Положение номер один. Армейская байка

Александр Мишутин
  Второй день не выходила из головы попевка ростовчанина Володи  Пахомова:
      Вот зашли мы в ресторан -
      Топай-топай!
      Гаврила - в рыло, я - в карман
      Кверху жопой.

  Октябрь 1962 года. Карибский кризис. Германия,ГДР. Наш авиаполк переведён на положение "номер один". "Номер один" - это военное положение. Все лётчики и весь лётный состав днюют и ночуют на аэродроме. В так называемых "лётных домиках". Все ждут приказа. Какого - неизвестно. Но ждут. Ожидание неизвестно чего изнуряет, сжигает психологически человека.
А лётчики - люди. В "лётных домиках", где они спят, грязно, накурено, наплёванно. О манерах в такой ситуации трудно говорить. А потому, да и не только, "лётные домики" убирали мы, солдатики-срочники. Настал день, когда подошла наша очередь, оружейников полка, убирать в "лётных домиках". Но не все двенадцать (или пятнадцать?) человек пойдут подметать эти ночлежки, а кто-то один из нас, чья машина (самолёт) или в ремонте или в полёте.

  Кандидатов оказалось четверо, среди них и я: мой ИЛ-28 был на ремонте. Демократичный наш командир капитан Симкин сказал:
  - Ребята, решайте сами, кто пойдёт.
  Свернули в трубочки четыре бумажки (на одной из них - "крест"), бросили в шапку: тащите. Я сделал заявление:
  - В "лётных домиках" я убирать не буду, даже если "крест" выпадет мне.
  Крест, конечно, и выпал мне.
  - Я не пойду, - подтвердил я своё решение.
  - Ну что же, - сказал Симкин, - у меня нехватает полномочий, чтобы наказать тебя. Иди...

  Ещё у одного командира оказалось недостаточно полномочий. И предстал я, наконец, пред ясные, боевые очи командира полка, Героя Советского Союза полковника Гуляева.
  Тот сразу - матом. Я отдам тебя под трибунал! Ты не выполнил приказ! В военное время за это - расстрел на месте! А сейчас - положение "номер один", военное время.
  А за окном - золотая европейская осень.
  А на душе - слов нет...
  - Ладно, - говорит Гуляев, - не ставить же тебя к стенке. Из-за тебя, засранца, я не буду ронять честь полка. И не отправлю я тебя в дисциплинарный батальон (штрафбат,короче)
  Я молчу. И полковник выдерживает паузу.
  А за окном  - золотая европейская осень.
  А на душе...
  - А напишем-ка мы письмо твоим родителям, как ты тут, паршивец, служишь.
  - Пишите...
  А за окном...
  Что я - солдат Иван Бровкин? (Был такой фильм) Или - из деревни? Пусть пишут.

  - Ты - механик по вооружению? - он смотрит в бумаги.
  - Так точно, товарищ полковник.
  - О! Второй класс! Отличник авиации, засранец! А чтоже ты...- опять завёлся полковник. - Слушай, а чем отличается механик по вооружению от мастера по вооружению?
  - Мастера - помощники механиков. И норма питания у них хуже.
  - Ага! Понял! - обрадовался Гуляев. - И классности уних нет! И марки немецкие они не получают за классность! Отлично! Всё! Я перевожу тебя в мастера.
  А за окном...

  Это было изящное и изощрённое наказание. Самое больное: наказать солдатика плохим питанием. Кроме того: нас оружейников-срочников в полку было только двое, готовых сдать экзамены на первый класс. А это - дополнительная оплата в рублях и в марках.
  А теперь вот - "кверху жопой".

  ...И когда через год, перед дембелем, зачитывали приказ о награждениях и поощрениях, то прозвучала и моя фамилия:
  - ...перевести в механики по вооружению.

  Но зато убирать за кем-то меня больше никогда не посылали.