмездно; об оплате не могло идти и речи; это считалось позорным фактом в биографии учителя и могло отразиться на его карьере) с учеником до тех пор, пока он всё понимал, запоминал, во всём разбирался.

   Чаще всего в школу на родительские собрания ходили мама и папа, а иногда – дедушка. Записывали то, что услышали, а потом дома обсуждали. Конечно, они могли включить монитор, слышать и видеть всю панораму (любимое слово одного из старших сыновей в Семейке Рыжих) собрания. Но Сударь Горох и Сударыня Горошина предпочитали живое общение с преподавателями,  другими родителями.
 
   - Вы никогда не увидите,- говорил директор школы на собраниях, - в дневнике и тетрадях своих детей отметки-цифры. Это унижает достоинство подрастающего поколения. Дети разные и учатся они не одинаково. Кто-то лучше, кто-то хуже. Кто-то соображает быстро, а кто-то медленно. Но ведь соображает! Это самое важное.
   Если в школе будут ориентироваться… Простите меня, хочу выразиться грубее – зацикливаться - на хороших отметках, то учителям в школе делать нечего.
 
   Если я, директор, когда-нибудь вздумаю назвать вам цифру, сколько в нашей школе «отличников» и «хорошистов», поправьте меня немедленно. Не подобной статистикой мы должны оценивать успехи учебного заведения.
   Это такая же древность, как скелет динозавра в музее. Анахронизм!
   В космосе вы не найдёте ни одной  абсолютно похожей планеты. Пальто, сшитые на одной фабрике по строго определённой модели, непременно чем-то отличаются. А сколько у нас разных учебников по литературе, математике, истории… И все по многим параметрам нужные и полезные. По многим параметрам, но не по всем. Только вместе мы можем выбрать самые интересные.

   -И ещё, - говорил директор школы,- вы никогда не увидите в тетрадях своих детей запись: «Бегал на перемене. Устроил борьбу с товарищем в коридоре. По поведению «неуд».
   Дневники предназначены только для расписания уроков, для оценок. Всё! Вы не увидите также пометки, сделанные ручкой с красными чернилами. Наши психологи категорически  запрещают «такие художества».
   Дети воспринимают красный цвет в тетрадях, как угрозу. Они теряют интерес к учёбе. Они начинают сомневаться в своих способностях. А этого мы никак не можем допустить. В школу дети приходят за знаниями, а не за отрицательными эмоциями. Вместе с вами, родителями, мы способны вырастить уверенных в себе личностей.
   Наша с вами задача: научить подрастающее поколение реализовывать все свои творческие способности, уметь  жить в согласии с собратьями, получать удовольствие от жизни и понимать, что и другие хотят того же.
 
    Вы знаете главную идею нашего государства: построить гармоничные отношения между всеми гражданами. Такова и наша с вами стратегия.
   - Стиль отношений наших педагогов и учеников, - повторял директор на всех собраниях, - предусматривает отношения «глаза в глаза». Если учитель, разговаривая с детьми, смотрит не в глаза ему, а поверх его головы, такого работника  мы отправляем на переобучение. В дальнейшем он может продолжить преподавательскую карьеру, или избрать себе другую профессию.
 
   Не забывайте, что вы – не просто родители, вы – адвокаты своих сыновей и дочерей. В учебно-развивающем учреждении, как теперь принято называть школы, готовы выслушать все ваши претензии, идеи, программы. Двери школы открыты для вас всегда.

   В Гороховом государстве ходили слухи, что скоро оценки ликвидируют, как пережиток прошлого. Такую новость однажды принёс домой «Молодой Лихачёв» - старший брат Горошинки-Курносый Носик.
   - Не может такого быть! – сомневался дедушка. – Без отметок нельзя. Захочу я узнать, как учатся мои внуки, открою дневники, а в них ничего нет. Нет, без оценок нельзя! Будет хаос!
   Пусть тогда вместо дневника что-то придумают другое. Например, посылать по Семейному Интернету информацию о результатах учёбы за неделю, за месяц…В любом деле должен быть контроль! Иначе – хаос!

   Попугай, казалось, дремал, прислонившись крылом к плечу Маршала. Услышав энергично произнесённое дедушкой слово «хаос», птица встрепенулась и высказала своё мнение об отмене оценок в школе:
   - Бзик!
   Дедушка отстранил попугая от своего плеча, покачал головой:
   - Как вам не стыдно, друг мой, произносить такие слова! Чтобы я этого «бзика» больше не слышал. Внушение я сделаю ещё кое-кому. Кто вас учит.
   Стало ли стыдно попугаю, трудно сказать. Но, подумав, он проговорил, нажимая на букву «р»:
     - Штр-р-р-аф! Низя!
     - Хор-р-р-ошо, что вы сами об этом сказали, - отозвался дедушка. На том и помирились.

     Когда как-то раньше Граф сказал «низя», никто не понял это слово. Учтите, что птица, даже если очень старается, не всегда может произнести чётко всё слово или отдельные буквы. И получается, что говорит она с акцентом, как говорят на чужом для них языке люди.
   А если ещё и ударение не на ту букву поставят, то можно и вовсе не узнать родное слово. Вот и попугай сказал «низя» с ударением на букву «и». Попробуйте произнести «низя» с ударением на «и». Вроде бы, как имя звучит.

   - Что такое наш Граф сказал? – удивился один из мальчишек Горошин. – Кто-нибудь понял?
   - Я не понял, - сказал дед. – Но у попугая много учителей. Они-то должны знать.
   - Не помню, чтобы мы учили его этому слову, - пожал плечами один из  «учителей». – Оно не из нашего репертуара.
   - Сегодня Граф не в формате. Сам, наверное, придумал этот слоган.
    А попугай сидел на клетке, делал вид, что чистит перья, и хитренько так на всех поглядывал.

    - Давайте вспомним ситуацию, при которой он это сказал, - предложила одна из девочек Горошин.
    - Правильно. Наш Молодец (так звали собаку) играл с черепахой. Играл, играл, а потом вдруг перевернул её вверх лапами.
    - Да, это было очень смешно. Черепаха дрыгала ногами, а перевернуться обратно сама не могла.
    - И что в этом смешного? Бедное животное! – возмутилась Горошинка-Курносый Носик.

    - Смешного, действительно, мало, - сказал её старший брат. – Но мы этого не видели. А попугай увидел и стал кричать: «Низя!Низя!Низя!».
    - Низя – это нельзя! – завершила уверенно дискуссию бабушка. – Так дети говорят. Если его никто не учил слову «нельзя», значит, он знал его раньше. Молодец! – похвалила птицу Почтенная Горошина.
   Она протянула к попугаю руку, раскрыла сжатую ладонь. На ней лежали кусочки яблока.
   Граф деликатно взял лапой один кусочек. Но прежде чем начать есть, посмотрел на Почтенную Горошину, подмигнул ей одним глазом, несколько раз кивнул головой, что могло означать только одно – так он её благодарил, и проговорил:
  - Р-р-рыбка!
  Надо ли вам рассказывать, что сообразительной птице минут пять хлопали все Горошины?