Последний путь генерала Берзарина

Татьяна Морозова 7
            
               
Не лебезил, не врал, не крал,
Детей в заложники не брал…

За шесть дней до празднования в Москве победы над фашистской Германией на Новодевичьем кладбище звучала скорбная музыка и гремели прощальные выстрелы:  провожали в последний путь первого советского коменданта Берлина, генерала Берзарина, погибшего в 41 год при странных обстоятельствах. Всего три дня назад он рассказывал на международной пресс-конференции о ближайших планах по восстановлению разрушенного города, а на следующий день уже лежал с проломленным черепом, искалеченный в автокатастрофе...
 
В скорбном молчании стояли возле гроба генерала друзья, сослуживцы, рыдали родные, и только его боевого товарища, маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова, прилетевшего из Берлина проводить Николая Эрастовича в последний путь, не было на кладбище. Его срочно вызвал к себе на дачу товарищ Сталин, получивший два дня назад телеграмму от своего Главнокомандующего группой Советских оккупационных войск в Германии, Главноначальствующего Советской военной администрации:
«Москва, Кремль. Товарищу Сталину

Сегодня, 16 июня, в 8 ч. 15 м. в Берлине от катастрофы на мотоцикле погиб Герой Советского Союза командующий 5-й ударной армией и комендант города Берлина Берзарин Николай Эрастович.

Смерть произошла при следующих обстоятельствах.
В 8. 00 тов. Берзарин на мотоцикле с коляской выехал в расположение штаба армии. Проезжая по улицам Шлоссштрассе со скоростью 60-70 км., у перекрестка с улицей Вилхелмштрассе, где регулировщиком пропускалась колонна грузовых автомашин, Берзарин, не сбавляя скорости и, ВИДИМО, потеряв управление, врезался в левый борт грузовой автомашины «Форд-6».
В результате катастрофы Берзарин получил пролом черепа, переломы правой руки и правой ноги, разрушение грудной клетки с мгновенным смертельным исходом. С ним вместе погиб находившийся в коляске его ординарец...»

В своих воспоминаниях Георгий Константинович не приводит текста этой спецтелеграммы, случайно обнаруженной в Берлине в 1999 году. Выделенное в ней слово «ВИДИМО» наводит на размышления: по какой причине Берзарин потерял управление? Был ли он  без сознания, когда отказали тормоза, или умер за рулём? Но почему не спрыгнул его ординарец, увидев, что комендант не сбавляет скорость и вот-вот врежется в колонну  грузовиков. Позже появилась версия о неких немецких мстителях-оборотнях, объявивших себя организаторами убийства Берзарина, но какой им был смысл расправляться с комендантом, в котором немцы души не чаяли за его человечность? Он  распорядился выдавать детям молоко,  организовал снабжение населения по продовольственным карточкам, в конце мая под его руководством были введены в эксплуатацию пять линий метрополитена, а к середине июня заработали 120 кинотеатров и возобновились занятия в школах…

В последний путь генерала Берзарина провожали 15 тысяч роз, срезанных в садоводствах, и 10 тысяч жителей Берлина, благодарных за милосердие к поверженному немецкому народу. Во второй половине дня его гибели гроб уже стоял на постаменте в главной советской штаб-квартире в Карлсхорсте. Всего пять недель назад маршал Жуков вместе с командармом  присутствовал здесь на подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии, а теперь стоял в траурном карауле вместе с другими боевыми товарищами.  17 июня гроб с телом Берзарина провожали на аэродром…

***

Накануне дня своей гибели, поздно вечером 15 июня 1945 года, первый советский комендант возвращался с работы вместе с генерал-лейтенантом Боковым Ф. Е. и был в хорошем настроении: на днях он должен был вылететь в Москву на Парад Победы и радовался, что, наконец, увидит свою маленькую дочурку. Утром Фёдору Ефимовичу позвонил домой дежурный по штабу и ошеломил страшной новостью: «Товарищ член Военного совета, на Франкфуртер-аллее убит генерал Берзарин».
 
По результатам следствия, проведённого немедленно военной прокуратурой, выяснилось, что Берзарин ехал из штаба армии на  мотоцикле и за рулем сидел сам, а ординарец — в коляске. У перекрестка отказали тормоза - экспертиза показала, что они были неисправные…

Так и осталось тайной, кто был виновен в этой автокатастрофе. Все документы засекретили, но слух о руке НКВД всё же прошёл. Позже упорно навязывалась версия, что аварию подстроили мстители из «Вервольфа», что в крови Берзарина нашли следы алкоголя. В Бреслау, действительно, находили водку отравленную ими  и подпорченные продукты питания, но не в Берлине и тем более не в советской комендатуре.

Георгий Константинович Жуков в случайность аварии и причастность к ней мстителей-партизан не поверил, выделив в спецтелеграмме: «ВИДИМО».
Видимо, советское руководство решило избавиться от генерала, лояльного к немецкому населению,  работавшего в 30-х годах под началом репрессированного Василия Блюхера и назначенного комендантом не Сталиным, а Жуковым. Да и про первый Парад войск у Бранденбургских ворот, что принимал 4 мая Берзарин после капитуляции Берлина, видимо, целесообразно было навсегда забыть. И забыли - ни в одной советской энциклопедии о нём не упомянули...

18 июня 1945 года вождь пригласил Георгия Константиновича Жукова к себе на дачу, чтобы ничего лишнего не сказал у гроба погибшего коменданта, согласился с назначением Александра Горбатова вместо Берзарина. Соообщил также Сталин Жукову, что он будет принимать Парад Победы 24 июня.
Информацию о военном самородке, чьи дивизии первыми ворвались в Берлин и рейхсканцелярию Гитлера, заплатив за это ужасающую цену, сознательно замалчивали в советской прессе долгие годы.
Ист. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА [ Мемуары ] Боков Ф.Е. «Весна победы» Глава девятая. Материалы Google.