Запасной вариант

Владимирми Фадеев
               

      Профессор Матвей Филимонович любил студентов, понимал юмор молодых людей, порой и сам шутил, отвечая на их хитрые вопросы с тайным подвохом. Он всегда был в окружении своих слушателей. Одним что-то на ходу разъяснял, кому-то давал практические советы или бранил за пропуск лекций. У него была привычка называть студентов  «коллега». Это очень нравилось старшекурсникам.
      На лекции по биологии Матвей Филимонович сказал:
     - Ну-с, коллеги, как вы уже догадались, вам – будущим хирургам нужно отлично знать биологию и физиологию человека, без этого  невозможно быть настоящим медиком. А сейчас посмотрим, что вы знаете.
      Он подошел к разборному макету человека, установленному у черной доски актового зала, длинной указкой потрогал ухо макета и спросил:
     - Как вы думаете, коллеги, будет жить человек без этого органа?
     - Конечно, будет! Ничего страшного в том нет,- раздались уверенные голоса.
       Профессор положил ухо на стол.
     - А если он лишится руки?
     - Будет живой! Много безруких людей вернулось с войны…
       Профессор отсоединил руку и тоже положил на стол. Потом указкой выразительно постучал по ноге макета:
     - А без нее будет жить?
     - Конечно, без нее плохо, но не умрет,- заверили студенты.
       Матвей Филимонович вынул затем один глаз, а из грудной  клетки вытащил одно легкое, из брюшины удалил одну почку, все это положил  на стол рядом с конечностями и ухом.
     - Что теперь ответите? – спросил профессор у зала. – Будет жить человек в таком состоянии?
     - Судя по тому, что удалено по одному из парных органов, у него еще есть шансы  выжить,- ответил за всех староста курса.
     - Мозг тоже состоит из двух полушарий. Как нам быть с ним: удаляем одно полушарие или оставляем?
      Профессор потянулся было к черепной коробке, потом сердито зажал свою бородку в кулак, повернулся с сердитым лицом к студентам и после долгой паузы сказал с сарказмом:
     - Оказывается, вы очень большие знатоки биологии. Пора хоть сейчас выдавать вам дипломы специалистов. Не правда ли? А на самом деле, коллеги, вы только что убили человека. Вот его препарированные останки лежат на столе. Выходит, вас нужно судить за расчленение человека…
      Аудитория молчала. В напряженной тишине было слышно, как билась о стекло пчела, не находя выхода на свободу. Все ждали, когда их любимый профессор все же разъяснит свои слова и разрядит почему-то ставшую гнетущей тишину.
      - Сложилась странная ситуация, Матвей Филимонович. Ведь у хирурга животворящий скальпель, ним он не убивает,  а спасает жизнь  больного,- высказался наконец, нарушив тишину, отличник курса, студент с длинными волнистыми волосами. Аудитория ожила. Некоторые листали учебники биологии, весельчаки шепотом шутили по поводу макета, стоящего на одной ноге и с дыркой вместо глаза. Начался оживленный обмен мнениями.
     - Не кажется ли вам, коллеги, странным ваше собственное обычное поведение? Например, правая рука записывает лекцию, а левая рука ищет в кармане носовой платок. Правая нога в это время выбивает под столом легкую дробь, а левая пытается положить свой ботинок на колено правой. То есть правые и левые конечности ведут себя совершенно независимо, как будто два брата сидят рядом и каждый занят своим делом. Давайте теперь проникнем еще глубже в самих себя. Одно полушарие мозга слушает лекцию, а другое в это время вспоминает вчерашнюю встречу с девушкой.
      Профессор выдержал  паузу и, увидев, что его слова воспринимаются с интересом, еще подлил масла в огонь:
     - А на счет вашего животворящего скальпеля, мой юный коллега, скажу, что он обыкновенный родственник простого ножа, только специализированный и находится в умелых руках медика. Благодаря мастерству хирурга он всего лишь отсекает больную часть больную часть органа и тем самым способствует выздоровлению.
    - Вот те на! А я собрался всю жизнь посвятить скальпелю! – раздался одинокий голос.
      Потом профессор продолжил свою мысль.
     - Вполне возможно, коллеги, что парные органы – глаза, уши, ноздри, руки, ноги, легкие, почки – свидетельствуют, что человек состоит как бы из двух половинок,- сделал неожиданный вывод Матвей Филимонович.
       Сидящий в первом ряду самый эрудированный студент в очках подхватил идею и громко заметил:
     - Не отсюда ли пошла поговорка, что каждый человек ищет свою половинку. Как найдет, только тогда становится счастливым.
     - А кто живет с чужой половинкой, тот не совсем счастлив? – засмеялись остряки. – Таких сразу видно: если хромой или скособочен, значит, попалась ему половина меньшего роста.
       В самом конце аудитории по-школьному поднял руку и нетерпеливо просил слова долго молчавший студент.
     - Позвольте и мне высказать высказать свое мнение в этом научном споре! – с напряжением в голосе, пытаясь перекрыть шум, обратил на себя внимание этот скромный молодой человек.
     - Думаю, ошибочно считать, что в одном теле живут два человека. Просто 22 миллиона лет назад, когда были сотворены земля и все сущее на ней, человеку была дарована очень продолжительная жизнь и способность быстро заживлять раны, выживать в любых экстремальных условиях. В подтверждение своей гипотезы сообщу такой факт: Адам прожил 900 лет и имел крепкое здоровье. Даже до наших дней дошла способность человека оставаться живым даже тогда, когда он теряет один из перечисленных парных органов.
     - Ну, ты и тихоня! До каких вершин в науке добрался. Где ты нахватался этих знаний? – послышались насмешливые реплики.- Ага, понятно: начитался «Ветхого завета». Наверное, и крестик носишь? Признавайся!
     - Стойте, стойте! Есть и другое мнение, дайте высказаться,- вступило в разговор, видимо, еще одно будущее научное светило с рыжей шевелюрой:
     - Человек – это прототип современного автомобиля. Необыкновенная жизненная сила у него оттого, что он имеет два пока невидимых альтернативных источников энергии наподобие топливного бака под бензин и баллона для жидкого газа. Когда нужно, переключается на тот или иной вид топлива. Это своего рода запасной вариант. Ноги человека – это его транспортное средство, а руки – органы самообслуживания. Глаза не зря называют фарами. Отвалилось колесо – машина все равно работает, живет, только двигаться не может. Так и человек без ног – живой, но неподвижный, как истукан на острове Пасхи. Конечно, разве это жизнь?
    - Наш красноречивый оратор отклонился от темы: два ли существа  в одном человеке. Кто еще хочет высказаться? – спросил староста курса и поправил строгий cгалстук, завязанный слабым узлом.
      К трибуне, как на собрании, подошел еще один студент
     - А для меня ближе гипотеза о том, что человек – загадочное существо. Вроде бы люди по форме все одинаковые, а вот по интеллекту совсем разные. В одном теле живет поэт, во втором – художник, в третьем – композитор, в четвертом – ученый. А происхождение у всех самое банальное – родители простые люди, рабочие, крестьяне. Откуда же тогда интеллигентное проявление этой творческой личности? И все же, не смотря на внешний высокий интеллект, все они в определенных условиях показывают свою настоящую сущность. Все они одинаково пьянствуют, сквернословят, дерутся, воруют. Это, по-моему, проявление чувств истинного первичного хозяина конкретного организма. А тот, кто вселился в его  «жилище», явно другого происхождения. Он сочиняет стихи, музыку, изучает космос, изобретает удивительные машины. Как же уживаются два таких разных индивидуума в одном организме?!
    - А так же, как свинья и лебедь в одном мешке с прорезью для глаз,- ответил мечтательному оратору грубоватый юморист. – А вот я считаю, что…
      В это время раздался звонок об окончании занятий. Все поспешили на выход. Выключил и я свой портативный магнитофон. А когда дома прослушал эту запись, то понял, что лекция по биологии превратилась в заседание клуба  любителей научной фантастики.